Найти в Дзене
ProTанки

«Отрицательная живучесть» или как «ахиллесова пята» танка Т-80 позволяет уничтожать 4 танка из 5?

Танк Т-80, пожалуй, является одной из самых спорных отечественных боевых машин, стоящей особняком в линейке советских основных танков. В отличие от харьковского Т-64 и «народного» Т-72 с Уралвагонзавода, Т-80 — это продукт ленинградской школы танкостроения, разработанный в КБ Кировского завода. Хотя его серийное производство было налажено также в Харькове (Т-80УД) и Омске, именно ленинградские инженеры заложили в его основу ключевую и самую дискуссионную особенность — газотурбинный двигатель.

-2

При изучении современных конфликтов возникает вопрос: почему в статистике потерь так много упоминаний о Т-80БВ? Например, некоторые британские издания пишут аж о 1000 уничтоженных и подбитых танков Т-80. Относительно общей численности этих машин, это по сути самый высокий показатель среди всего советского танкостроения. В чём же причина таких высоких потерь? Ответ кроется не только в тактике применения, но и в самом танке.

Чтобы понять специфику Т-80, нужно обратиться к его «сердцу». В то время как большинство танков в мире оснащены дизельными двигателями, на Т-80 установлен газотурбинный двигатель (ГТД) ГТД-1000Т. Это решение имеет как преимущества, так и серьёзные недостатки. Ключевое преимущество — высокая мощность (1100 л.с.), обеспечивающая выдающуюся динамику и подвижность. Главный недостаток — чрезвычайно высокий расход топлива: от 4-5 литров на километр по шоссе до 7 литров по бездорожью. Для сравнения, дизельный Т-90 потребляет примерно 240-260 литров на 100 км по шоссе, что почти вдвое меньше, чем у Т-80.

-3
-4

Распространённым является мнение, что газотурбинные двигатели горят лучше дизельных. Однако это не совсем так. ГТД работает на авиационном керосине (ТС-1, ТС-2), который, в отличие от дизельного топлива, не образует легковоспламеняющихся паров при разливе, что несколько снижает вероятность пожара. При этом основная уязвимость любого современного танка, включая Т-80, связана не столько с типом двигателя, сколько с конструкцией боевого отделения и схемой размещения боеукладки.

Таким образом, высокая доля Т-80БВ в отчетах о потерях может быть объяснена двумя основными факторами. Во-первых, это активное и часто вынужденное применение этих машин на самых сложных участках фронта, где они несли тяжелые потери. Во-вторых, и это ключевое, — ошибки в идентификации. Значительную часть танков, записанных как Т-80, на самом деле составляют модернизированные Т-72Б3 и другие модели, которые визуально сложно отличить неспециалисту. Следовательно, проблема заключается не в принципиальной неудачности конструкции Т-80, а в совокупности тактических обстоятельств и методологии подсчета.