Подобно своей героине Софье из знаменитой киносаги «Гардемарины, вперёд!», Ольга Машная всей душой полюбила лишь однажды. Её отношения с Валерием Приёмыховым стали не просто ярким романом, а примером удивительной связи, неподвластной времени, разлуке и даже смерти. В нынешнем году celebrated actress отметила свой 61-й день рождения. Пройдя через десятки ролей и долгие годы одиночества, в своих воспоминаниях она продолжает хранить образ мужчины, который навсегда остался её главной судьбой.
Валерия не стало более двадцати лет назад, однако вся горечь и обиды, когда-то возникшие между ними, давно утратили свою остроту. Осталось только самое ценное — те самые искренние мгновения, ради которых, собственно, и стоит жить. Их официальный брак продлился всего четыре года, но именно в этот короткий, но насыщенный период Машная познала и всепоглощающее счастье, и такую душевную боль, от которой сжимается сердце.
Их знакомство произошло, когда юной Оле едва исполнилось шестнадцать. Он же был старше на целых 21 год. В те времена подобный союз казался немыслимым и вызывающим. Но судьба уже сделала свой выбор, не спрашивая их мнения.
Случайная встреча, изменившая всё
Будущая звезда советского кинематографа родилась в простой семье, далёкой от мира искусства. Мать трудилась маляром, отец — штукатуром. Никто и помыслить не мог о карьере актрисы для девочки. Ей была уготована иная стезя, но в дело вмешался Его Величество Случай, который в одно мгновение перечеркнул все планы и создал новую реальность.
Однажды Ольга прогуливалась неподалёку от киностудии «Ленфильм». Её заметила ассистент режиссёра Эмилия Бельская — женщина, которой впоследствии было суждено стать для Машной и крёстной мамой в кинематографе, и настоящим ангелом-хранителем.
Именно Бельская распахнула для неё дверь в волшебный мир кино. Сначала был эпизод в картине «Первые радости», а затем — судьбоносная роль в ленте Динары Асановой «Никудышная». Эта работа стала настоящим трамплином, за которым последовали приглашения в Москву, новые проекты и съёмки. Однако её путь отнюдь не был усыпан розами.
Побег из дома, где не было тепла
Атмосфера в родительском доме Ольги с детства не складывалась. Девочка росла в тени младшей сестры. Мать души не чаяла в Гале, а к старшей дочери проявляла холодность. Отец злоупотреблял алкоголем. Оля чувствовала себя чужой под родной крышей и в итоге приняла решение уйти.
«Я подошла к маме и сказала, что ухожу. Она даже не попыталась меня удержать», — с грустью вспоминала артистка.
После этого Машная перебралась к Эмилии Бельской. Так она сбежала от домашнего равнодушия в мир кинематографа, где её, наконец, могли оценить и разглядеть.
Решающая встреча ждала её на съёмочной площадке фильма «Никудышная». Машная исполняла одну из ключевых ролей, а в творческой группе трудился сценарист Валерий Приёмыхов. Он же мелькнул в кадре в эпизодической роли пограничника.
Ольге было лишь 16, Валерию — 37. Тогда он показался ей просто взрослым, солидным мужчиной. Речи о любви идти не могло, юная актриса смотрела на него как на человека из совершенно иного мира. Но всё кардинально изменилось спустя несколько лет, когда их пути неожиданно пересеклись вновь.
Роман, в который поначалу никто не верил
На съёмках картины «Пацаны» они снова оказались рядом. Машная повзрослела, а Валерий по-прежнему казался замкнутым и несколько резким человеком.
Ольга рассказывала, как однажды беззлобно пошутила над его стрижкой и заметила, как он неожиданно ушёл в себя. Позже выяснилось, что к тому моменту он уже был в неё влюблён.
«Он добивался меня с такой неистовой силой, что я терялась. Он буквально осаждал телефоны «Мосфильма», звонил всем, лишь бы отыскать меня. Этот напор был ошеломляющим», — признавалась актриса.
По площадке тут же поползли пересуды: «Да это у них ненадолго. Мимолётное увлечение». Многие полагали, что между ними — лишь краткий роман на фоне общей работы. Однако в действительности всё оказалось гораздо глубже и серьёзнее.
«Нас будто ударила молния. Это было выше наших сил. А наутро мне стало невероятно стыдно. Я ощущала себя женщиной легкого поведения».
