Выяснилось, почему вместо ПВО Польша на перехват дронов подняла F-16
После инцидента с беспилотниками, которые в ночь на 10 сентября, залетели на территорию Польши, местные власти заявили, что обнаружили обломки семи дронов и, предположительно, одной ракеты.
Военный эксперт, заслуженный летчик, генерал-майор Владимир Попов в беседе с «МК» рассказал, почему будет непросто доказать, чей беспилотник приземлился на территорию Польши.
Напомним, 10 сентября Польша заявила о том, что около 19 российских беспилотников оказалось в её воздушном пространстве из-за срабатывания системы радиоэлектронной борьбы, некоторые их них улетели на 50 километров вглубь страны. Была приостановлена работа четырех аэропортов — главного варшавского хаба — аэропорта имени Шопена, а также аэропортов Варшава-Модлин, Жешув-Ясионка и Люблин.
Кроме того выяснилось, что впервые некоторые беспилотников прилетели с территории Белоруссии. Вооруженные силы Белоруссии ночью по оперативной линии передали информацию Польши о «заблудившихся дронах». Благодаря этому Польша смогла оперативно отреагировать, подняв в воздух свои дежурные силы. В итоге были сбили некоторые блуждающие объекты. Сообщается, что в перехвате воздушных целей также принимали участие два истребителя-бомбардировщика F-35, два истребителя F-16, вертолеты Ми-24, Ми-17 и Black Hawk. Большая часть обломков сбитых беспилотников была найдена в Люблинском воеводстве на востоке страны.
Примечательно, что после инцидента были опубликованы фотографии сбитой «Герберы». На одной фотографии отчетливо виден серийный номер ЫЫ32384, а на другой ЫЫ31402. Специалисты обратили внимание на огромный, почти тысячный, разрыв в номерах с другими одновременно упавшими «Герберами».
Кроме того провокация, похоже, вскрыла внутреннюю проблему польской армии — система ПВО оказалась неспособной своевременно реагировать на относительно медленные цели. Ведь беспилотники пролетели большую часть территории без помех, а противовоздушная система обороны отреагировала на них с серьезной задержкой.
На отсутствие упоминания работы системы ПВО Польши обратил внимание и военный эксперт Владимир Попов:
- Вызывает вопрос работа системы ПВО Польши. Притом что мы знаем, что сейчас польская армия активно перевооружается, мобилизуется очень здорово, у них и на границе сосредоточены достаточно большие силы и средства. Почему она не сработала?
- Владимир Александров, почему именно истребители подняли в воздух, а не отработали по ним системой ПВО?
- Истребители всегда поднимают в небо на перехват. Эта обязательная процедура по технологии работы ПВО. Есть зоны, районы и сектора ответственности, как правило, у границ, где дежурят наземные системы ПВО, но в глубине территории начинает работать система ПВО дальнего действия и истребительная авиация. Особенно где прикрываются большие города, промышленные районы. В таких случаях в обязательном порядке используется истребительная авиация. Истребители они подняли, но работали ли они по беспилотникам — это другой вопрос. Подняв в небо самолеты, скорее всего, они сделали предупреждение, если конфликт будет развиваться, чтобы уже иметь в воздушном пространстве такую подвижную платформу, как истребитель F-16, который сам может реагировать на беспилотники.
- Как будут доказывать, что это были российские беспилотники?
- Сначала нужно найти все обломки, затем по ним определить серии беспилотников. Но надо понимать, что противник мог подобрать более-менее целый беспилотник, восстановить его и запустить не столько для поражения, сколько для пересечения границы. Тогда доказуемость может быть проблематичной. Нам надо будет искать серию выпуска обнаруженных беспилотников, куда, когда их запускали. Мы располагаем информацией, когда, откуда и на какую цель его отправляли. Может оказаться так, что запуск такой-то серии беспилотников был, скажем, в феврале, а сегодня сентябрь. Столько летать в воздухе, держаться незаметно он не мог. В общем, предстоит кропотливая работа и с нашей стороны, и со стороны, конечно, Польши. Поэтому они прекрасно это понимают и заявления такие резкие не делают.
- На ваш взгляд, все-таки что это было?
- Этот инцидент очень похож на провокацию. Потому что у нас пока острой необходимости запускать так далеко «Герани», другие беспилотники или крылатые ракеты нет. В данный период боевых действий мы свое внимание обращаем на линию боевого соприкосновения, на тыловые районы, где расположены ВПК противника, а не на самые его западные границы, которые, в общем-то, не отвечают нашим потребностям. И я не думаю, что были даже случайные залёты, тем более на такое большое расстояние, как 50–70 километров.
Не исключаю, что это были пуски беспилотников, подобных нашим, или восстановленных экземпляров, которыми мы ранее отрабатывали тыловые районы противника. Тем более что подобные провокации со стороны Украины уже были. Поэтому сейчас необходимо следить за реакцией со стороны Польши — как они будут расследовать этот инцидент, какие делать заявления. Потому что у Украины втянуть в конфликт новых участников соблазн велик. Украине такая провокация крайне выгодна.
Авторы: Дарья Федотова