Найти в Дзене
Парадная гостья

Приют Шаляпина, Маяковского и быдла: что происходило и что происходит в парадной «Пале-Рояль»

Парадную «Пале-Рояль» всегда советую как одну из самых эффектных в Петербурге. Оказавшись здесь однажды – навсегда запомните эту лестницу и купол над ней. А кому принадлежал этот дом, что происходило и что происходит в этих стенах – расскажу сегодня в новом материале. Начнем! Загадочная, немного вычурная, но эстетичная эклектика тут появилась благодаря архитектору Александру Иванову. 30-летний выпускник Академии художеств в 1876 году перенес ее с бумаги на Пушкинскую улицу. Дом сразу строился как гостиница. Это были, как тогда изъяснялись, меблированные комнаты. Обставленные мебелью помещения, которые за довольно скромную сумму сдавали внаем на длительный срок. Первой хозяйкой этого места была некая Анна Рот – дама из почтенного ост-зейского рода. Она сдавала постояльцам 99 комнат. Затем (около 1891 года) предпринимательница продала свое дело баронессе Луизе фон Таубе. По сей день на фасаде можно найти герб ее семьи. Не даром во многих источниках этот дом носит название именно фон Тауб
Оглавление

Парадную «Пале-Рояль» всегда советую как одну из самых эффектных в Петербурге. Оказавшись здесь однажды – навсегда запомните эту лестницу и купол над ней. А кому принадлежал этот дом, что происходило и что происходит в этих стенах – расскажу сегодня в новом материале. Начнем!

Загадочная, немного вычурная, но эстетичная эклектика тут появилась благодаря архитектору Александру Иванову. 30-летний выпускник Академии художеств в 1876 году перенес ее с бумаги на Пушкинскую улицу. Дом сразу строился как гостиница.

Это были, как тогда изъяснялись, меблированные комнаты. Обставленные мебелью помещения, которые за довольно скромную сумму сдавали внаем на длительный срок.

Бизнес, сменявший владельцев

Первой хозяйкой этого места была некая Анна Рот – дама из почтенного ост-зейского рода. Она сдавала постояльцам 99 комнат.

Затем (около 1891 года) предпринимательница продала свое дело баронессе Луизе фон Таубе. По сей день на фасаде можно найти герб ее семьи. Не даром во многих источниках этот дом носит название именно фон Таубе.

Хотя владельцев здание сменило еще не раз. Например, к 1913 году он перешел к купцу Павлу Немилову. Гостиницей же заправлял Николай Немилов. Очевидно, не однофамилец. Братья и проживали по этому адресу.

К 1916 году хозяином стал Альфред Тиме – почетный гражданин, владелец торговой посреднической конторы.

«Пале-Рояль» со своим колоритом

Однако почти при всех владельцах это место в Петербурге было известно как «Пале-Рояль». Что это за название? Это отсылка к знаменитому парижскому дворцу неподалеку от Лувра, построенному архитектором Жаком Лемерсье для кардинала Ришелье. Вы могли встречать его на страницах «Трех мушкетеров».

Реклама «Пале-Рояль». Фото: Citywalls
Реклама «Пале-Рояль». Фото: Citywalls

Однако останавливались здесь далеко не принцы и не королевны. В петербургском «Пале-Рояль» селились холостяки и работяги, которые приезжали в столицу на заработки на несколько суток.

Постепенно среди них становилось все больше людей творческих и свободных профессий. Соседями становились актеры, литераторы. Постепенно этот адрес стал гнездышком петербургского бомонда. Правда, вели они себя тут... не всегда аристократично.

Здесь бывали Антон Чехов, Иван Бунин, Леонид Андреев, Константин Станюкович. С 1913 года неделями гостил Владимир Маяковский. Его муза Лиля Брик тоже была замечена.

