"Деда моего, Федора Петровича Толстого, я начинаю помнить уже стариком, ему тогда было, верно, под семьдесят лет. Но он был бодрый, живой, высокого роста, очень приятного лица с остатками былой красоты." - вспоминает Екатерина Павловна Штэйнгель, внучка Фёдора Петровича Толстого, скульптора, художника, медальера, вице-президента Имаператорской Академии художеств.
Когда речь заходит о человеке по фамилии Толстой, сразу напрашивается вопрос: - А не родственник ли он Льву Николаевичу Толстому? - Родственник. Фёдор Петрович двоюродный дядя знаменитому писателю. И родной дядя другого знаменитого писателя, поэта и драматурга Алексея Константиновича Толстого.
Ф.П. Толстой родился в Санкт-Петербурге в 1783 году в семье генерал-майора Петра Андреевича Толстого. Пётр Андреевич, возглавлявший Кригскомиссариат (ведомство в армии, занимающееся вопросами денежного довольствия войск), видел сына только на военной службе. Ещё ребёнком, по принятому тогда обычаю, записали его в Преображенский полк в сержантском чине. По желанию отца Фёдор обучался в Морском кадетском корпусе. "По выходе оттуда, в 1804 году, - вспоминает дочь художника, писательница Мария Каменская, - по высочайшему повелению отец был назначен адьютантом к министру морских дел Вице-адмиралу Чичагову. Но тут морская служба его и кончается, во-первых, потому, что он не мог выносить морской качки, а во-вторых, потому, что непобедимая страсть тянула его в художественный мир..." И молодой человек начинает посещать занятия в качестве вольнослушателя в петербургской Академии художеств.
Вообще Фёдор проявлял успешные способности к разным видам искусства: и к музыке, и к танцам. Он подаёт в отставку и полностью посвящает себя искусству. Этот поступок вызвал непонимание родственников: военный человек, мичман, впереди большая перспектива... И вдруг, заниматься малярничеством! "Отдать графского сына в Академию художеств было почти равносильно тому, как отдать его в мальчишки к сапожнику, - пишет в своих воспоминаниях Мария Каменская. Разгневанный отец прекращает его обеспечивать. Фёдор Петрович уходит из дома и снимает простенькое жильё. Единственный человек, который помогает, это няня Матрёна Ефремовна, бывшая при нём с первого дня его появления на свет. Она переселяется к нему, готовит еду, следит за одеждой и всем его бытом, продаёт гребёнки из воска, которые делает Фёдор, сама вяжет носки и тоже продаёт.
Способности Фёдора замечает профессор, академик, талантливый скульптор, у которого молодой человек в дальнейшем будет учиться, Иван Прокофьев. Сын закройщика, сам добившийся всего в жизни, он спросил у Толстого: - Скажите, как вы хотите учиться? Основательно, как художник, или как ваши братья дворянчики, только для забавы? Конечно же Фёдор учился основательно, стараясь наверстать упущенное, ведь многие его сокурсники начинали учёбу, как было принято в Академии, с девяти лет.
Рассказывают, что в этот переломный период в жизни Фёдора Толстого, кто-то из его родственников просил Александра I о продвижении Толстого по военной службе. Царь, однако, поддержал выбор молодого человека, сказав, что "отличных наездников много, а Россия нуждается в хороших художниках".
Алесандр Сергеевич Строганов, президент Академии художеств, преподнёс императору работу графа Толстого "Летящая фортуна", горельеф из воска на зачернённом стекле.
Александр I приглашает художника на службу в Эрмитаж, назначив ему жалование в 1,5 тысячи руб. ассигнациями в год. И здесь уж Толстой с няней Матрёной Ефремовной зажили почти роскошно. Он снимает хорошенькую квартирку неподалёку от Летнего сада и обустраивает её по своим вкусам и художественным способностям. И, как сказала дочь, "на его артистическую обстановку ходили заглядывать в окна разные дамочки." А в 1809 году художника назначают в монетный департамент медальером. Эта работа для молодого мастера была большой удачей, ведь именно в медальерном деле проявится особый талант Толстого.
Благодаря ему в России медальерное дело первой четверти 19 века достигло своего расцвета. В 1809, счастливом для него году, Фёдор Петрович был избран почётным членом Академии художеств, а через два года избран вице-президентом Академии. Одна удача ведёт за собой и другую.
