Предисловие
Повесть математика Елены Вентцель, опубликована под псевдонимом Игрекова (от игрек). В дальнейшем псевдоним изменён на И. Грекова. В ней представлены образы её друзей – хозяев одесского гостевого домика, где Елена часто отдыхала.
Повесть И.Грековой "Хозяйка гостиницы" (1976 год) экранизирована режиссером Станиславом Говорухиным - «Благословите женщину» (2003 год)
О названии фильма, который нельзя считать экранизацией
Так получилось (об этом писала в своём посте "Интересное свойство у памяти"), что повесть И. Грековой "Хозяйка гостиницы" читала вместе с бабушкой. Поэтому, когда вышел фильм Станислава Говорухина "Благословите женщину" не очень удивилась замеченным расхождениям : решила , что в моей памяти перепутались три источника, повесть И. Грековой, бабушкины воспоминания и фильм Говорухина. Отметила только, что название фильма больше соответствует идее повести и гораздо выигрышнее названия, чем у самой И. Грековой.
Когда захотела поучаствовать в марафоне «БиблиоГрафии»
решила перечитать книгу и пересмотреть фильм, почитать комментарии самого режиссёра.
Смутило, что ни сама писательница, ни прототипы героев ее произведения (на момент съёмок их уже не было в живых) экранизации не увидели и ничего по этому поводу сказать не могли. И значит, трактовка текста целиком на совести автора сценария и режиссёра. Но фильм получил всеобщее признание, хотя
этому фильму предрекали провал : в начале 2000-х гг. популярностью у зрителей пользовались криминальные драмы, а Говорухин решил снимать фильм о любви. В прокате фильм действительно провалился, собрав всего 623 тысячи долларов, а в критике широкого отклика не получил. Но зато после того, как вышла четырехсерийная телевизионная версия фильма, миллионы зрителей наконец оценили его по достоинству. Ежедневно режиссеру начали приходить письма от женщин, которые узнавали себя в главной героине. (Источник: https://kulturologia.ru/blogs/160519/43120/)
Вот на эти миллионы зрителей и был рассчитан фильм. По сути, получилось НОВОЕ произведение, которое должно было иметь подзаголовок – по мотивам. И здесь, если уж совсем честно, название фильма – "Благословите женщину" – вовсе не подходило. Скорее уж – "Счастье всё же улыбнулось".
Объясню почему. Благословение – это за заслуги самой женщины, за её характер, принципы её жизни, саму её жизнь, которая женщину не сломила, не изменила её любви ни к мужчине, ни миру в целом.
Есть люди, как планеты, светящие отраженным светом. И есть люди, как звезды, – у них собственный свет. Такие люди редки, а Вера как раз и была человек-звезда.
Отсюда : было бы закономерно – "Благословите женщину".
А счастье встретить мужчину, с которым (и это ещё не точно) она станет покойно счастливой – это, скорее, удача, везение (или иллюзия), потому что есть
что-то общее между ранней юностью и ранней старостью – там и там платонизм. <…>
О любви Веры и Сергея Павловича Юрлова Грекова пишет :
Они любили друг друга со всей нежностью много испытавших, помнящих о смерти людей. С благодарностью судьбе за каждый дарованный им день. С сознанием, что каждая встреча, возможно, будет последней. Целиком открытые друг для друга, со всеми своими "всячинками", как они выражались. Делились каждой мыслью, каждой радостью... Оба, стесненные в средствах, счастливы были делать друг другу подарки. Нежно поздравляли друг друга с праздниками, с днями рождения, с годовщиной встречи... Восстановили в правах даже именины, чтобы чаще можно было поздравлять. Писали друг другу длинные письма, без конца их перечитывали, целовали. Да, целовали письма – глупые старые люди…
Глупые, возможно… Но счастливые! Поэтому и более подходящее название фильму по мотивам повести "Хозяйка гостиницы", мне кажется, было бы – "Счастье всё же улыбнулось".
Расхождения фильма с текстом книги
Повесть "Хозяйка гостиницы", по сути, — это гимн женщине во всех её трёх ипостасях : дочери, жене, МАТЕРИ.
Характер формируется не сразу, не на пустом месте, поэтому так важен, считает И. Грекова, рассказ о её родителях, о их любви – негромкой и неброской.
В фильме же о них ни слова. А ведь они, родители, – основа понимания образа Веры. От них она переняла жизнестойкость и любовь к окружающему миру.
Верочка у отца научилась смеяться, а у матери -- работать.
Отец, Платон Бутов, вернувшийся с Первой мировой без ноги, но с большевистскими идеями, рисуется автором с огромной симпатией. Платон - не унывающий человек, даже протез свой разрисовал радостными картинками и цветами. Всю жизнь он старается дарить людям радость и веселье : играет ли на балалайке "Светит месяц…", чтобы поднять настроение соседям, вырезает ли из дерева и расписывает кухонную утварь или игрушки для детей, делится ли с окружающими идеями по переустройству мира – всё для радости людей. Отец Верочки добрый, веселый, но непутевый человек, поэтому живут бедно, но в любви и взаимопонимании.
Верочка унаследовала от своего отца веселый нрав и жизнестойкость.
Мать – любящая, понимающая и принимающая отца таким, каков он есть, настоящая женщина. Женщина, в характер которой самой природой заложена любовь. Поэтому Грекова и вводит ещё один персонаж – беспризорника Ужика (чужих детей не бывает), ставшего третьим ребёнком овдовевшей матери, сумевшей передать умение любить мир, родину, семью даже не родному по крови мальчику
В фильме у вдовы тоже трое детей, но все родные. Один из них – мальчик Паша (странное замещение имени: Ужик – всё же более говорящее имя), а всё назначение Павла в фильме свелось к фразе, что в их захолустье Вере замуж выйти невозможно.