Никому неизвестный Шаляпин и вещевой склад

Но главным персонажем этого места называют актера Мамонта Дальского. В 1917 году он объявил себя анархистом и даже участвовал в разграблении и сожжении особняка Фредерикса – лично вынес оттуда два чучела медведей. Пишут, что его жизнь, скорее всего, кончилась бы расстрелом, но судьба распорядилась иначе – он случайно погиб под колесами трамвая в 1918-м.

Мамонт Дальский и Федор Шаляпин. Фото: Википедия
Мамонт Дальский и Федор Шаляпин. Фото: Википедия

В «Пале-Рояль» к Дальскому прибился тогда еще никому неизвестный оперный актер Федор Шаляпин. Он прожил по этому адресу два года и так описывал это место в «Душе и маске»:

«В конце Пушкинской улицы, за маленькой площадью, где стоит крохотный Пушкин, возвышается огромное здание, похожее на цейхгауз – вещевой склад. Это – "Пале-Рояль", приют артистической богемы Петербурга. В мое время сей приют был очень грязен, и единственное хорошее в нем, кроме людей, были лестницы, очень отлогие. По ним легко было взбираться даже на пятый этаж, где я жил в грязненькой комнате, напоминавшей "номер" провинциальной гостиницы. Дальский жил в одном коридоре со мной. К нему постоянно приходили актеры, поклонники, поклонницы. Он охотно ораторствовал с ними, зная все на свете и обо всем, говоря смело, свободно. Я внимательно вслушивался в его беседы».

В этих же комнатах некогда случилась забавная история. Студенту Санкт-Петербургского университета поручили привезти Дальского на бал. В «Пале-Рояль» актер встретил гостя вусмерть пьяным.

«Не отчаивайтесь, юноша, я вместо себя своего приятеля пошлю. Отличный певец. Бас... Да где же он?.. Федька!» – прокричал Дальский.

Шаляпин сначала упирался, а потом согласился отправиться на бал вместо приятеля. По пути на мероприятие студент очень переживал, что везет публике никому неизвестного певца. Ему явно потом было что вспомнить!

Новая страница со старым подчерком

После революции «Пале-Рояль» стал общежитием железнодорожников. Позже превратился в легендарные ленинградские коммуналки. По 14-15 комнат в каждой квартире. С ссорами, пожарами, примирениями, снова ссорами...

Сейчас в парадной уоммуналки по 15-15 комнат. Фото: Парадная гостья
Сейчас в парадной уоммуналки по 15-15 комнат. Фото: Парадная гостья

А теперь это петербургские коммуналки. И начинала с того, что вы впечатлитесь от простора, изящности и эстетичности парадной. Но также вы найдется тут и то, что вы запомните в плохом смысле слова.

Сразу после входной двери ощутите довольно стойкий запах человеческих испражнений. Придется игнорировать этот факт. Парадная так прекрасна, что надо подняться до последнего этажа.

На втором и третьем этажах среди исписанных стекол, бутылок и окурков аккуратно загляните в боковые окошки. Оттуда открывается живописный вид на Пушкинскую улицу и Кузнечный переулок.

На последнем этаже вас ожидает интересная расстекловка. В солнечный день она особенно прекрасна. Увы, в последний визит меня прямо здесь поджидали человеческие фекалии… Сложно представить, кто это мог сделать? Жильцы, которые выходят сюда курить? Но зачем – собственном-то доме… Случайные прохожие… Но ведь – простите – дошли аж до последнего этажа! Не люблю ругаться и обижать кого-то, но есть люди, которые ведут себя как быдло.

Прекрасный «Пале-Рояль» – шумное пристанище петербургской аристократии – вероятно, продолжает традицию пьянства и веселья. Кто знает, может тут растет сейчас будущий Чехов или Маяковский… Через тернии к звездам.

📍Адрес: Пушкинская улица, 20

Спасибо за ваше время и внимание! Подписывайтесь на канал «Парадная гостья», чтобы познакомиться с миром парадных Петербурга!

Поддержать мой проект можно здесь. Буду вам очень благодарна!

На днях мы заходили в еще один интересный дом, который находится неподалеку отсюда. С улицы он напоминает сказочный терем, а внутри – совсем другой...