В один прекраснй день из ворот дома Марии Степановны Дудиной молодой, сияющий счастьем мичман в отставке, вывел за руку свою невесту, свою обожаемую Аннетту. На нём был его неизменный морской мундирчик, на непокрытой голове развевались кудри. На ней было простое коленкоровое платье, да из своего сада венок из живых цветов на голове. Держась рука с рукой, они пешком перешли через улицу и вступили в храм Благовещенья, где Бог судил им соединиться на веки. В 1810 году Толстой женится по взаимной большой любви. Его избраница Анна Фёдоровна Дудина, дочь бедного скромного советника коммерции, была хорошо образована, разбиралась в литературе и изобразительном искусстве и обладала удивительно првлекательной внешностью.
Отец её к тому врмени уже умер, оставив вдову с семью детьми практически без средств. Бедность и незнатное происхождение невесты вызвали среди родственников жениха бурю неодобрения. Даже няня разделяла мнение родственников. "Кто ты, - говорила она, - граф али нет? Купчиха значит? Хуже-то, видно, не нашёл? Что, свет-то для тебя клином сошёлся что-ли? Ни одной ни княжны, ни графини не осталось? Но Фёдор Петрович был счастлив по-настоящему.
Из воспоминаний Марии Камкнской:
Моя мать была статна, прелестна собою, по тому времени прекрасно образованна, великая рукодельница и даже немножко художница: она рисовала пером с гравюр так хорошо, что ее рисунки и теперь даже многие принимают за самую тонкую гравюру. Своею пластическою, античною красотою она влияла на вкус отца. Во всех женских фигурках, исполненных отцом, в её время - это моя мать с ее грацией, с ее прелестным выгибом шеи! Мне-то уж как не узнать ее!
В 1811 году в молодой семье родился первый ребёнок, дочь Елизавета. На семейном горельефе, сделанном в античном стиле, Фёдор изобразил свою годовалую дочку, доверчиво положившую головку на плечо матери.
Её детское тельце слегка прикрыто лёгкой прозрачной вуалью. Художник с рабочим инструментом в руках вдохновенно смотрит вдаль. Грациозная, с утончёнными чертами лица женщина слегка наклонила к нему голову. Они не смотрят друг на друга, но во всём их облике мы улавливаем невидимую ауру взаимопонимания, любви, духовного притяжения.
В семье со смехом вспоминают, что первые слова, которые выговорила маленькая Лиза, были не мама и папа, а ура и победа, чему все были очень удивлены. Но шёл 1812 год, и у всех на устах были эти слова, чаще всего повторяемые, они, видимо, быстрее запомнились ребёнку.
После победы России в отечественной войне 1812 года, Толстой не по заказу, а по собственной инициативе, создал целую серию барельефов, посвящённую этой войне. Серия из 20 медальонов, сделанных в популярном в то врмя античном стиле, с аллегорическими сценами на тему войны, прнесла автору широкую популярность. Эта серия медальонов стала событием и в европейском художественном мире. На всемирной Лондонской выставке скульптор получил золотую медаль, его избрали членом Венской и Прусской Академии художеств.
Но насколько тяжёлым для Толстого оказался этот труд, растянувшийся на годы, мало кто знал. После женитьбы семья Федора Петровича увеличилась, и жалованья, которое он получал катастрофически не хватало. Родственники от него отвернулись. Отец, Пётр Андреевич, единственный кто одобрял выбор сына, и рад был бы помочь, но сам разорился после войны 1812 года. И художник снимал недорогое жилище рядом с кладбищем, перед окнами которого очень часто провозили покойников. Условия жизни были мрачные, и взявшись за тяжёлый труд изготовления медалей, Толстой очень надеялся поправить своё материальное положение. Но работа была мелкая, тщательная и медленная. Он рисовал сюжет медали, лепил этот сюжет на грифельной доске розовым воском, затем ему предстояло из этой восковой медали вырубить настоящую бронзовую медаль. На всю эту процедуру для выполнения одной медали требовалось времени целый год. А если на почти готовой бронзовой медали нечаянно зарубится какая-нибудь мельчайшая черта глубже, чем ей следовало быть, исправить уже нельзя, и целый год кропотливого труда проподал.
Дочь Мария пишет об этом в своих воспоминаниях:
Я всегда обижалась, когда говорят про отца:
«Граф Ф. П. Толстой вылепил коллекцию медалей на войну 1812 года».
Вылепил! Точно стакан воды выпил!.. И люди, не понимающие этого дела, верно, воображают, что это очень легко. А бескорыстный художник корпел за этою работою 20 лет… Да оно почти так и было, потому что, когда он окончил последнюю медаль, я была уже невестою Каменского, за которого и вышла замуж 19 лет, в 1837 году. А первая медаль началась только несколькими месяцами раньше моего рождения, и я росла с медалями.
