Некоторые люди привыкли воспринимать совесть, как узкий термин из специального религиозного словаря. Преподобный Паисий Святогорец напоминает о том, что на самом деле совесть — это данный Богом каждому человеку без исключения глубинный внутренний механизм, своего рода «аварийный радиобуй» или «барометр души», который, не переставая посылать сигналы, помогает оставаться собой и удерживает от непоправимого. Иными словами, совесть — универсальный опыт, который знаком каждому, независимо от веры или мировоззрения.
На языке психологии совесть можно описать как внутренний регулятор, помогающий согласовывать выбор поступка с ценностями. В философии — совесть это способность человека к самооценке, рефлексии и внутреннему суду над собой. В повседневной жизни — совесть тот самый тихий голос, который заставляет нас испытывать угрызения после несправедливого слова или недоброго поступка.
Потому, человек бессовестный это не тот, у кого совести нет вообще (таких людей не бывает), а тот, кто научился её подавлять, оправдывать себя, игнорировать внутренние сигналы. Однако подавленная, загнанная вглубь совесть, несмотря на кажущееся отсутствие внешних проявлений, ни на секунду не прекращает свою внутреннюю работу. Как аварийный радиобуй, она продолжает посылать свои сигналы даже с самого дна самых глубоких впадин океанов наших страстей. И всё зависит от того, позволит ли человек себе услышать эти внутренние напоминания и изменить поведение — или же будет систематически их игнорировать. В последнем случае напряжение лишь накапливается: внешне человек может казаться спокойным, но внутри нарастает конфликт, который однажды прорывается — в виде тяжёлых кризисов, разрушенных отношений или утраты самого себя, упаси нас от этого Бог.
Очередной отрывок из третьего тома "Слов" преподобного Паисия Святогорца "Духовная борьба" о том, что совесть — то, что делает нас людьми.
Благий Бог даровал первозданным людям совесть — первый Божественный закон. Бог глубоко начертал совесть в человеческих сердцах, и с тех пор каждый наследует совесть от родителей. Если человек в чём-то поступает неправильно, то совесть, работая у него внутри, обличает и ведёт его к покаянию. Однако должно заниматься правильным духовным деланием и испытывать свою совесть, чтобы всегда быть способным слышать её глас. Не испытывая свою совесть, человек не получит пользы ни от чтения духовных книг, ни от советов святых старцев. И даже заповедей Божиих он, не испытывая своей совести, сохранить не сможет.
— Геронда, а можно ли совсем не видеть своего реального духовного состояния и не замечать того, что ты сбился с пути?
— Если человек не следит за своей совестью и не очищает её, то постепенно его совесть покрывается слоем накипи, и он становится бесчувственным. Он грешит, и при этом у него словно не происходит ничего особенного.
— Геронда, расскажите нам, пожалуйста, о том, как необходимо заботиться, печься о совести.
— Чтобы быть уверенным в том, действительно ли мы поступаем по голосу своей совести, должно следить за собой и открывать себя своему духовнику. Ведь можно попирать свою совесть и считать, что у тебя всё в порядке. Или же, исказив свою совесть, человек может считать совершённое им преступление благодеянием. Возможно и такое: человеку вредит то, что он сделал свою совесть чрезмерно чувствительной.
— Геронда, я внутренне осуждаю других и не контролирую себя в этом. Может быть, всё происходит от того, что я стала бесчувственной?
— Необходимо многое внимание. Ведь, совершая грех в первый раз, человек чувствует некое внутреннее обличение, переживает. Сделав тот же грех повторно, он испытывает меньшее обличение, и если он невнимателен и продолжает грешить, то его совесть черствеет. К примеру, если некоторым делаешь замечание за какой-то проступок, то, чтобы не испытывать угрызений совести и не расстраиваться, они меняют тему разговора. Всё равно что индусы, которые погружаются в нирвану¹! Один юноша в Гималаях убил пятерых итальянских альпинистов и, закопав трупы в землю, начал упражнение по концентрации сознания. Сев на землю, он два часа напролёт повторял: «Дерево-дерево-дерево…» — чтобы «выйти в духовный вакуум», забыть происшедшее и не иметь беспокойств от помысла.
Вот, предположим, я ругаю кого-то из наших сестёр за какой-то своевольный проступок. Если эта сестра не совершает правильного духовного делания и не старается исправиться, то в ответ на все мои распекания она может сказать: «А сегодня к вечеру не будут звонить раньше…» — для того чтобы сменить тему разговора. А потом диавол заморочит ей голову и внушит: «Не беспокойся! Ты ведь сказала это для того, чтобы не расстраивался старец!» Диавол тоже находит ей оправдание, и, вместо того чтобы признаться: «Я сделала это, чтобы попрать свою совесть», она оправдывает себя: «Я сделала это ради того, чтобы не расстраивался старец!» Видите, что творит тангалашка? Тонкая работа! Он поворачивает ручку настройки на другую частоту, чтобы мы не увидели своего проступка.
— Геронда, а может ли человек замечать за собой малозначащие проступки и при этом не видеть грубых грехов?
— Да как же не может! Мой знакомый духовник рассказывал такой случай. Одна женщина, придя к нему на исповедь, безутешно рыдала и повторяла одну и ту же фразу: «Я не хотела её убивать!» — «Послушай, — стал успокаивать её духовник, — если у тебя есть покаяние, то у Бога есть прощение греха. Ведь Он же простил покаявшегося Давида²». — «Да, да, но я этого не хотела!» — повторяла она. «Как же ты её убила?» — осторожно спросил духовник. «А вот как: я вытирала пыль, нечаянно махнула тряпкой и убила её! Но я не хотела убивать эту муху!» А помимо всего прочего, эта особа изменяла мужу, бросила детей, развалила семью и жила неизвестно где, но обо всём этом рассказывала как о ничего не значащих пустяках. «За всё это полагается епитимья», — сказал духовник, когда услышал о её «подвигах». — «И почему же она за „всё это“ полагается?» — возразила женщина. Ну скажите, чем можно помочь такому человеку?
¹ Преподобный Паисий имеет в виду технику йоги и медитации, которую последователи восточных религий используют для того, чтобы достичь состояния так называемой нирваны, понимаемой ими как освобождение.
² Имеется в виду ветхозаветный пророк и царь Давид.