Найти в Дзене
Цитадель адеквата

Акра: Как выглядят «наполеоновские планы», если их составляет Наполеон

Осада Акры (сейчас это город на побережье Израиля) в марте-мае 1799 года – ключевой эпизод египетского похода Наполеона. После которого, собственно, провал французов стал очевиден. Хотя, с «провалом» тут всё непросто. Ведь, целью экспедиции (по мнению Директории) были, во-первых, захват Египта и превращение его во французскую колонию, а во-вторых, удаление слишком уж бойкого Бонапарта на максимальное расстояние от Парижа.

И, как минимум, первое было исполнено с блеском.

То есть, Египет Наполеон завоевал. И не он был виновен в том, что французский флот оказался уничтоженным англичанами, в следствие чего экспедиционный корпус в Африке был отрезан от метрополии. Вылазка же в направлении Сирии силами 13 тысяч человек, как считалось, преследовала цель обезопасить Египет от контрнаступления османской армии. И Наполеон турков разбил. Разве что, не смог взять Акру, обороняемую 25 тысячным, – только он один превосходил вдвое все силы французов на Палестине, – гарнизоном. В сумме, успехи позволили ему уже в августе 1799 года вернуться в Париж не побеждённым, а триумфатором в глазах народа, сытого уже Директорией по горло, и возжелавшего кушаний более острых.

...Французская армия в Египте потерпела поражение, но только через два года, когда Наполеон уже был первым консулом. В качестве которого многое пытался (но ничего не смог ввиду господства британского флота на Средиземном море) сделать, чтобы удержать Египет. На момент же возвращения во Францию ему не в чем себя было упрекнуть… Разве что, вот, Акру не взял…

А если бы взял? Что было бы?

С точки зрения Наполеона, вот что:

Если бы Акр был взят, французская армия кинулась бы на Дамаск и Алеппо и в одно мгновенье была бы на Евфрате… Шестьсот тысяч человек (христиан) присоединились бы к нам, и как знать, что бы из этого вышло? Я дошёл бы до Константинополя, до Индии; я изменил бы лицо мира!

Или даже так:

Да, если бы я овладел Акром, я надел бы тюрбан; я одел бы свою армию в широкие шаровары и сделал бы из неё священный отряд… Я завершил бы войну с турками при посредстве арабов, греков и армян. Я мог бы сделаться императором Востока и вернулся бы в Париж через Адрианополь или Вену, уничтожив австро-германскую монархию

О чём речь?

Просто штрихи к портрету великого человека.

Вопросы, на что Наполеон рассчитывал, почему там-то и тогда-то поступил так, а не иначе, большей частью неправомерны. Бонапарт видел ситуацию, а особенно себя самого, – очень по-своему.