Скромная свадьба и первые трудности
Их бракосочетание прошло более чем скромно. Ольга подобрала платье и туфли в комиссионном магазине, а Валерий взял напрокат пиджак у приятеля. В ЗАГС они явились вдвоём, без гостей и фотосъёмки. Никаких колец в бархатных футлярах, пышного застолья и тостов. Всё было по-настоящему, без малейшей доли показухи.
Первые месяцы их совместной жизни были наполнены такой любовью, что, казалось, её хватит на всех вокруг. Друзья, заходившие в гости, ощущали в их скромной квартирке атмосферу чего-то невероятно искреннего и настоящего. Они обожали друг друга, порою не скрывая своих чувств. Проблемы пришли позднее и обрушились подобно снежной лавине.
Жизнь с Приёмыховым оказалась непростой. Он был невероятно ревнив, жаждал безраздельного внимания и постепенно окружил супругу тотальным контролем. Свободы практически не оставалось — даже обычный поход в магазин за хлебом сопровождался допросами, подозрениями и напряжёнными разговорами.
«Я оказалась в полной изоляции. Он никуда меня не отпускал. И я… подчинилась. Я смирилась с этим», — делилась воспоминаниями Ольга Машная.
Их страсть постепенно трансформировалась в бытовой контроль. Любовь не исчезла, но стала тяжким бременем. С каждым днём актрисе буквально становилось всё труднее дышать.
Несбывшаяся мечта о материнстве
Ольга отчаянно хотела ребёнка. Для неё понятие семьи заключалось не только в жизни с любимым, но и в рождении детей. Однако Валерий постоянно откладывал этот вопрос. Сначала уверял, что не время, затем — что в однокомнатной квартире с младенцем будет тесно, а после — что это помешает его работе. Ольга принимала эти объяснения, но позже узнала горькую правду, которая оказалась куда болезненнее.
Однажды, вопреки всему, Ольга всё же забеременела. Во время съёмок фильма «Милый, дорогой, любимый, единственный…», где они снова воплощали на экране влюблённую пару, она уже ждала ребёнка. В картине её героиня похищала чужого младенца, чтобы добиться брака с возлюбленным. В реальности же в тот момент Ольгу ждало тяжёлое испытание.
Съёмки, ставшие испытанием
«Мне было очень тяжело. Мы снимали зимой, в сыром и промозглом Питере. Я промерзала до костей, и мой организм не выдержал», — рассказывала актриса.
Из-за переохлаждения и колоссальных нагрузок у неё случился выкидыш, за которым последовали серьёзные осложнения.
«У меня всегда было крепкое здоровье, но и оно не справилось», — признавалась она.
Работа над фильмом давалась с огромным трудом — и физически, и морально. И хотя на экране родилась тонкая, проникновенная история, behind the scenes скрывалась настоящая человеческая драма.
Год спустя Ольгу ждало новое горе. Ушла из жизни Динара Асанова — режиссёр, открывшая её для зрителей, верившая в неё и доверявшая самые пронзительные роли.
Динаре Асановой было всего 42 года. Для Ольги это была утрата не просто постановщика, а близкого, почти родного человека. С её смертью завершилась целая эпоха в жизни актрисы.
Звездный час и личные неурядицы
Несмотря на душевную боль, Ольга Машная не позволила себе исчезнуть с экранов. В 1986 году она снялась сразу в нескольких проектах: музыкальной ленте «Выше радуги», военной драме «Где-то гремит война» и в эпизоде культовой фантасмагории «Кин-дза-дза!». Это были абсолютно разноплановые работы, но в каждой чувствовалось дыхание времени — эпохи, когда советский кинематограф терял прежние ориентиры и искал новые пути.
Спустя год, в 1987-м, Машной досталась роль, которая в одночасье сделала её звездой всесоюзного масштаба. Светлана Дружинина утвердила её в проект «Гардемарины, вперёд!», и именно образ Софьи принёс Ольге народное обожание. Картина стала культурным феноменом, а актрису начали узнавать на каждом углу.
После оглушительного успеха «Гардемаринов» Ольга Машная превратилась в настоящую знаменитость. Её лицо знала вся страна. Однако за кулисами блестящей карьеры скрывалась прозаическая правда: у актрисы не было собственного жилья. После расставания с Валерием она ночевала у друзей, не имея ни крыши над головой, ни малейшей стабильности.
