Найти в Дзене
Петербургский Дюма

О ПАМЯТИ ПАВШИХ

Древние Афины не делали тайны из гибели своих солдат на войне.

Мудрец и законодатель Солон, живший около 640-559 годов до н.э., заложил важнейшую традицию, которая неуклонно соблюдалась с конца V века до н.э. Жители первого в истории демократического государства устраивали павшим солдатам публичные общественные похороны. Каждый гражданин в Афинах знал их имена. Перед захоронением тела на три дня оставляли в специальной палатке, чтобы все желающие могли проститься, сделать поминальные подношения и отдать последние почести.

Исключением не стали похороны погибших в первых боях Пелопоннесской войны в 431 году до н.э. Останки были помещены в кипарисовые гробы. Один гроб традиционно пустовал, символизируя пропавших без вести и тех, чьи тела утрачены. Торжественная траурная процессия пронесла гробы до кладбища. На специальной каменной стеле мастер высек имена всех убитых, чтобы современники и потомки помнили каждого, кто погиб за свою страну.

-2

Последней часть публичной церемонии стала речь Перикла, жившего около 494-429 до н.э., основателя афинской демократии и главы государства, который вывел Афины на пик могущества и сделал центром Эллады.

Текст речи сохранил для потомков Фукидид (около 460-400 до н.э.), основатель исторической науки. По прошествии 2450 лет уже трудно сказать, где он повторил Перикла слово в слово, а где добавил от себя что-то, близкое по смыслу. В любом случае основные тезисы речи главы государства на публичных похоронах павших солдат заслуживают внимания по сей день.

Наш государственный строй не подражает чужим учреждениям; мы сами скорее служим образцом для некоторых. Называется этот строй демократическим, потому что он зиждется не на меньшинстве, а на большинстве народа...
Мы живём свободной политической жизнью в государстве и не страдаем подозрительностью во взаимных отношениях повседневной жизни; мы не раздражаемся, если кто делает что-либо в своё удовольствие, и не показываем при этом досады, хотя и безвредной, но всё же удручающей другого...
Благодаря обширности нашего государства, к нам со всей земли стекается всё, так что мы наслаждаемся благами всех других народов с таким же удобством, как если бы это были плоды нашей собственной земли...
Государство наше мы предоставляем для всех, не высылаем иноземцев, никому не препятствуем ни учиться у нас, ни осматривать наш город...
Мы пользуемся богатством как удобным средством для деятельности, а не для хвастовства на словах...
Мы сами обсуждаем наши действия или стараемся правильно ценить их, не считая речей чем-то вредным для дела; больше вреда, по нашему мнению, происходит от того, если приступать к исполнению необходимого дела без предварительного обсуждения его в речи...
Создав могущество, подкреплённое ясными доказательствами и достаточно засвидетельствованное, мы послужим предметом удивления для современников и потомства, и нам нет никакой нужды ни в панегиристе Гомере, ни в ком другом, доставляющем минутное наслаждение своими песнями, в то время как истина, основанная на фактах, разрушит вызванное этими песнями представление. <…>

Хорошо и современно сказал глава Афинского государства на публичных торжественных похоронах погибших воинов больше 2450 лет назад («История Пелопоннесской войны», книга II, глава 37)...
...а на снимке — памятник солдатам, погибшим в Первой мировой войне (Льеж, Бельгия).

-3

ВНИМАНИЕ!

Читать авторские книги, комментировать эксклюзивные публикации, порой вступать в переписку с автором — эти и другие приятные возможности с начала 2025 года получают подписчики аккаунта "Премиум".
Стартовый минимум — цена пачки дешёвых сигарет.
Подписывайтесь, потолкуем.

★ "Петербургский Дюма" — название авторской серии историко-приключенческих романов-бестселлеров Дмитрия Миропольского, лауреата Национальной литературной премии "Золотое перо Руси", одного из ведущих авторов крупнейшего российского издательства АСТ, кинотелевизионного сценариста и драматурга.

Иллюстрации из открытых источников.