Новый сезон замечательного театра ШДИ открывается премьерным спектаклем по роману Ю. Олеши.
Оригинальную инсценировку своей знаменитой повести «Зависть» писатель сделал специально по просьбе театра. Спектакль назывался «Заговор чувств». «Я развлекаюсь наблюдениями», – так писал Олеша, теперь новому поколению читателей этого романа предстоит ответить на вопросы: «Как понимать зависть и славу?» и «Кто «герой века» новой эпохи?».
Человек и время в «Зависти» Юрия Олеши – главная тема, которую каждый читатель понимает по-своему. Так и режиссер Игрь Яцко в премьерном спектаке по этому произведению дал свое понимание вечных вопросов. Для создания спектакля Игорь Яцко использует текст романа, черновики, пьесу, а также обращается к изданным уже после смерти писателя автобиографическим заметкам «Книга прощания», известным еще как «Ни дня без строчки».
Роман начинается с фразы, которую сейчас все знают как мем:
Он поёт по утрам в клозете. Можете представить себе, какой это жизнерадостный, здоровый человек.
Олеша перепробовал три сотни вариантов, прежде чем найти нужное звучание первых фраз. Великий кинорежиссер Сергей Герасимов услышал в этой первой фразе «совершенную фортепьянную пьесу», в которой смысл влит в отточенную форму. Культурологические параллели обнаруживаются и в спектакле ШДИ, поэтому в спектакле очень много музыки, которая несет важный метафорический смысл.
Неслучайно зрителям перед спектаклем предлагается выставка «Лавка метафор». В атриуме театра экспозиция знакомит с произведениями художников разных жанров, посвящёнными творчеству писателя – это живопись, кальки, текстильные панно, графика, мозаики, фотографии и другие арт объекты. Название экспозиции – идея самого Юрия Карловича Олеши. «Король метафор» мечтал открыть лавку метафор, где любой желающий мог заказать литературный троп. Провокационные эпитеты и метафоры по-новому открывают нам глаза на привычные, казалось бы, вещи: «административный восторг», «переулок болеет мною».
Музыкальные номера, символика костюмов, сценография – это и есть тщательное прочтение режиссером сложных метафор Ю. Олеши.
Сюжетные метафоры – система видения писателя. Он видит стрекозу и замечает, что она похожа на самолет. Олеша мыслит образами: один предмет не заменяет, а обновляет другой. «Раскрытый рояль, похожий на фрак», – так Олеша владел средством будить свежесть восприятия, первоначальностью ощущений.
«С Тверской я свернул в переулок. Мне надо было на Никитскую. Было раннее утро. Переулок суставчат. Я с тягостным ревматизмом двигаюсь из сустава в сустав. Меня не любят вещи. Переулок болеет мною».
«Идет дождь. Дождь ходит по Цветному бульвару, шастает по цирку, сворачивает на бульвары направо и достигнув вершины Петровского, внезапно слепнет и теряет уверенность».
В спектакле, как и в романе «Зависть» отсутствует линейная причинно-следственная фабула. Сюжет строится на свободном «кубистском» монтаже фрагментов – с забеганием вперед и возвращением назад, включением абсурдных сцен, пространных снов героя. Драматургический материал, предложенный режиссером, отличающийся парадоксальной остротой, сценическими обобщениями, отсутствием мелкого бытовизма, — представляет собою превосходное поле для театральной работы.
Художник и Время — все то, что приходится испытать художнику, перечувствовать, если ему судьба была оказаться в эпицентре событий, перемен, сдвига тектонических плит истории
Игорь Яцко
Конфликт со временем сменяется полным равнодушием к нему прежде бунтующих героев и подводит повествование к почти водевильному финалу.
Да и Олеша привел своего героя к нравственному итогу, который тот сам себе напророчил: «Ах, это тот, что жил в знаменитое время, всех ненавидел и всем завидовал… был томим великими планами, хотел многое сделать и ничего не делал…». Финальная сюжетная точка – превращение зависти и ревности в равнодушие и покой. Бунтари и мечтатели, участники заговора чувств, два смешных чудака-поэта оказываются в одной постели вдовы Прокопович.
Еще, конечно, нас педагогов не может не радовать тот факт, что в спектакле задействованы наши выпускники, они уже наравне с мастерами воплощают сложные образы.
Как замечательно написала одна зрительница в отзыве о спектакле:
«Зависть» в Школе драматического искусства — это как разговор с очень умным, но слегка занудным собеседником: ты понимаешь, что он прав, но хочется либо уснуть, либо сбежать, либо «подучить матчасть» (перечитать книгу).
Действительно, к этому спектаклю нужно быть подготовленным, чтобы наслаждаться драматическим искусством и «купаться» в образ и метафорах.
Ирина Мурзак
филолог, литературовед, театровед
доцент Департамента СКД и Сценических искусств, руководитель программы "Театральное искусство, медиакоммуникации в креативных индустриях" ИКИ МГПУ