Бишкек готовится к кардинальным изменениям в управлении водными ресурсами, что может переформатировать экономические и политические отношения во всей Центральной Азии. С вступлением в силу нового Водного кодекса в 2026 году Кыргызстан намерен ввести плату за воду для всех потребителей, включая соседние страны, что ставит под вопрос десятилетиями существовавшую систему водно-энергетического обмена.
Ключевой темой предстоящего визита президента Узбекистана Шавката Мирзиёева в Бишкек станут именно вопросы совместного водопользования. Это неудивительно, ведь принятый 1 июля 2025 года и вступающий в силу с 1 января 2026 года новый Водный кодекс Кыргызстана превращает воду в товар, сопоставимый с нефтью и газом.
На протяжении десятилетий распределение водных ресурсов в Центральной Азии оставалось сложной и напряженной темой. Основанная еще в советское время система бартерного обмена «вода летом в обмен на электроэнергию зимой» начала давать сбои уже давно. Несмотря на принятое в 1998 году межправительственное соглашение между Казахстаном, Кыргызстаном, Узбекистаном и присоединившимся позже Таджикистаном, проблемы оставались нерешенными.
Новый Водный кодекс Кыргызстана, подписанный президентом Садыром Жапаровым, заменит более 15 устаревших нормативных актов. Главное нововведение — введение единой тарифной системы на использование воды для всех, за исключением случаев тушения пожаров и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Ранее полив сельхозугодий зачастую был бесплатным. Этот шаг, по мнению Бишкека, позволит повысить эффективность использования водных ресурсов и снизить финансовую нагрузку на государство.
Эксперты отмечают, что существующая система компенсаций была несовершенна: страны верховья, такие как Кыргызстан и Таджикистан, не получали адекватной компенсации за обеспечение стока рек. Кыргызстан, к примеру, использует лишь 20% от всего объема стоков, остальное поступает на территорию соседей.
Соседние страны, чьи промышленность и сельское хозяйство критически зависят от поставок воды из Кыргызстана, внимательно следят за развитием ситуации. Вопросы водных ресурсов уже стали центральной темой недавнего визита президента Казахстана Касым-Жомарта Токаева в Бишкек 21–22 августа.
На фоне грядущих перемен, 7 сентября 2025 года Казахстан, Кыргызстан и Узбекистан подписали очередной протокол о регулировании водно-энергетического баланса в регионе, который будет действовать до 2026 года. Этот документ закрепляет обязательства сторон по обеспечению пусков воды из Токтогульского водохранилища в обмен на поставки электроэнергии из Казахстана и Узбекистана в Кыргызстан. Также были согласованы условия транзита электроэнергии из России в Кыргызстан через энергосистему Казахстана.
Министр энергетики Казахстана Ерлан Аккенженов подчеркнул, что его страна выполняет свои обязательства и рассчитывает на аналогичный подход со стороны партнеров, назвав это основой стабильности энергосистем и водного обеспечения всего региона. Однако это соглашение является временной мерой, и кардинальные изменения ожидаются именно с 2026 года.
Эксперты сходятся во мнении, что вопрос распределения водных ресурсов является ключевым для успешной региональной интеграции. Еще в 90-е годы лидеры Казахстана, Узбекистана и Кыргызстана обсуждали создание водно-энергетического консорциума, но договориться так и не удалось.
По мнению директора Центра экспертных инициатив «Ой Ордо» Игоря Шестакова, достижение консенсуса по вопросам водопользования станет основой для любого потенциального союза в Центральной Азии. «Вопрос воды – это вопрос мира и стабильности в регионе», – подчеркивает он.
Ситуация также имеет и внутриполитическое измерение для Кыргызстана, где на пороге парламентских и президентских выборов избиратели будут оценивать, насколько выгодно страна реализует свои водные ресурсы.
Решение Кыргызстана монетизировать свои водные ресурсы открывает новую главу в отношениях стран Центральной Азии, где воде предстоит стать не только источником жизни, но и важным экономическим и политическим фактором. Предстоящие переговоры на высшем уровне в Бишкеке должны показать, смогут ли страны региона найти новый, взаимовыгодный баланс интересов.
Кыргызстан начнет требовать деньги за воду: Какие последствия для Узбекистана?
10 сентября10 сен
2018
3 мин