Данные масштабных, общенациональных когортных обследований свидетельствуют о высокой (у каждого второго) распространенности психических расстройств.
Более чем у 80% людей, в тот или иной момент их жизни диагностируется какая-либо приходящая психопатологическая симптоматика.
Исторически, отец французской психиатрии Эскироль, определял галлюцинацию как «восприятие без объекта». Галлюцинации трактовались как признаки, типичные для психотического расстройства (психоз).
Однако появляется все больше доказательств того, что галлюцинации / голоса в голове и иной аномальных сенсорный опыт, часто встречается и вне контекста психоза.
Например, слуховые вербальные галлюцинации (шизофренические симптомы первого ранга по Курту Шнайдеру) достаточно распространенные находки среди здоровых людей.
Данные национального опроса населения проживающего в США (Pew Research Center, 2009, выборка больше 4 тысяч человек), показали, что 18% участников сообщили о том, они видели призраков или были в его присутствии.
Фактически, доля американцев, которые утверждают, что они взаимодействовали с призраком удвоилась за 13 лет (в 1996 году таких было 9%, по сравнению с 18% на момент этого исследования (2009 г)).
При этом, почти в два раза больше респондентов (29%), сообщили о том, что они были в контакте с кем-то, кто же умер.
До 80% тех, кто потерял близких, сообщают о том, что видели, слышали или чувствовали присутствие умершего ранее близкого родственника. Это при том, что в Западной культуре общение с умершими, скорее не является нормой.
Среди японцев, таких людей было уже 90% и эта связь с умершими поддерживалась посредством культурных и религиозных ритуалов.
Таким образом тяжелая утрата (потеря супруга) у вдовцов без истории психического расстройства, зачастую порождает ненормальные сенсорные переживания.
Во время острой реакции горя, такие люди, особенно пожилые, бывшие эмоционально привязанными и жившие в счастливом браке, могут испытывать чрезвычайно гетерогенный комплекс сенсорных нарушений разной модальности.
Пережившие утрату могут переживать как позитивные галлюцинации (видеть призрак или слышать голос умершего), так и в редких случаях сталкиваться с и негативными галлюцинациями, например, НЕ ВИДЕТЬ тело, лежащее в гробу.
Негативная галлюцинация – характеризуется отсутствием восприятия объектов (или другого человека) при неповрежденном сенсорном канале.
Люди, которые состояли в длительных и счастливых браках, чаще сообщают и о том, что эти переживания приносят им утешение.
Переживание аномального сенсорного опыта при потере / остром горе и психозе / шизофрении отличается.
Люди с психозом часто видят галлюцинации много раз в день и их восприятие галлюцинаторных голосов достаточно разнообразно и часто аффективно заряжено.
Напротив, галлюцинации испытываемые населением в целом, скорее всего, кратковременны, не вызывают сильных неприятных ощущений и случаются нечасто.
Субклинические галлюцинаторные переживания, у здоровых людей в большинстве случаев, не вызывают дистресс и носят приходящий характер.
Существует и культурные и социальные различия. Так равнение пациентов с психозом в США, Гане и Индии показало, что американцы чаще боятся или ненавидят свой внутренний галлюцинаторный голос.
Пациенты из Индии и Ганы напротив, связывали свой внутренний голос с Богом или членами семьи и отнюдь не всегда испытывали неприязнь к нему.
Более половины индусов, участвовавших в исследовании, заявили, что слышали голоса конкретных членов семьи, например, родителей, свекрови или сестёр.
Эти голоса инструктировали их, давали практические советы (сходи в магазин, приготовь еду и прими душ и т.д.), а также ругали и выговаривали.
В некоторых культурах галлюцинации даже прославляют (голоса как связь с богом), а не патологизируют как на Западе.
В обществе, где галлюцинации воспринимаются как свидетельство сверхъестественного или божественного, люди обычно тщательно разграничивают галлюцинации безумия и галлюцинации, указывающие на контакт с духовным миром.
Однако критикующие, пугающие, агрессивные / враждебные голоса (включая и те голоса которые подталкивают к самоубийству), на которые пациент жалуется – это главный предиктор того, что человеку будет поставлен клинический диагноз психотического расстройства.
Популяционные находки убеждают специалистов, работающих в области психического здоровья, отказываться от прежних категорических, одномерных оценочных моделей.
В свете этих открытий исследователи тяготеют в пользу модели континуума нормального и аномального опыта, предполагающего многомерность, дискретность и изменчивость оценок.
Модель континуума принимает в расчет динамический характер психопатологического синдрома и внимательна к фону, на котором он возник.
Галлюцинаторные явления сами по себе весьма разнообразны по своим свойствам, проявлениям, условиям формирования, содержанию, частоте, происхождению и модальностям.
Разные виды галлюцинаций в зависимости от контекста и культуры имеют различную диагностическую и прогностическую ценность.
Важным представляется не только констатация факта «галлюцинации», но и оценка контекста ее появления и выявление триггера ее предположительно запустившего.
Выяснение отношения индивида к галлюцинаторному явлению, наличие контроля, оценка степени произвольности, уровня функционирования, адаптации и влияния на качество жизни субъекта также представляется крайне важным.
© Автономов Денис, 2025
Надеюсь, Вам понравилось то, что я делаю. Поддержать меня как автора можно подпиской на канал и/или доброжелательным комментарием под публикацией. Если Вы просто поделитесь этим материалом или информацией со своими друзьями и знакомыми, то это тоже будет не менее прекрасно.
Написано по мотивам:
Автономов, Денис Александрович. Негативная галлюцинация. История концепта, психопатология и возможное место в клинике [Текст] / Д. А. Автономов // Неврологический вестник. - 2017. - Том 49, N 3. - с. 78-84: ил. - Библиогр.: с. 83-84 . - ISSN 1027-4898
https://elibrary.ru/item.asp?id=30114903
Schaefer, Jonathan D., et al. Enduring mental health: Prevalence and prediction // Journal of abnormal psychology. 2017. Vol. 126 (2). P. 212.
Frank Larøi, Tanya Marie Luhrmann, Vaughan Bell, William A. Christian, Smita Deshpande, Charles Fernyhough, Janis Jenkins, Angela Woods, Culture and Hallucinations: Overview and Future Directions, Schizophrenia Bulletin, Volume 40, Issue Suppl_4, July 2014, Pages S213–S220.
https://academic.oup.com/schizophreniabulletin/article/40/Suppl_4/S213/1874317
#психиатрия
#галлюцинации
#негативная_галлюцинация
#культура
#психоз
#потеря