Медальерное искусство Толстой считал своим главным делом. Он мастерски владел пластикой движений человеческого тела. Самую первую медаль, в память просветительской деятельности Чацкого, он создал в 1809 году, а последнюю, в память реформы 19 февраля 1861 года, отмены крепостного права в России.
В течении всей своей жизни Толстой создавал медали только по собственным эскизам, только по моделям лично им вылепленным. А художественный стиль его медалей был вдохновлён благородством и величием древне-греческой скульптуры.
Друг Фёдора Толстого, Н.М. Лонгинов, служивший секретарём при императрице Елизавете Алексеевне, в надежде помочь другу, однажды в разговоре с ней рассказал о Толстом, как об очень талантливом скульпторе и художнике, как о человеке скромном, интеллигентном и добрейшем, о его замечательной семье и затруднительном материальном положении. Её величество пожелала, что бы Лонгинов представил их друг другу.
Императрица проявила к художнику большой интерес и участие, и попросила показать ей его акварели. Фёдор Петрович захотел подарить ей одну из работ и выбрал смородину, с которой недавно сделал копию, и она сейчас ему очень пригодилась.
На листе ничего кроме нескольких веточек смородины и капелек росы. Но при всей простоте акварель сделана настолько тонко, объёмно, что кажется можно взять веточку в руки. Солнечные блики отражаются в каждой ягодке, а капля росы настолько реальна, что кажется можно смахнуть её пальчиком с рисунка. Елизавета Алексеевна благодарила его за прелестный подарок, а на следующий день от неё принесли художнику дорогой брильянтовый перстень, на деньги за который семья смогла снять вместо тёмной, неуютной квартирки у кладбища светлую, большую, уютную квартиру в более весёлом месте. Но история на этом не закончилась. Через некоторое время императрица попросила Толстого сделать ещё такую же акварель и так же за акварель от неё последовал ещё один такой же перстень. И эти просьбы, повторить смородинку, были не раз и не два. И вновь от её величества приходили в знак благодарности перстни. Государыня повторяла заказы каждый раз, когда ей хотелось удивить своих заграничных родственников чем-то изысканным. Спустя годы Фёдор Петрович, рассказывая кому-нибудь о начале своего творческого пути, говорил: "Тяжело мне приходилось, да меня тогда моя смородинка выручила. Если бы не она, не знаю как бы я вывернулся. Можно не шутя сказать, что целая семья питалась одной смородиной.
Фёдора Петровича привлекали гуманистические и просветительские цели русского масонства, их стремление способствовать процветанию своего отечества и просвещённости людей. В 1811 году он был посвящён в масонство, входил в состав руководящего органа. Членами этой организации были многие будущие декабристы. Позднее Фёдор вступит к один из союзов, созданых декабристами, в союз Благоденствия. Но в востании 1825 года участия не принимал.
Как скульптор Толстой работал не только над медальонами и медалями, но и над бюстами, статуями и монументальными рельефами. К числу лучших из его произведений этого рода относится бюст Морфея, Бога сна.
В конце 19 века это произведение было приобретено Третьяковым для соей галереи, где сейчас и находится. В течении 6 лет Фёдор Толстой работал над ансамблем из 52 фигур апостолов, святителей и разных лепных украшений для Храма Христа спасителя в Москве.
За эту работу он был удостоен звания профессора скульптуры. Но ничего из этих работ не сохранилось. В декабре 1935 года здание было взорвано в результате сталинской реконструкции Москвы.
Не менее талантлив Фёдор Петрович Толстой и как художник. Он в равной степени владел кистью, пером, карандашём. В музеях и частных коллекциях хранится более тысячи его рисунков.
К поэме Полита Богдановича "Душенька" художник сделал целую серию рисунков. По многим из них художник создал резцовые гравюры, которые были напечатаны отдельным альбомом.
По указу президента Петербургской академии художеств, по экземпляру этого издания было разослано многим европейским королям и в разные европейские Академии художеств, которые наградили Толстого золотыми медалями.
Сегодня мы можем любоваться и его прекрасными живописными картинами бытового жанра.
Интересна история написания семейного автопортрета. Эта квартира находилась при Академии художеств, где художник в течении многих лет счастливо жил со своей семьёй, дружно общаясь со своими коллегами, так же живущими при Академии
Сначала Фёдор Петрович написал только анфиладу комнат. Стремясь доказать, что можно одинаково отчётливо передать и передний, и дальний план картины, сохранив при этом целостность восприятия.
