Найти в Дзене

«Упырь»: архетипический хищник, питающийся обманом. Случай из семейной терапевтической практики

Русская народная сказка «Упырь» является, пожалуй, самой жуткой из всего из сборника Афанасьева. Это точно не та сказка, которую стоит читать детям. Да и не всем взрослым подойдет на ночь такое чтиво, ибо любой Фредди Крюгер на пару с Ганнибалом Лектором отдыхают рядом с русским Упырем. Начинается сказка с того, что девушка Маруся – юная, добрая, наивная (как и положено сказочным девицам) сталкивается с ужасной правдой, которую невозможно принять. Она видит, что добрый молодец, в которого она влюблена, уходит с деревенского праздника вовсе не в соседнюю деревню, в которой он якобы живет, а сворачивает на погост. Маруся решает проследить за ним, и ей открывается ужасная картина: ее возлюбленный оказывается упырем, пожирающим мертвечину. «Мне показалось», - убеждает она себя в ужасе. Ведь такую правду признать доброй, наивной душе просто невозможно. Однако, чем упорнее она обманывает себя, чем настойчивее отталкивает кошмарную правду, тем плотнее жуть оплетает её судьбу, превращая жизнь
Оглавление

Самая страшная сказка

Русская народная сказка «Упырь» является, пожалуй, самой жуткой из всего из сборника Афанасьева. Это точно не та сказка, которую стоит читать детям. Да и не всем взрослым подойдет на ночь такое чтиво, ибо любой Фредди Крюгер на пару с Ганнибалом Лектором отдыхают рядом с русским Упырем.

Иллюстрация автора
Иллюстрация автора

Начинается сказка с того, что девушка Маруся – юная, добрая, наивная (как и положено сказочным девицам) сталкивается с ужасной правдой, которую невозможно принять. Она видит, что добрый молодец, в которого она влюблена, уходит с деревенского праздника вовсе не в соседнюю деревню, в которой он якобы живет, а сворачивает на погост. Маруся решает проследить за ним, и ей открывается ужасная картина: ее возлюбленный оказывается упырем, пожирающим мертвечину.

«Мне показалось», - убеждает она себя в ужасе. Ведь такую правду признать доброй, наивной душе просто невозможно. Однако, чем упорнее она обманывает себя, чем настойчивее отталкивает кошмарную правду, тем плотнее жуть оплетает её судьбу, превращая жизнь в череду бедствий…

А сейчас я приведу иллюстрацию того, как работает тот же паттерн в реальной жизни.

Пересказ случая из семейной терапии

Примечание 1: имена и некоторые детали изменены, дабы сохранить конфиденциальность участников.
Примечание 2: эта семейная пара – не мои клиенты, я работала только с девушкой и несколько позже, от нее и получила разрешение описать в статье эту историю.

Итак:

Она (назовём её Зинаидой) недавно пережила пик тревожно-депрессивного расстройства и только-только начинает выбираться из невроза. Силы, чтобы принять решение о разводе, у неё уже есть, есть и четкое понимание необходимости этого шага — хоть и даётся это кровью.

Он (назовем его Поликарп) уговаривает: «Давай попробуем по-человечески, как делают все цивилизованные люди. Сходим на несколько сеансов к семейному психологу, а потом, если поймёшь, что иначе никак - разведёмся».

На одной из сессий семейной психотерапии Зинаида рассказывает о том, как несколько лет назад ее кинул партнёр по бизнесу — старый друг родительской семьи, знакомы «со двора», которому и сама Зинаида, и ее родители когда-то во многом помогали.

История грязная, но, увы, банальная, из разряда «Уж сколько раз твердили миру… Спасатель неизменно становится жертвой». Однако, здесь суть не в этом. Здесь есть предательство куда большего масштаба, нежели неблагодарный сынок маминой подруги.

Близкие предложили Зинаиде два варианта решения проблемы:
Первый — хмм, скажем так, по сценарию 90-х;
Второйудар по репутации предателя: кузен Зинаиды, отличный IT специалист, обладал некой компрометирующей перепиской поганца, которую мог запросто опубликовать на его же страницах в соцсетях.

Зинаида, не смотря на всю свою ярость к бывшему партнеру, все же не решилась ни на один из двух предложенных вариантов. Нет, поверьте, не из страха. Из-за той самой пресловутой интеллигентской порядочности.

Конечно, обо всем этом Зина рассказывала мужу. На что он, как и положено добрым молодцам, залихватски отвечал: «Почему это вообще должен решать кто-то другой? У тебя есть я. Не переживай — я всё решу».

Прошло какое-то время. Зинаида поинтересовалась, как продвигается решение того самого вопроса. Муж недовольно заметил, что ей стоит ему доверять, сделает – скажет.

Прошло еще время. И еще. Вышли все сроки. Зинаида спрашивает в который раз: «Ну как? Разобрался?» На что муж, глядя ей в глаза, заявляет: «А с чего ты взяла, что свои проблемы ты можешь решать моими руками

Пауза…

Вдох - выдох...

Продолжаем…

Итак, эту историю Зинаида рассказывает на сеансе семейной терапии.

Психолог (мужчина, хотя это не принципиально) после некоторой паузы отвечает: «Я не могу встать на сторону кого-то одного, иначе потеряю вас как клиентов»

Формально — все верно: в семейной терапии не выбирают сторону, это закон. Психолог вообще не имеет право надевать на себя мантию судьи. Но можно было сказать иначе — без холодной бухгалтерии «потеряю клиентов».

Дальше — хуже. Семейный терапевт говорит: «Понимаете, Зинаида, мужчине очень сложно признать, что он чего-то не может. Кажется, будто он теряет мужественность. Тем более — в глазах женщины, собственной жены».

И тут наконец-то Зинаиду прорывает (игнорировать двух «Упырей» рядом уже невозможно – нужно орать «Караул!», иначе конец).

Она действительно срывается на крик, причем интеллигентная женщина использует самую нецензурную брань. Процитировать дословно не могу, но суть такова:

«Всё! Хватит! Замолчали оба! Мне надоело врать себе. Надоели эти перевёртыши. Надоел этот выворот правды наизнанку, где трусость и безответственность называют мужественностью. Я влетела в тревожно-депрессивное расстройство именно из-за этого — из-за многолетнего самообмана, что “у нас всё не так уж плохо”. Я в этом больше не участвую».

Вскоре Зинаида и Поликарп развелись. Ко мне в терапию она пришла уже много позже, и уже не по поводу острого невроза, я стала ее проводником по дороге к индивидуации.

Этой историей я хотела проиллюстрировать актуализацию архетипа Упыря. Это, конечно, не мертвец с кладбища, как таковой, а внутрипсихическая фигура, которая питается тем, что мы переименовываем реальность:

  • обещание → «забота»,
  • бездействие → «мудрое выжидание»,
  • трусость → «мужественность»,
  • нахальство → «ты всё не так поняла».

Пока жертва шепчет себе: «мне показалось», Упырь питается ее живой, чувствующей душой. И каждый раз, когда мы предаём себя, он делает шаг вперёд — и откусывает кусочек сердца.

Продолжение «упырской» темы читайте также на моих каналах:

«Дорога в Тридесятое царство» в ТГ

«Дорога в Тридесятое царство» ВК

Анонс полного архетипического разбора сказок я даю там же.

С верой в нас и наше наилучшее настоящее.