Развод с Приёмыховым дался ей крайне тяжело. Она по-прежнему любила его, но сохранить семью так и не удалось.
«Валеру нельзя было назвать беспробудным пьяницей, но к алкоголю его влекло. Работа шла своим чередом, но дома это, безусловно, сказывалось. Он ревновал меня к профессии, ему постоянно казалось, что я слишком занята и отдаляюсь от него. Мы ссорились всё чаще. А главной причиной раздора стала тема детей. Я мечтала о малыше, а он наотрез отказывался становиться отцом», — откровенничала Ольга.
Горькое предательство и прощение
Позже Машной открылась горькая правда. «Я узнала об этом уже после того, как мы расстались. У Валеры в тот период была другая женщина. И она родила ему ребёнка, пока мы ещё состояли в браке», — поведала Ольга в программе «Судьба человека».
По словам актрисы, та женщина намеренно подстроила беременность, движимая желанием удержать Валерия. А он, как ни пытался скрыть это, не сумел хранить тайну вечно. Для Ольги это стало ударом ниже пояса. Не потому, что он ушёл, а потому, что он не был с ней честен.
Со временем роль, подарившая ей известность, стала своеобразной клеткой. Ольгу воспринимали исключительно как нежную и кроткую Софью, не видя в ней потенциала для других амплуа.
«На самом деле я — актриса характерная. Всячески мечтала о комедийных, хулиганских ролях. Но меня видели только в одном образе. Иного мне не предлагали», — сетовала она.
Режиссёры не рассматривали её для работы в новых жанрах. Так Машная стала заложницей собственной самой популярной роли. То, что даровало ей славу, неожиданно лишило творческой свободы.
Новый брак и возвращение Валерия
Когда предложения о съёмках стали иссякать, Ольга осознала, что пора перестать ждать манны небесной и исполнить свою заветную мечту — стать матерью.
Она вышла замуж за музыканта Алексея, который впоследствии стал певчим в церковном хоре. Брак просуществовал недолго, но в нём на свет появился сын Ольги — главный человек в её жизни. Семейная идиллия, увы, не сложилась. Спустя несколько лет они с Алексеем расстались. Он уехал в Германию, а Ольга осталась в Москве одна с ребёнком и твёрдым намерением вернуться в профессию. И тогда, словно отвечая её внутреннему зову, в её жизни снова возник Валерий Приёмыхов.
К тому времени у него уже была новая семья. В 1988 году на съёмках фильма «Штаны» он познакомился с актрисой Любовью Шутовой, и вскоре они поженились. Но даже после этого Приёмыхов не оборвал связь с Машной — он не мог отпустить её и сам не в силах был окончательно уйти.
«Мы продолжали видеться вплоть до его кончины. Это было сильнее нас», — призналась она.
Однажды Валерий бросил фразу, которую Ольга запомнила навсегда: «Забавный у тебя опыт — из жены в любовницы».
В 1998 году он вновь позвал её сниматься в кино. Картина называлась «Кто, если не мы» — это была его третья и последняя режиссёрская работа. Он понимал, что Машной приходится трудно, и просто протянул ей руку помощи. Она приняла его предложение.
Прощание с главным человеком
В 1999 году Валерию поставили страшный диагноз — рак головного мозга. Болезнь развивалась стремительно. Он пытался бороться, держался из последних сил, продолжал работать. Однако время шло, а прогнозы врачей становились всё неутешительнее.
Машная до последнего верила, что он выздоровеет. Они изредка общались по телефону — коротко и сдержанно. Но их последний разговор она запомнила в мельчайших деталях.
«Он хотел остаться в моей памяти сильным, а не жалким и бессильным. Настоящим мужчиной. Я положила трубку и разрыдалась. Это был последний раз, когда я слышала его голос».
25 августа 2000 года Валерия Приёмыхова не стало. Ему было всего 56 лет.
За свою карьеру он успел сняться в десятках картин, написать множество сценариев, снять несколько фильмов и получить престижные награды. Но для Ольги всё это не имело значения. В ту ночь, накануне его смерти, она неожиданно проснулась на даче в слезах. Телефон молчал, и внутри что-то сжалось в комок:
«В тот миг я поняла, что Валеры больше нет. А эти слёзы были моим прощанием с ним. Затем я ещё очень долго ощущала, будто он где-то рядом, просто молчит».