Бывало, у вас такое: посреди ночи вас вдруг пронзает мысль о том, что вы не отправили важное письмо, которое начали писать еще днем? Или вы не можете уснуть, мысленно возвращаясь к спору, который так и не был завершен? Почему наш мозг, словно навязчивый будильник, раз за разом возвращает нас к нерешенным задачам, в то время как успешно завершенные проекты мы забываем на следующий же день? Оказывается, за этим стоит не просто ваша забывчивость, а вполне себе изученный психологический феномен Эффект Зейгарник.
Если говорить просто, Эффект Зейгарник – это особенность нашей памяти, благодаря которой мы гораздо лучше помним незавершенные действия и задачи, чем те, что мы благополучно довели до конца.
Мозг будто бы помечает такие дела специальным маркером «В работе!» и, как надоедливый будильник, который ты отложил на пять минут, постоянно напоминает о них, создавая легкое, но настойчивое внутреннее напряжение.
Или как сериал, оборванный на самом интересном месте, где герой замер в прыжке над пропастью, и теперь ты обречен досмотреть сезон, хочется скорее узнать продолжение. Именно этот механизм когда-то помогал нашим предкам выживать, не забывая о незавершенной охоте или не построенном укрытии. Так, стрелу в мамонта воткнул, но он еще бежит... Надо доделать!
Сегодня он же заставляет нас листать ленту соцсетей (ведь новости никогда не заканчиваются! Вот следующий пост точно будет последним, обещаю!) или дочитывать книгу захватывающим поздним вечером, оправдываясь перед собой: «Так, еще одну главу и спать. Или эпилог. Ну и предисловие ко второму тому...»
Кто такая Блюма Зейгарник и дух ее времени
А теперь перенесемся почти на сто лет назад. Автором этого открытия стала советский психолог Блюма Вульфовна Зейгарник. И да, это именно она виновата в том, что вы помните о недописанном отчете в три часа ночи.
Это была эпоха расцвета советской науки, время смелых экспериментов и новых школ психологии. Зейгарник была яркой представительницей школы выдающегося ученого Курта Левина, который как раз и ввел ключевое для того времени понятие «квазипотребность» — некое психическое напряжение, которое возникает у человека, когда он ставит перед собой цель, например, «допилить табуретку» или «добиться мировой революции», и спадает только после ее достижения.
Атмосфера в научной среде была заряжена на поиск закономерностей работы человеческой психики, причем не в отрыве от теории, а через практические эксперименты. Ученые тогда не сидели в соцсетях, у них были другие развлечения. Левин и его ученики, включая Зейгарник, считали, что поведение человека представляет собой функцию личности и окружающей ее среды.
И вот в этой-то среде и родилась у Блюмы догадка. Легенда гласит, что ее натолкнул на мысль наблюдательный официант в венской кофейне, который безошибочно помнил все незакрытые счета, но мгновенно забывал об оплаченных. Видимо, мозг официанта имел встроенную кнопку «забыть все» после получения денег. Это обыденное наблюдение стало предпосылкой для серьезного научного исследования, которое навсегда вписало ее имя в историю психологии.
Исследование, положившее начало эффекту Зейгарник
Так как же Зейгарник проверила свою гипотезу? Все было по-научному строго. Она набрала группу испытуемых. И нет, это были не студенты-добровольцы, которым за это ставили зачет и которые так популярны в кругах психологических исследований.
Это были обычные люди, которым предложили выполнить серию небольших заданий: слепить фигурку из пластилина, решить головоломку, собрать пазл. То есть, создать идеальные условия для легкой паники перфекциониста.
Ключевой момент эксперимента заключался в его ходе:
* Примерно половину заданий участникам позволяли спокойно завершить.
* А выполнение второй половины исследователь намеренно прерывала, говоря, что время вышло или что задание больше не нужно. Представьте себе возмущение человека, у которого отбирают почти собранный пазл!
После небольшой паузы Зейгарник просила испытуемых вспомнить все задания, которые они выполняли.
Результаты были поразительными и однозначными: участники вспоминали незавершенные задачи примерно в два раза чаще, чем те, которые они успели закончить. Организованная Блюмой диверсия сработала на ура!
Это и стало экспериментальным подтверждением того, что прерванное действие создает в психике особое напряжение, названное впоследствии «как же это бесит, когда не дают доделать!», заставляя память удерживать эту задачу в приоритете.
Похожие исследования: Теория Перлза
Интересно, что идея о власти незавершенности не ограничилась одним лишь эффектом Зейгарник. Уже позже, в 40-х годах XX века, немецкий психотерапевт Фредерик (Фриц) Перлз, основатель гештальт-терапии, положил этот принцип в самую основу своего учения.
То каким образом он дошел до своего учения очень интересная и необычная история, которая будет рассказа в следующей статье ^.^ Спойлер: там будет званый ужин, Зигмунд Фрейд и щепотка драмы.
Он разработал теорию незавершенных действий (или незавершенных гештальтов). Если Зейгарник показала, как это работает, то Перлз углубился в последствия. Он считал, что незавершенные ситуации из прошлого (особенно те, что связаны с сильными эмоциями: обиды, невысказанные слова, нереализованные желания) не исчезают, а продолжают подсознательно влиять на человека, отравляя его настоящее.
Цель гештальт-терапии: помочь человеку осознать и «завершить» эти незакрытые гештальты, чтобы освободиться от их груза и двигаться дальше.
Эффект Зейгарник
Термин «Эффект Зейгарник» ввел в научный обиход ее учитель Курт Левин, который тем самым признал огромный вклад своей ученицы. Видимо, он был не только гениальным психологом, но и прекрасным пиар-менеджером. Это открытие принесло Зейгарник мировую известность.
Маркетологи, сценаристы и дизайнеры игр являются настоящими архитекторами нашего внимания, и они виртуозно играют на струнах эффекта Зейгарник. По сути, они капканы для нашего мозга, приправленные наукой.
Вспомните тот сериал, который вы не могли выключить глубокой ночью, потому что серия оборвалась на самом интересном месте (этот прием называется «клиффхэнгер»). Или мобильную игру, которая манит вас ежедневными заданиями и бесконечным прогрессом. Соцсети с их бесконечно обновляемой лентой новостей и это тоже гигантская машина по созданию незавершенных циклов.
Все это не случайность, а продуманная эксплуатация древнего механизма нашей психики, который блестяще описала советская ученая почти век назад.
Но что нам со всем этим делать в повседневной жизни? Понимание эффекта Зейгарник является не просто забавным психологическим лайфхаком, а настоящей суперсилой для управления своей продуктивностью и ментальным спокойствием. Практически таблетка от прокрастинации, но без рецепта. Главное знать, как использовать!
*Данная статья представлена с личными видениями и комментариями, основанными на данных научных и не очень.