— Давайте начнем с краткого экскурса в дореволюционную историю…
— В ту пору остров имел единого собственника, и вся земля на нем принадлежала хозяевам Каменноостровского дворца. Кто им владел — тот владел и всем островом. Со времен императора Павла Петровича участки на острове сдавали в долгосрочную аренду, и те, кто здесь построил дома, были арендаторами сначала у царей, а потом у великих князей. Участки брали в аренду обычно на 49 или 90 лет. При продаже дома право аренды переходило новому хозяину.
Для хозяев дворца это было очень удобно, поскольку они имели от аренды стабильный источник дохода. Кроме того, благодаря тому что на острове был единый хозяин, здесь не было какого‑то безумного капиталистического буйства дачной застройки. Хозяева острова утверждали проекты новых построек на нем, а имели возможность и не утвердить.
— После революции остров отдали трудящимся…
— В этом утверждении в немалой степени есть доля лукавства. Действительно, на части острова в 1920 году был создан городок отдыха для рабочих. Была даже устроена «площадь народных собраний», возведены триумфальные арки. Брошенные, пустующие особняки перешли в ведение самых различных организаций, в них устроили санатории, профилактории, детские дома. В Каменноостровском дворце со временем разместился санаторий военно-воздушных сил, в церкви Иоанна Предтечи — спортивный зал этого санатория. С 1930‑х годов на острове стали появляться государственные дачи. Одну из них называют «дачей Кирова», «дачей Жданова», а иногда даже «дачей Берии». Народный фольклор чего только не придумает!..
С годами историческая застройка на острове значительно была прорежена: что‑то сгорело, что‑то снесли, что‑то перестроили. На освободившихся местах появились современные санатории и государственные дачи. То, что осталось исторического, активно использовали кинематографисты: как известно, именно на Каменном острове киностудия «Ленфильм» снимала многие эпизоды «Приключений Шерлока Холмса и доктора Ватсона», «Приключений принца Флоризеля», «Господина оформителя» и еще многих популярных фильмов.
— Действительно ли одним из первых фильмов, снятых на Каменном острове, был «Небесный тихоход» 1945 года?
— Да, его эпизоды, в частности, знаменитую сцену песни друзей, снимали между особняком Половцева и берегом Невки. На заднем плане виден пострадавший во время блокады Елагин дворец…
А уже в постсоветское время начался активный процесс «конвертации» объектов во что‑то современное либо застройка свободных мест малоэтажным жильем.
Радует, что здесь есть примеры очень качественной реставрации, например, той же дачи Гаусвальд (первый в Петербурге дом в стиле модерн!), знакомой многим по кинофильмам, или дачи купчихи Кожевниковой.
Замечательно, что наконец‑то завершилась долгая реставрация дачи принца Ольденбургского на набережной Малой Невки, долгие годы находившейся в достаточно плачевном состоянии.
Пожалуй, самая приятная метаморфоза — это судьба Каменноостровского дворца, в котором ныне находится Академия талантов, детское учреждение дополнительного образования. И что немаловажно: имея при себе паспорт, любой человек в дневное время может пройти через проходную академии и посмотреть парк Каменноостровского дворца — объект культурного наследия…
На Каменном острове есть, кстати, те, кто живет здесь с давних пор. К примеру, дача академика Владимира Бехтерева на набережной Малой Невки — многоквартирный жилой дом. Одна из местных жительниц разводит рядом с домом замечательный цветник. А когда‑то Бехтерев здесь и отдыхал, и работал: писал статьи, принимал малоимущих больных. По некоторым сведениям, второй этаж и по сей день занимают потомки ученого…
— Насколько комфортно чувствуют себя на острове сегодня гуляющие? Есть ли, к примеру, точки общепита?
— Вы удивитесь, но только одна, и та на служебной территории в теннисном клубе. И она предназначена в первую очередь для тренеров и родителей… То есть фактически общедоступного общепита на Каменном острове практически нет. Чего еще точно не хватает на острове (и что, по‑моему, более существенно), так это скамеек для отдыха и урн для мусора, их неоправданно мало.
Есть еще определенная проблема и в том, что Каменный остров — в каком‑то отношении транзитный: через него постоянно движется поток транспорта. И не только по Каменноостровскому проспекту, но и по внутренним магистралям. Поток машин с Крестовского острова в часы пик просто непрерывный, а пешеходных переходов мало — перейти, к примеру, набережную Малой Невки довольно трудно.
— Несмотря ни на какие метаморфозы, Каменный остров производит заповедное и даже, я бы сказал, очень изысканное впечатление. Помню, в конце 1980‑х годов мне казалось, что он на грани запустения. Сейчас подобного нет и в помине.
— Соглашусь с вами. Каменный остров — несомненно, одно из мест, где живет душа Петербурга. Она во всем — в дракончиках ворот дачи Клейнмихель, в сфинксах возле дачи Ольденбургского… В этом разнообразии свидетельство того, что Петербург всегда был городом, открытым миру.
На Каменном острове очень гармонично соседствуют почти античный Каменноостровский театр и русский стиль в постройках дачи Кожевниковой… Подобное очень характерно для Петербурга, оно в конечном итоге формирует его удивительную культурную атмосферу. И Каменный остров — безусловно, ее яркое проявление.
Замечательно и то, что на Каменном острове сохранилось много подлинных объектов культурного наследия. А подлинник всегда производит гораздо большее впечатление, нежели новодел, будь он даже точной копией утраченного. Помните эпизод в кинофильме про Шерлока Холмса, когда из дачи Гаусвальд выходит оперная певица Ирэн Адлер? Это не просто сцена из фильма, а часть нашего петербургского поколенческого культурного кода…
Да, остров живет своей современной жизнью. Летом сюда на выходные и праздники привозят десятки сапов, и любители покататься на надувных досках заполняют пространство внутреннего канала Каменного острова. Смотрится это очень радостно и красочно.
Конечно, хотелось бы большего. Было бы, наверное, неплохо, если бы на Каменном острове появилось и какое‑то общественное пространство — подобное тем, каких много возникло за последние годы в других районах Петербурга. Здесь такой точки притяжения пока нет, а она, я уверен, была бы очень востребованной.
Читайте также:
Республика Коми: край суровых просторов, древних легенд и каменных великанов
«Квадраты» выйдут из тени: Ленобласть подключилась к эксперименту по легализации гостевых домов