Найти в Дзене

Старинные столики для рукоделия

На протяжении веков женщины из разных сословий занимались рукоделием. Для простых женщин рукоделие часто было способом заработать на жизнь: они шили одежду, вязали, плели кружева на продажу. Для дам благородного происхождения рукоделие было скорее занятием для души — формой досуга и элементом воспитания. Вышивка или кружевоплетение считались «достойными» хобби, которые подчеркивали женственность, терпение и хорошее воспитание. Долгое время для хранения швейных принадлежностей и незаконченных работ приспосабливали коробки, корзины и вместительные шкатулки. В 1760-е годы появились специальные столики для рукоделия. Обычно это были небольшие компактные столики с откидной крышкой, под которой скрывались внутренние ящички для ниток, иголок, ножниц, катушек и других принадлежностей. Столики изготавливали из различных пород дерева, украшали росписью, резьбой, маркетри, паркетом, перламутром и вставками. Часто под столешницей крепили большой выдвижной ящик. В нем хранили незаконченные рабо

На протяжении веков женщины из разных сословий занимались рукоделием. Для простых женщин рукоделие часто было способом заработать на жизнь: они шили одежду, вязали, плели кружева на продажу. Для дам благородного происхождения рукоделие было скорее занятием для души — формой досуга и элементом воспитания. Вышивка или кружевоплетение считались «достойными» хобби, которые подчеркивали женственность, терпение и хорошее воспитание.

Джошуа Рейнольдс. Сестры Уолдгрейв. 1780. Холст, масло. Национальная галерея Шотландии, Эдинбург
Джошуа Рейнольдс. Сестры Уолдгрейв. 1780. Холст, масло. Национальная галерея Шотландии, Эдинбург

Долгое время для хранения швейных принадлежностей и незаконченных работ приспосабливали коробки, корзины и вместительные шкатулки.

Жан-Батист-Симеон Шарден. Вышивальщица. Ок. 1773. Холст, масло. Национальный музей Швеции, Стокгольм
Жан-Батист-Симеон Шарден. Вышивальщица. Ок. 1773. Холст, масло. Национальный музей Швеции, Стокгольм

В 1760-е годы появились специальные столики для рукоделия. Обычно это были небольшие компактные столики с откидной крышкой, под которой скрывались внутренние ящички для ниток, иголок, ножниц, катушек и других принадлежностей.

Франсуа-Юбер Друэ. Портрет маркизы де Помпадур за пяльцами для тамбурной вышивки. 1763-1764. Холст, масло. Национальная галерея, Лондон
Франсуа-Юбер Друэ. Портрет маркизы де Помпадур за пяльцами для тамбурной вышивки. 1763-1764. Холст, масло. Национальная галерея, Лондон

Столики изготавливали из различных пород дерева, украшали росписью, резьбой, маркетри, паркетом, перламутром и вставками. Часто под столешницей крепили большой выдвижной ящик. В нем хранили незаконченные работы, пяльцы, спицы иногда мотки пряжи. Некоторые модели предусматривали потайные ящички. Форма, размер, стиль и внутреннее устройство столика зависели от исторической эпохи, моды и, конечно же, от вкуса и финансовых возможностей заказчицы.

Столик для рукоделия. Великобритания. 1870-е. Орех, ткань
Столик для рукоделия. Великобритания. 1870-е. Орех, ткань

Столик был необходимым спутником дамы и размещался в личных покоях хозяйки, как правило, в будуаре или в гостиной, где женщина могла заняться делом с подругами.

В данной модели столика нет выдвижной корзины. Она уже встроена.
В данной модели столика нет выдвижной корзины. Она уже встроена.

В первой половине XIX века в Европе и России среди богатых людей особым спросом пользовались восточные предметы интерьера, особенно из Китая и Японии. Среди них выделялись лаковые китайские столики для рукоделия.

Столик для рукоделия. Китай. 1820 - 1840. Дерево, шелк. В этой модели корзина выдвижная.
Столик для рукоделия. Китай. 1820 - 1840. Дерево, шелк. В этой модели корзина выдвижная.

Покрытые черным лаком, украшенные тончайшими золотыми и серебряными росписями — пейзажами, птицами, сценами из китайской жизни — эти столики впечатляли изяществом. Перламутровая инкрустация, швейные аксессуары из слоновой кости и перламутра, тщательно уложенные внутри, превращали их в предмет мечтаний многих дам.

Столик для рукоделия. Вид внутри
Столик для рукоделия. Вид внутри

Несколько лет назад мне посчастливилось приобрести старинный китайский столик для рукоделия. В его ящичках бережно хранились родные принадлежности для рукоделия — катушки, игольницы, швейка из слоновой кости. Среди них встретились и предметы из других эпох — словно сам столик рассказывал о том, что за ним работало не одно поколение рукодельниц.

-8

Уверена, что столик передавался по наследству, а потом оказался ненужным и его выставили на продажу со всем содержимым. Кстати, в одном из ящичков был обнаружен конверт с газетными вырезками, в которых говорилось, что подобный столик был у английской королевы Виктории.

-9

И еще немного фотографий столика.

Вид сверху.
Вид сверху.

Деталь боковой росписи.
Деталь боковой росписи.

В наши дни старинные столики для рукоделия — это уже коллекционные ценности и музейные экспонаты, а более простые экземпляры предпочитают приобретать современные рукодельницы.

Всех благодарю за комментарии, 👍, подписку и рекомендацию моего канала.