Без Ужика не понять мотивы Веры, принявшей сына Ларичева, Юру, как родного, а затем и детей Маши… Это от матери. Материнский инстинкт – должен быть основным у женщины. Женщина-мать благословенна в веках.
И ещё без чего невозможно понять образ Веры. Без её отношения к любви. Любовь юной Веры, только что окончившей школу, романтична.
Она влюбилась не в человека, а в его образ : в соболиные брови, орехового цвета глаза, сильную мужскую фигуру… а главное – в слова.
Я думал: чем я заслужил такое счастье? И чем я смогу тебе за него заплатить? Жизни не хватит.
Верочка заплакала (какие прекрасные слова!)
Встретив Юрлова в конце своей жизни, первое, что она отметит в нём – тоже слова, которые уже давно никто ей не говорил.
А при первой встрече красный командир Ларичев, не скупился на проявления восторгов от её молодости, телесного совершенства, искренности, предвкушения счастья этой юной Веры, которая верила в счастье которое обязательно подарит ей жизнь.
Любовь Веры поначалу надумана, навеяна романтичными книгами. Но
кто скажет, где кончается одно и начинается другое? Играя любовь, не начинаем ли мы любить?- спрашивает И. Грекова.
Автору фильма эти вопросы не нужны, у него другие цели. Поэтому у него всё просто, по - мужски : "Пришёл, увидел, победил… ", и научил быть женой офицера.
"Пойми, я не хочу никакого притворства. Но управляй своим настроением. Улыбнись -- и тебе самой станет весело"...
"...помни, что ты с людьми. Всегда будь веселой, внимательной, жизнерадостной. Никому нет дела до твоих сложностей -- каждому хватает своих."
право мужа, придя домой, сесть за стол и пообедать. Обед в доме должен быть каждый день. Не мое дело, из чего ты этот обед сваришь. Я неприхотлив. Для меня важно, чтобы все было подано с улыбкой, весело. Чтобы на столе была чистая скатерть. Никаких клеенок! И чтобы первое и второе подавали мне не на одной тарелке, а на разных. Чтобы у моего прибора лежала салфетка лучше в кольце.
Я хочу, чтобы в моем доме было красиво. Чтобы каждая вазочка, каждая пепельница была поставлена с любовью, со вкусом. Нет вкуса? Развей! Я хочу, чтобы, когда я приведу гостя, моя жена приняла его радушно. Чтобы в доме было всегда чем угостить -- ну там варенье, соленье, печенье, -- в это я не вдаюсь. Я хочу, чтобы люди говорили: "Как хорошо у Ларичевых!" Вот чего я хочу. Это мое право. Поняла?
А дальше – вперёд к описанию проблем эпохи!
Новая сюжетная линия фильма
В фильме появляется сюжетная линия, не существующая в книге. Уже не "благословите женщину", обладающую женственностью, самопожертвованием, достоинством, чертами преданной дочери, верной жены, настоящей матери (будто этого мало), а "благословите женщину, пережившую сталинскую эпоху рядом с мужем, полным благородства и мужества". Настоящим человеком, оставшимся верным офицерской чести, выживший в аду полной неразберихи в армии накануне Финской и Отечественной войн, прошедшим плен и несправедливые подозрения в изменах(плен и гибель полка) Новая линия требовала новых героев и анти героев, и Говорухин смело их создаёт и даже с успехом играет положительного героя, разуверившегося в справедливости решений как в армии, так и в правительстве. Появляется и подлец Рябинин, становящийся злобным ангелом Ларичева.
У Станислава Говорухина нет плохих фильмов, каждый, что ни возьми шедевр. "Благословите женщину" – тоже шедевр. Но это самостоятельное произведение, не экранизация. Хотя в "затекстовом" режиме И. Грековой тема эпохи тоже была затронута. Помните, когда сына Юру Ларичев отсылает в интернат, то произносит фразу (она есть и в книге, и в фильме), что мальчику в интернате будет безопаснее. Что имел в виду этот мудрый неразговорчивый человек? Может судьбу семей – жён и детей – расстрелянных "врагов народа"?
Есть ещё вопросы к режиссёру, которые, правда, теперь останутся без ответа…
- Зачем (или для чего) он ввёл персонаж брата Веры – Павла?
- Зачем заменил имя дочери Маши Смоловой с Виктории (ПОБЕДА) на имя Вера - Вторая?
- Зачем изменил отчество актрисы? Чем Маргарита Михайловна лучше Маргариты Антоновны? И ещё – почему изменил её коронную фразу, по которой её все узнавали?
- Почему Юрку сделал глупее, чем в книге?
- Почему изменил историю с пропиской в дом к Вере дочери Маши Смоловой?
Скорее всего замысел какой-то был, но мы теперь вряд ли о нём узнаем.
В чём сошлись автор книги и фильма
Во взглядах на героиню. В одном из интервью, Говорухин заметил:
Современным женщинам в первую очередь недостает женственности. Это главная беда как для них самих, так и для нас, мужчин. Они не умеют любить. Вот в чем секрет: Верочка любила мужа, а теперь любит свое дело. Говоря современным языком, она позитивна.
Эту же черту характера Веры подмечает и автор книги: она во всём умела увидеть хорошее. Даже в том, где его, этого хорошего и не было в помине.
У Веры такая была особенность: стоило ей хорошенько вглядеться, и появлялись светлые точки. Роились, как звездочки. В каждом плохом позволяли найти хорошее...
Что и позволяло ей сказать себе:
И как же ей повезло, что встретилось в жизни такое. Могла бы ведь и умереть, не узнав...