Удивительно, но Россия стала единственной в мире страной, которая производит все комплектующие для самолетов. Это признание в начале сентября сделал первый вице-премьер правительства РФ Денис Мантуров. «Это правда. Я подтверждаю, именно так», - цитирует ТАСС слова правительственного чиновника. Он также отметил, что нет больше стран, где производятся абсолютно все комплектующие для самолетов.
Это большая победа отечественной авиаиндустрии. В одной отдельной авиастроительной отрасли РФ достигнута автаркия, то есть система замкнутого воспроизводства с минимальной зависимостью от внешней среды.
Но в российском автомобилестроении о таких достижениях говорить неуместно. Поскольку здесь совершенно иной курс, который проводится правительством РФ с 2007 года. А именно интеграция в глобальную автоиндустрию.
Именно тогда было решено ввести режим «промсборки» и привлекать в страну зарубежных автопроизводителей. Для них поставлена низкая планка входа на наш рынок и организации сборочного производства на территории РФ. Напомним, по режиму «промсборки-1» от зарубежного автопроизводителя требовалось за семь лет достигнуть 30% локализации выпускаемых автомобилей. По режиму «промсборка-2», введенных несколько позже в 2010 году, требования несколько ужесточили – до 60%.
Правда, зарубежные автомобильные компании и производители автокомпонентов нашли такой интересный способ обхода. На территории РФ создавался «свечной заводик» с одной сотней занятых, где осуществлялась конечная сборка автокомпонента, поставляемого на конвейер автозавода. Эти компоненты собирались, естественно, из импортных запчастей. На эту продукцию ставилось клеймо «Сделано в России». Когда эта тенденция вскрылась, возник даже такой термин - «скрытый импорт». Оказалось, что до требуемой локализация далеко.
Одним из направлений борьбы со скрытым импортом стал подсчет локализации с помощью балльной системы. Еще 10 лет назад было издано Постановление №719, где была введена балльная оценка. Теперь локализацию измеряют в баллах, которые начисляют за отдельные операции – сборка, сварка, окраска, использование отечественного металла и т.п.
Что известно о балльной оценке на сегодняшний день? Отечественный бестселлер Lada Granta набирает 5 284 балла. Другая популярная модель АвтоВАЗа Lada Vesta - 4 496 баллов. Бывший Hyundai Solaris – Solaris HS имеет 2 823 балла, Москвич 3 – 2 376 баллов, самая популярная иномарка российского рынка Haval Jolion – 1 625 баллов. А собираемый на калининградском «Автоторе» седан BAIC U5 Plus мизерные 80 баллов.
Поясним, если автомобиль состоит из деталей и компонентов только российского производства и российского металла, то он оценивается в 8 800 баллов. Но поскольку это нереально, то еще недавно был принят для всех автопроизводителей целевой уровень в 7000 баллов к 2028 году. В зависимости от набранного количества баллов зависят меры и степень государственной поддержки. Например, тот самый утильсбор возвращается в полном объеме заводу за высоколокализованный автомобиль и возвращается частично за низколокализованный. Принятая шкала балльной оценки предусматривала постепенное повышение планки для игроков авторынка год от года до 7000 баллов к 2028 году.
Но недавно профильный Минпромторг РФ утвердил новые параметры. Максимальную планку снизили с 7000 баллов до 5400 баллов. Соответственно, были снижены и показатели по каждому году. Так, на 2025 год ранее был утверждены 3700 баллов, теперь же автопроизводителю нужно набрать всего 1500 баллов, чтобы ему был компенсирован утильсбор. Возникает вопрос, а кому выгодно такое снижение?
Ответ лежит на поверхности. Дело в том, что опустевшие сборочные площадки из-за ухода европейских, японских и корейских автопроизводителей перешли новым собственникам, как правило, российским компаниям. Для того, чтобы запустить производственную деятельность необходимо партнерство с китайскими автопроизводителями. Но в течение короткого периода времени невозможно достигнуть требуемых показателей локального производства. Поэтому профильный Минпромторг идет на ослабление требований, снижая планку для начисляемых баллов.
В выигрыше и МАЗ Москвич, и группа AGR, которой перешли заводы в Калуге и Санкт-Петербурге, выпускавшие ранее Volkswagen и Hyundai/KIA, и китайский Haval в Тульской области и другие участники рынка. Такими способами министерство пытается «завести» новый российский автопром с новыми участниками. Соответственно, подключить их к процессу повышения локализации.
По сути, воспроизводится та же самая модель развития, которая работала в РФ ранее, то есть до 2022 года. Тут важно отметить, что российский автопром существенно отличается от авиапрома, о достижениях которого рапортовал первый вице-премьер Денис Мантуров. Создавать автаркию в отдельно взятой отрасли автомобилестроения вряд ли целесообразно, учитывая размеры и емкость российского авторынка.
Уважаемые читатели, пишите в комментариях свое мнение.
Наш канал "Проавтобизнес" ВКонтакте
Наш телеграмм канал https://t.me/proautobiz