Самая страшная сказка
Русская народная сказка «Упырь» является, пожалуй, самой жуткой из всего из сборника Афанасьева. Это точно не та сказка, которую стоит читать детям. Да и не всем взрослым подойдет на ночь такое чтиво, ибо любой Фредди Крюгер на пару с Ганнибалом Лектором отдыхают рядом с русским Упырем.
Начинается сказка с того, что девушка Маруся – юная, добрая, наивная (как и положено сказочным девицам) сталкивается с ужасной правдой, которую невозможно принять. Она видит, что добрый молодец, в которого она влюблена, уходит с деревенского праздника вовсе не в соседнюю деревню, в которой он якобы живет, а сворачивает на погост. Маруся решает проследить за ним, и ей открывается ужасная картина: ее возлюбленный оказывается упырем, пожирающим мертвечину.
«Мне показалось», - убеждает она себя в ужасе. Ведь такую правду признать доброй, наивной душе просто невозможно. Однако, чем упорнее она обманывает себя, чем настойчивее отталкивает кошмарную правду, тем плотнее жуть оплетает её судьбу, превращая жизнь в череду бедствий…
А сейчас я приведу иллюстрацию того, как работает тот же паттерн в реальной жизни.
Пересказ случая из семейной терапии
Примечание 1: имена и некоторые детали изменены, дабы сохранить конфиденциальность участников.
Примечание 2: эта семейная пара – не мои клиенты, я работала только с девушкой и несколько позже, от нее и получила разрешение описать в статье эту историю.
Итак:
Она (назовём её Зинаидой) недавно пережила пик тревожно-депрессивного расстройства и только-только начинает выбираться из невроза. Силы, чтобы принять решение о разводе, у неё уже есть, есть и четкое понимание необходимости этого шага — хоть и даётся это кровью.
Он (назовем его Поликарп) уговаривает: «Давай попробуем по-человечески, как делают все цивилизованные люди. Сходим на несколько сеансов к семейному психологу, а потом, если поймёшь, что иначе никак - разведёмся».
На одной из сессий семейной психотерапии Зинаида рассказывает о том, как несколько лет назад ее кинул партнёр по бизнесу — старый друг родительской семьи, знакомы «со двора», которому и сама Зинаида, и ее родители когда-то во многом помогали.
История грязная, но, увы, банальная, из разряда «Уж сколько раз твердили миру… Спасатель неизменно становится жертвой». Однако, здесь суть не в этом. Здесь есть предательство куда большего масштаба, нежели неблагодарный сынок маминой подруги.
Близкие предложили Зинаиде два варианта решения проблемы:
Первый — хмм, скажем так, по сценарию 90-х;
Второй — удар по репутации предателя: кузен Зинаиды, отличный IT специалист, обладал некой компрометирующей перепиской поганца, которую мог запросто опубликовать на его же страницах в соцсетях.
Зинаида, не смотря на всю свою ярость к бывшему партнеру, все же не решилась ни на один из двух предложенных вариантов. Нет, поверьте, не из страха. Из-за той самой пресловутой интеллигентской порядочности.
Конечно, обо всем этом Зина рассказывала мужу. На что он, как и положено добрым молодцам, залихватски отвечал: «Почему это вообще должен решать кто-то другой? У тебя есть я. Не переживай — я всё решу».
Прошло какое-то время. Зинаида поинтересовалась, как продвигается решение того самого вопроса. Муж недовольно заметил, что ей стоит ему доверять, сделает – скажет.
Прошло еще время. И еще. Вышли все сроки. Зинаида спрашивает в который раз: «Ну как? Разобрался?» На что муж, глядя ей в глаза, заявляет: «А с чего ты взяла, что свои проблемы ты можешь решать моими руками?»
Пауза…
Вдох - выдох...
Продолжаем…
Итак, эту историю Зинаида рассказывает на сеансе семейной терапии.
Психолог (мужчина, хотя это не принципиально) после некоторой паузы отвечает: «Я не могу встать на сторону кого-то одного, иначе потеряю вас как клиентов»
Формально — все верно: в семейной терапии не выбирают сторону, это закон. Психолог вообще не имеет право надевать на себя мантию судьи. Но можно было сказать иначе — без холодной бухгалтерии «потеряю клиентов».
Дальше — хуже. Семейный терапевт говорит: «Понимаете, Зинаида, мужчине очень сложно признать, что он чего-то не может. Кажется, будто он теряет мужественность. Тем более — в глазах женщины, собственной жены».
И тут наконец-то Зинаиду прорывает (игнорировать двух «Упырей» рядом уже невозможно – нужно орать «Караул!», иначе конец).
Она действительно срывается на крик, причем интеллигентная женщина использует самую нецензурную брань. Процитировать дословно не могу, но суть такова:
«Всё! Хватит! Замолчали оба! Мне надоело врать себе. Надоели эти перевёртыши. Надоел этот выворот правды наизнанку, где трусость и безответственность называют мужественностью. Я влетела в тревожно-депрессивное расстройство именно из-за этого — из-за многолетнего самообмана, что “у нас всё не так уж плохо”. Я в этом больше не участвую».
Вскоре Зинаида и Поликарп развелись. Ко мне в терапию она пришла уже много позже, и уже не по поводу острого невроза, я стала ее проводником по дороге к индивидуации.
Этой историей я хотела проиллюстрировать актуализацию архетипа Упыря. Это, конечно, не мертвец с кладбища, как таковой, а внутрипсихическая фигура, которая питается тем, что мы переименовываем реальность:
- обещание → «забота»,
- бездействие → «мудрое выжидание»,
- трусость → «мужественность»,
- нахальство → «ты всё не так поняла».
Пока жертва шепчет себе: «мне показалось», Упырь питается ее живой, чувствующей душой. И каждый раз, когда мы предаём себя, он делает шаг вперёд — и откусывает кусочек сердца.
Продолжение «упырской» темы читайте также на моих каналах:
«Дорога в Тридесятое царство» в ТГ
«Дорога в Тридесятое царство» ВК
Анонс полного архетипического разбора сказок я даю там же.
С верой в нас и наше наилучшее настоящее.