Среди героев Отечественной войны 1812 года есть несколько генералов, малая известность которых меня удивляет. Все знают командующих 1-й и 2-й армий Барклая и Багратиона. О Кутузове и говорить нечего. Из генералов уровнем ниже хорошо известны имена Милорадовича, Раевского, Платова.
А такие полководцы как Дохтуров остаются лишь именами из учебника. Хотя казалось бы – Дохтуров не ниже Раевского, такой же командир корпуса. И даже больше, после ранения Багратиона принял при Бородино остатки 2-й армии. Бился в сражениях не меньше Раевского. А то и больше. Но вот поди ж ты – не так популярен.
Воспользуюсь поводом – днем рождения Дмитрия Сергеевича, чтобы по возможности обстоятельно поговорить о нем.
Сын гвардейца
Дмитрий Сергеевич Дохтуров родился 1 (12) сентября 1759 года. Документально место рождения его не установлено. Но поскольку Дохтуровы происходили из тульских дворян, имели под Тулой поместья, скорее всего, место рождения нашего героя – тут же под Тулой.
Отец Дмитрия Сергей Дохтуров – отставной капитан лейб-гвардии Преображенского полка. Дед его также служил преображенцем. Можно сказать, что Преображенский полк стал родовым для Дохтуровых.
Сначала мальчик рос в имении родителей. Видимо, получал домашнее образование. Отмечают, что к 11 годам он изъяснялся на французском и немецком языках и еще осваивал итальянский. Правда, качестве владения языками неясно. Вроде бы «свободно изъяснялся», но ЕГЭ тогда (хвала богам) не было, не проверим.
С другой стороны, известно, что в 1771 году Дмитрий поступил в Пажеский корпус. Возможно, как-то языками и вправду владел. Кроме того, в корпус принимали детей дворян, имеющих заслуги перед Россией. То ли Дохтуров-отец имел таковые заслуги, то ли задействовал свои связи в гвардейской среде.
Несмотря на название «пажеский», то есть вроде для пажей, и придворный статус, и до реформы Александра I из корпуса выходили офицеры. Дмитрий Дохтуров в 1781 году вышел поручиком в тот же Преображенский полк.
Вице-президент Военной коллегии Григорий Потемкин как раз на рубеже 1770-х и 1780-х годов принялся энергично вводить в армии и в гвардии егерские батальоны. Образовался такой батальон и в Преображенском полку. И в 1784 году капитан-поручик Дохтуров принимает роту в егерском батальоне.
Первая война
Свою первую войну, Русско-шведскую 1788-1790 годов, Дмитрий Дохтуров встретил уже капитаном. И что тут особо интересно – боевое крещение гвардейский капитан принял не на суше, а в море. Здесь же получил первое ранение и заслужил первую награду. Как так вышло?
Шведы, а конкретнее король Густав III, начали войну в удобный момент, когда русская армия всё глубже увязала в Русско-турецкой войне 1787-1791 годов. Жаль, конечно (для шведов), что король не дождался ухода линейных сил русского Балтийского флота в Средиземное море. Всё-таки эта война шла в основном на море.
Для ведения войны на море из состава гвардейских полков сформировали сводный отряд. Нет, гвардейцы не должны были становиться матросами и лазать по реям. Им пришлось взять роль морской пехоты на гребной флотилии. В этот сводный отряд командиром роты попал и капитан Дохтуров.
Война началась летом 1788 года. Готовить отряд к кампании этого года было уже поздно. Настоящая подготовка началась весной 1789 года в Кронштадте. А уже в июне 1789 года возникла необходимость поддержать левый фланг нашей армии, наступающей в Финляндии. Принц Нассау-Зиген вывел в море гребную флотилию.
Целью принца стала шведская гребная флотилия, стоявшая на Роченсальмском рейде. 13 (24) августа 1789 года принц атаковал шведов. Началось Первое Роченсальмское сражение, в котором принял участие и капитан Дохтуров.
Дело вышло тяжелым, доходило до абордажных схваток. Тут-то и пригодилась «морская пехота». Капитан Дохтуров в бою был ранен в плечо, но остался в строю. За проявленный героизм Дмитрий Сергеевич удостоился награды – золотой шпаги «За храбрость».
Прошла зима, настало лето, а песенка врага не спета. В 1790 году противостояние на Балтике достигло апогея. Летом шведский флот оказался блокированным в Выборгском заливе.
Положение шведов казалось безнадежным. Но, как говорил барон Мюнхгаузен из советского мультика, безвыходных положений не бывает. 22 июня (3 июля) флот Густава III пошел на прорыв. Хотя и с большими потерями, но он ускользнул из мышеловки.
В Выборгском сражении принял участие и капитан Дохтуров. Здесь он получил вторую рану. Зато сумел показать себя.
От войны до войны
Дальше карьера Дмитрия Сергеевича полетела с возрастающей скоростью (физик бы сказал: с положительным ускорением). В 1795 году Екатерина II производит Дохтурова в полковники. Пора выходить из гвардии и приниматься за командование полком – первая по-настоящему самостоятельная ступень военачальника.
В ноябре 1796 года на престол восходил Павел I. Если что-то изменилось для Дохтурова, то в лучшую сторону. В 1797 году он становится генерал-майором. Не так рано, но и не поздно – в 38 лет.
К слову сказать, здесь Дохтуров обгонял и Багратиона, и Барклая (стали генерал-майорами в 1799 году). А дальше будет еще более быстрый рост. Только-только Багратион и Барклай получили генерал-майорский чин, а Дохтуров в том же 1799 году стал генерал-лейтенантом. И это нужно запомнить – пригодится.
Многие генералы через царствование Павла прошли не гладко. В какой-то момент нависла угроза и над Дохтуровым. Летом 1800 года царь отправил его в отставку и даже отдал под суд. Ай-ай, как плохо. Но ничего, суд оправдал генерала, а царь честно восстановил того на службе.
Не довелось Дмитрию Сергеевичу повоевать с Суворовым против французов. Но уже наступало новое царствование. Александр I сцепится с Наполеоном насмерть.
А покуда и новый царь продолжает благоволить генерал-лейтенанту. Тот получает служебное повышение и становится инспектором пехоты Киевской инспекции (1803 год). Инспекции – это что-то вроде военных округов или районов. На юге, кроме Киевской, имелись также инспекции Украинская, Крымская, Днестровская. Как раз в 1803 году формировались новые полки, и инспектору было, чем заняться.
А международная обстановка всё больше накалялась. Александр I начал сколачивать коалицию против Франции. Великобритания, которая и так вела войну, была совсем не прочь создать Бонапарту проблемы на континенте (чтобы тот, неровен час, и в самом деле не высадился в Британии). Да тот и сам давал повод к неудовольствию держав.
Весной 1805 года Россия заключила союз с Англией. Русский царь обещал выставить 180 тысяч войска. Да еще пытался склонить на свою сторону пруссаков. В августе в коалицию вступила Австрия. И дело бодро пошло к войне.
Продолжение:
------
Все материалы рубрики "Русские полководцы":