Кстати сказать, комнат на картине только три, но создаётся ощущение, что их больше, так как в конце анфилады стоит большое зеркало, и отражение в нём увеличивает количество комнат. Друзья-художники положительно оценили картину, подтвердив, что тщательная прорисовка всех деталей на переднем и на дальнем плане делает её более целостной. Однако заметили, что мало вещей и комнаты пустоваты. Тогда художник пришил холст с левой стороны так, что бы на нём поместилась целая комната, а в ней за столом написал всю свою семью. В результате эта картина неожиданно для самого художника стала отражением его семейного счастья и уюта.
Нередко здесь проводились празднества и посиделки, а в гостях бывали Жуковский, Крылов, Пушкин, Гоголь, Глинка, Полонский, Кукольник, Тургенев и многие другие интересные люди того времени. Счастливая семейная жазнь художника, в которой росли две дочери: Лиза и Маша, оборвалась в 1835 году вместе с внезапной смертью его любимой жены Анны Фёдоровны. А через полгода от скоротечной чахотки умирает старшая дочь Лиза в возрасте 24 лет. Отец и дочь Маша очень сблизились, тяжело переживая утрату. Они часто гуляли по набережной, тем самым отвлекая себя от тяжёлых мыслей.
В 1837 году Мария выходит замуж за Павла Пертовича Каменского, писателя, художественного критика.
И жизнь в доме наполнилась новым смыслом, ожиданием первенца. Внучка Толстого и дочь Марии, Екатерина Павловна Штенгель, в своих воспоминаниях о дедушке писала:
Дедушка вошел как-то к маме и вдруг стал перед нею на колена. Мама испугалась, тоже опустилась перед ним на колена и сказала: «Что вы, папенька, что случилось?» Он начал целовать ей руки и сказал: «Машенька, ты теперь замужем, у тебя семья. Я отошел на второй план, а я уже не молод, мне нужна нянька. (Ему тогда было под 60 лет.) Разреши мне жениться, Машенька! Я нашел девушку, которая хотя и много моложе меня, но согласна посвятить мне жизнь». Мама расплакалась, тоже целовала ему руки и сказала: «Да разве я могу становиться вам на дороге, мой дорогой? Разве я могу разрешать или запрещать вам? Дай Бог вам счастья». Так они и расстались. Он ушел, а мама еще долго плакала, не ожидая ничего хорошего от этого брака.
Второй женой Фёдора Петровича Толстого стала Анастасия Ивановна Иванова, дочь армейского офицера, младше своего мужа на 33 года. Она не имела достаточного образования для его круга, но очень быстро навёрстывала упущенное.
Рассказывают, что проведя три года за границей, Анастасия Ивановна вернулась хорошо владея несколькими языками. В новом браке у художника родились ещё две дочери: Екатерина и Ольга. Анастасия Ивановна очень любила литературу и была знакома с Достоевским. Переписываясь с ним, горячо обсуждала роман "Братья Карамазовы". И к её мнению писатель прислушивался. Вместе с мужем Анастасия Ивановна активно содействовала освобождению из ссылки Тараса Шевченко. Освобождение Тараса Григорьевича состоялось в 1857 году, благодаря настойчивым ходатайствам за него вице-президента Академии художеств, графа Фёдора Петровича Толстого и его супруги, графини Анастасии Ивановны Толстой. Они тепло принимали Шевченко у себя в доме.
В своих записках писатель и художник Тарас Григорьевич Шевченко писал: "В шесть часов вечера вместе с Лазаревским, мы отправились к графине Анастасии Ивановне Толстой. Сердечнее и радостнее не встречал меня никто, и я никого, как свтретились мы с моею святою заступницей и графом Фёдором Петровичем. Эта встреча была задушевнее всякой родственной встречи".
Старшая дочь художника Мария и Анастасия Ивановна до конца были холодны друг к другу.
Мария считала, что отец всё видит теперь глазами новой жены, что он охладел и к ней, и к внукам. Возможно это была просто ревность. А быть может так оно и было.
В течении жизни Толстой много писал о своих впечатлениях, размышлениях и чувствах. Но Анастасия Ивановна, не желая, что бы стали известны подробности частной жизни семьи, сожгла письма и большую часть автобиографических заметок художника.
Но главное - это его творения, которыми мы можем любоваться, восхищаться и удивляться!
Видеоверсию рассказа можно посмотреть здесь