Сторонники альтернативных исторических хронологий выдвигают следующий аргумент. На одной из мозаик в Помпеях можно отчётливо различить изображение кукурузы, тогда как общеизвестно, что кукуруза была завезена из Америки только в XVI веке. Ближайшее извержение Везувия произошло в 1631 году, что якобы означает, что Помпеи могли быть уничтожены только в XVII веке, а не в I веке, как утверждает официальная наука.
В начале 1748 года испанский военный инженер Роке Хоакин де Алькубьерре начал систематические раскопки древнеримского города Помпеи, а также Геркуланума и Стабий. В период с 1808 по 1814 годы археологические исследования в Помпеях организовывал маршал Наполеона Иоахим Мюрат, который в то время правил Неаполитанским королевством. С середины XIX века учёные начали использовать гипс для заполнения пустот, образовавшихся в вулканическом пепле после разложения тел людей и животных. С 1961 года внимание в Помпеях сосредоточено на реставрации домов и других построек, однако до настоящего времени более 20% территории города остаётся нераскопанной.
За всё это время в Помпеях при раскопках было обнаружено множество артефактов, содержащих точные указания на время их создания, включая монеты императора Тита Флавия Веспасиана. Древняя керамика I века, известная как «краснолаковая» (в отличие от более ранней «чернолаковой»), которой было изобилие в домах жителей Помпей, совершенно не имеет сходства с керамикой XVI–XVII веков, обычно покрытой цветной глазурью (так называемая итальянская майолика).
Одежда, характерная для XVII века (парики, камзолы, чулки), сильно отличается от находок в Помпеях и Геркулануме. Хотя сами древние одежды не сохранились, было найдено множество застёжек и других металлических аксессуаров, позволивших учёным реконструировать типичные наряды эпохи принципата в Риме. Кроме того, статуи и фрески, найденные в Помпеях и Геркулануме, изображают людей в античных одеяниях, а не в костюмах Нового времени.
Гипсовые слепки делались и в местах пустот, оставшихся после тел не только людей, но и собак, которые погибли в пепле вместе со своими хозяевами. Эти собаки принадлежали к древнеримской породе Canis Pugnaces, которая в чистом виде не сохранилась до последующих тысячелетий (её дальними потомками считаются неаполитанский мастиф и кане корсо).
Здания в Помпеях строились из квадратных древних кирпичей с использованием техники opus mixtum. Такие кирпичи не производились в эпоху Нового времени. Особого внимания заслуживают трубы помпейского муниципального водопровода, снабжённые сложными вентилями. Это также была римская технология: стандартные по диаметру свинцовые трубы и бронзовые краны. В XVII веке такой стандартизации практически не существовало: мастера того времени изготавливали уникальные изделия на заказ, без повторений. Более того, водопроводные системы были обычным явлением в античности, тогда как после Средневековья они вновь стали широко применяться в Европе лишь в XIX веке.
В конце XVI века итальянский архитектор Доменико Фонтана начал строительство канала с подземным участком, проходившим через руины Помпей. Этот подземный акведук был проложен сквозь стены, что могло быть возможно лишь в том случае, если они уже были разрушены и засыпаны под землёй. Сохранившиеся записи показывают, что строители канала считали, что прокладывают его через руины древней виллы. Строительство было завершено в 1605 году, что окончательно подтверждает факт: в то время в Помпеях никто не жил, поскольку местные жители вряд ли позволили бы возвести подобное сооружение прямо через свои жилые дома.Так что же с кукурузой на помпейской мозаике? На самом деле изображение кукурузы не имеет никакого отношения к Помпеям. Эта мозаика находится в Павильонном зале Эрмитажа и была создана в 1858 году. Она представляет собой творческую копию римской мозаики III века, найденной в термах Отрикола и перенесённой в XV веке в Ватикан, где она украшала пол Ротонды в базилике Святого Петра. При копировании оригинал был слегка изменён — для большей декоративности добавили несколько кукурузных початков, которых в изначальной мозаике не было.