Старинные швейные принадлежности — это не только милые помощники дам, но еще и просто услада для глаз. За годы коллекционирования у меня получилось составить свою небольшую коллекцию уникальных швейных принадлежностей. Особой радостью было получить старинный столик для рукоделия, наполненный различными мелочами (про столики можно почитать здесь).
Челноки
Такие челноки использовались мастерицами для создания кружев методом узелкового плетения, называемого фриволите. Современные челноки производятся из различных материалов, включая пластик, акрил и алюминий, а вот старинные изготавливались из кости, перламутра.
Игольницы
Игольницы использовались для хранения не только швейных игл, но и других мелких принадлежностей, например вдежки (продевальные иглы), крючки. Игольницы были разных размеров и чаще всего представляли собой цилиндрические футляры с крышками. Их изготавливали из серебра, золота, перламутра, кости, панциря черепахи, дерева. Костяные, деревянные игольницы украшали сложной резьбой, изображающей драконов, птиц феникс, бабочек, цветы хризантемы и пионы и пр.
Крючки
Основная разница между старинными и современными крючками в материалах и эстетике.
Как и сегодня, старинные крючки можно разделить на две группы:
- крючок с тонким стальным крючком, вставленным в отдельную ручку,
- и цельный, с одним или двойным рабочим концом.
Старинные крючки изготавливались из натуральных материалов кости, рога, дерева, а также металлов, таких как сталь или латунь.
Пуансон/шило
Пуансон для шитья или шило часто использовалось в швейном деле, а потому они встречаются. Их острым металлическим наконечником прокалывали отверстий в ткани, коже или других материалах, чтобы облегчить шитье или крепление. Наконечники изготавливали из стали, которые чаще всего покрывали тонким слоем золота или серебра. Рукоятки инструментов производились из разнообразных благородных материалов: перламутра, кости, ценных пород дерева, серебра.
Швейные держатели — это приспособления, предназначенные для комфортного и эффективного выполнения швейных работ. С их помощи мастерица освобождает руки и тем самым ускоряет процесс работы (потому их часто называли «третьей рукой»). Старинные держатели изготавливали из кости, дерева, латуни, чугуна.
У моего держателя, что на фотографии самый крайний с правой стороны, отсутствует шелковая подушечка. Должен был выглядеть вот так👇
Ножницы для рукоделия
Старинные ножницы для рукоделия — это не просто инструмент, а настоящее произведение искусства. Наверное, именно поэтому существуют коллекционеры ножниц. Ножницы изготавливали из стали, золота, серебра, ручки могли изготовить из перламутра, панциря черепахи, лезвия украсить орнаментом, выгравировить инициалы или памятные даты.
Хотела бы отметить, что старинные наборы для рукоделия соответствовали статусу своей хозяйки. Их изготавливали, в соответствии с требованием и эстетическим вкусом владельцы, лучшие мастера. Принадлежности для рукоделия, изготовленные из серебра, золота, кости, перламутра и тд., украшенные эмалью, драгоценными и полудрагоценными камнями, хранились в столиках, деревянных или из папье-маше футлярах и шкатулках, а также в небольших несессерах (étui), которые носили с собой, пристегивая к шатлену.
Состав наборов был различным, все зависело от того, что было нужно рукодельнице, и мог включать в себя: швейные и вышивальные ножницы, пяльца, игольницу, напёрсток, шило, вдежку, воск для вощения ниток, сантиметр, клубочницу, швейку (держатель), челнок, яйцо для штопки, распарыватель, мочалку, резец для выкроек и тд.
Напоследок хотела бы показать достаточно редкую вещь - фарфоровый наперсток. Многие из вас наверняка мне возразят: «Разве редкий?! Фарфоровых наперстков пруд пруди!»
Сувенирных фарфоровых наперстков, которых произвели во второй половине XX века и производят до сих пор, действительно море, а вот рабочих старинных фарфоровых наперстков до наших дней дошло очень немного (бились, терялись и тд), а потому они - редкость и ценность.
Первые фарфоровые наперстки изготовили на мануфактуре Meissen в около 1720. Это была роскошь, достойные нежных ручек аристократок! Роскошью они и оставались и в XIX веке.
Кстати, старинные фарфоровые наперстки значительно меньше по размеру, чем современные сувенирные. Использовали их для работы с шелком. Считалось, что фарфоровая поверхность обеспечивает гладкость и минимальное трение, соответственно такой наперсток не повреждает ткань и не образовывает зацепок.
Всех благодарю за подписку и рекомендации моего канала, лайки и интересные комментарии❤️