Найти в Дзене
ПроАвтобизнес

Дана оценка локализации в баллах автомобилей Lada, Haval, Moskwich и Solaris

Удивительно, но Россия стала единственной в мире страной, которая производит все комплектующие для самолетов. Это признание в начале сентября сделал первый вице-премьер правительства РФ Денис Мантуров. «Это правда. Я подтверждаю, именно так», - цитирует ТАСС слова правительственного чиновника. Он также отметил, что нет больше стран, где производятся абсолютно все комплектующие для самолетов.

Это большая победа отечественной авиаиндустрии. В одной отдельной авиастроительной отрасли РФ достигнута автаркия, то есть система замкнутого воспроизводства с минимальной зависимостью от внешней среды.

Но в российском автомобилестроении о таких достижениях говорить неуместно. Поскольку здесь совершенно иной курс, который проводится правительством РФ с 2007 года. А именно интеграция в глобальную автоиндустрию.

Именно тогда было решено ввести режим «промсборки» и привлекать в страну зарубежных автопроизводителей. Для них поставлена низкая планка входа на наш рынок и организации сборочного производства на территории РФ. Напомним, по режиму «промсборки-1» от зарубежного автопроизводителя требовалось за семь лет достигнуть 30% локализации выпускаемых автомобилей. По режиму «промсборка-2», введенных несколько позже в 2010 году, требования несколько ужесточили – до 60%.

Автокомпоненты на конвейер имели "российское" происхождение
Автокомпоненты на конвейер имели "российское" происхождение

Правда, зарубежные автомобильные компании и производители автокомпонентов нашли такой интересный способ обхода. На территории РФ создавался «свечной заводик» с одной сотней занятых, где осуществлялась конечная сборка автокомпонента, поставляемого на конвейер автозавода. Эти компоненты собирались, естественно, из импортных запчастей. На эту продукцию ставилось клеймо «Сделано в России». Когда эта тенденция вскрылась, возник даже такой термин - «скрытый импорт». Оказалось, что до требуемой локализация далеко.

Одним из направлений борьбы со скрытым импортом стал подсчет локализации с помощью балльной системы. Еще 10 лет назад было издано Постановление №719, где была введена балльная оценка. Теперь локализацию измеряют в баллах, которые начисляют за отдельные операции – сборка, сварка, окраска, использование отечественного металла и т.п.

Сварка кузова - 400 баллов, окраска - 500 баллов, использование российского металла - 200 баллов
Сварка кузова - 400 баллов, окраска - 500 баллов, использование российского металла - 200 баллов

Что известно о балльной оценке на сегодняшний день? Отечественный бестселлер Lada Granta набирает 5 284 балла. Другая популярная модель АвтоВАЗа Lada Vesta - 4 496 баллов. Бывший Hyundai Solaris – Solaris HS имеет 2 823 балла, Москвич 3 – 2 376 баллов, самая популярная иномарка российского рынка Haval Jolion – 1 625 баллов. А собираемый на калининградском «Автоторе» седан BAIC U5 Plus мизерные 80 баллов.

Самый высоколокализованный автомобиль российского автопрома на конвейере АвтоВАЗа
Самый высоколокализованный автомобиль российского автопрома на конвейере АвтоВАЗа

Поясним, если автомобиль состоит из деталей и компонентов только российского производства и российского металла, то он оценивается в 8 800 баллов. Но поскольку это нереально, то еще недавно был принят для всех автопроизводителей целевой уровень в 7000 баллов к 2028 году. В зависимости от набранного количества баллов зависят меры и степень государственной поддержки. Например, тот самый утильсбор возвращается в полном объеме заводу за высоколокализованный автомобиль и возвращается частично за низколокализованный. Принятая шкала балльной оценки предусматривала постепенное повышение планки для игроков авторынка год от года до 7000 баллов к 2028 году.

Но недавно профильный Минпромторг РФ утвердил новые параметры. Максимальную планку снизили с 7000 баллов до 5400 баллов. Соответственно, были снижены и показатели по каждому году. Так, на 2025 год ранее был утверждены 3700 баллов, теперь же автопроизводителю нужно набрать всего 1500 баллов, чтобы ему был компенсирован утильсбор. Возникает вопрос, а кому выгодно такое снижение?

Самая популярная иномарка РФ Haval Jolion набирал 1 625 баллов
Самая популярная иномарка РФ Haval Jolion набирал 1 625 баллов

Ответ лежит на поверхности. Дело в том, что опустевшие сборочные площадки из-за ухода европейских, японских и корейских автопроизводителей перешли новым собственникам, как правило, российским компаниям. Для того, чтобы запустить производственную деятельность необходимо партнерство с китайскими автопроизводителями. Но в течение короткого периода времени невозможно достигнуть требуемых показателей локального производства. Поэтому профильный Минпромторг идет на ослабление требований, снижая планку для начисляемых баллов.

В выигрыше и МАЗ Москвич, и группа AGR, которой перешли заводы в Калуге и Санкт-Петербурге, выпускавшие ранее Volkswagen и Hyundai/KIA, и китайский Haval в Тульской области и другие участники рынка. Такими способами министерство пытается «завести» новый российский автопром с новыми участниками. Соответственно, подключить их к процессу повышения локализации.

Кроссовер Tenet T4 на заводе AGR в Калуге. Фото корпоративного сайта
Кроссовер Tenet T4 на заводе AGR в Калуге. Фото корпоративного сайта

По сути, воспроизводится та же самая модель развития, которая работала в РФ ранее, то есть до 2022 года. Тут важно отметить, что российский автопром существенно отличается от авиапрома, о достижениях которого рапортовал первый вице-премьер Денис Мантуров. Создавать автаркию в отдельно взятой отрасли автомобилестроения вряд ли целесообразно, учитывая размеры и емкость российского авторынка.

Уважаемые читатели, пишите в комментариях свое мнение.

Наш канал "Проавтобизнес" ВКонтакте

Наш телеграмм канал https://t.me/proautobiz