Найти в Дзене
Архивариус Кот

Агитация или правда жизни?

Ну что ж, настаёт пора подводить итоги. Почти три месяца мы жили с любимыми героями, пора и прощаться с ними.

О чём хочется сказать ещё несколько слов?

Сначала о вопросе, который ставился моими комментаторами не единожды и по-разному. Читаю: «На Груманте помер бы со своими молитвами, хорошо, что я гонял тебя за всяким делом, молельщик

Вот, кстати, еще пример топорной атеистической пропаганды в романе (в целом хорошем).

Ну не воспринимали тогда молитву как жалобу! Сергий Радонежский тоже "помер бы"? Со своими трудами, которые все с молитвой были...»

Можно ли так расценивать изображённое в произведении («топорную» просто оставляю на совести комментатора)? Можно ли вообще сравнивать деятельность Сергия Радонежского, с которым, по словам богословов, «связаны культурный идеал Святой Руси и возникновение русской духовной культуры и русской культуры вообще», с жизнью простых рыбаков-поморов?

Слова Рябова нельзя вырывать из общего контекста (я постоянно борюсь с любителями выхватить из произведения фразу – часто без начала или конца – и высказать свою «точку зрения», не удосужившись уточнить, что́ в книге написано иногда в том же предложении). Да, Рябов говорит: «Тот, что молиться зачал в таком деле, - готовый упокойник». Но почему? Он тут же поясняет: «Который молится - того цинга сразу за глотку берёт и валит». Мы все прекрасно знаем, что цинга вызывается дефицитом витамина С. Однако поморы ещё и в конце девятнадцатого года были уверены, что лучшее лекарство от цинги – физическая активность, движение. К.К.Случевский в книге «Очерки по Северо-Западу России» пишет: «Много свирепствует тут цинга; заболевающих ею местные люди начинают мять, колотить, таскать. "Коли, значит, цинги ты боишься, больше смейся, больше бегай, шевелись – не пристанет", – говорит помор». Посмотрите, Иван Савватеевич утверждает практически то же самое: «Как наши молиться зачнут али спать - словом, которые работу кидают, - цинготихи-сестры сразу за дело». Обратите внимание: не только молиться подолгу не даёт! Но значит ли это, что он вообще против церкви и молитв? Тут же сказано: «Я завсегда им так говорил: домой возвернёмся - там грехи отмолим, там отоспимся, там думы все какие есть подумаем. А тут, други мои горькие, живота надобно своего сохранить».

Позволю ещё заметить, что труды Сергия Радонежского, конечно, были неразрывно связаны с молитвой, но совершались они в совсем иных условиях, когда ни о какой цинге и борьбе с ней речи и идти не могло.

Ещё один вопрос, касающийся изображения служителей церкви: тоже уже указывалось на весьма несимпатичные образы монахов и делались соответствующие выводы.

Но все ли монахи и священники в романе изображены с осуждением? Об Афанасии я уже много написала и повторяться, естественно, не буду. А кроме него?

Да, явно карикатурны образы монахов Николо-Корельского монастыря, думающих только о собственной выгоде, особенно келаря Агафоника или игумна, который «в давние годы юфтью торговал». Эти монахи строго ведут свой «бизнес»: «Давеча без вас обоз куда-то отправили. Я считал, считал подводы, да и счёт потерял. Перегрузили на струги - не менее полсотни посудин. И всё рыба хорошая, дорогая. Как деньгами не подавятся - монаси проклятые...» - говорят рыбаки. Есть ли здесь место вере? Рябов укорит: «Монаси! Где бы помолиться за новопреставленных рабов Божьих, что делаете? Суд учинили? Кому? Тем, что только из моря вынулись, не поенным, не кормленным, не согретым?» И мне кажется, он прав. И выразительнейшая деталь – встреча «проштрафившихся» рыбаков с настоятелем: «Рыбаки, служники монастыря, завидев игумна, встали. Но он отвернулся, не благословил никого: потопили карбасы, потеряли дорогие снасти, а ещё просят благословения».

Рябова монахи отправляют «лоцманом на иноземные корабли» («Проводную деньгу, что идёт от корабельщиков лоцману, со всей честностью и без воровства будешь отдавать отцу Агафонику на новый карбас и снасть»; и Агафоник за выполнением приказа строго следит: «Сей кормщик ещё и богобоязнен, - произнёс келарь, протягивая руку к золотому, - потому все свои зажитые деньги отдает монастырю») и готовы вообще «продать» (как оценит это Уркварт): «Послужишь нынче монастырю, пойдёшь на "Золотом облаке" матросом, очень тобою шхипер Уркварт доволен. Так доволен, дитятко, что за ради тебя прежде иных прочих монастырские товары купил».

-2

Но тут поневоле задумаешься. Во-первых, видим мы и совсем других монахов – хотя бы тех, соловецких, суда которых будет проводить Таисья. Мы увидим и уважение к подвигу кормщика: «Вон она - цитадель! - сказал монах Симеон, обдирая сосульки с бороды. - Здесь и баталия была. Вон он - корабль шведский, который супруг твой на мель посадил… Велик подвиг! - со вздохом произнёс Симеон. - Велик! Для такого дела достойного - и помереть благо. Вечная ему память...» И, видимо, вполне щедрую оплату трудов: «Симеон,.. довольный, что лодьи нынче же будут в море, отвязал кошелек, высыпал ей на ладонь серебро, поблагодарил: "Ну, Таисья Антиповна, выручила ты нас, Бог тебя спаси. Кормись, добрая, а сей монет - сыночку твоему на пряники"».

А во-вторых… Очень боюсь шквала обвинений, но всё же скажу. Оговорюсь только для начала: сама я – человек верующий, но вижу подчас такое…

Волею судеб живу около одного из московских монастырей, куда приезжают очень многие (не называю, так как опасаюсь града тапков) и вижу постоянно работу, простите меня, бизнес-центра, а никак не центра православия (чего сто́ит пятизвёздочный отель с сауной при монастыре). И поневоле вспоминаю старый наш (и, по-моему, прекрасный) фильм «Праздник святого Йоргена»: «Учись, Михаэль, как работать без отмычек!» Сегодня, открыв интернет, увидела сообщение, что один из протоиереев Русской православной церкви «предложил ввести для россиян обязательную десятину в пользу церкви», так как «в случае отсутствия пожертвований от прихожан священникам придётся устроиться на работу, уделяя меньше времени службам». Не комментирую, но, по-моему, тут отец Агафоник уже отдыхает…

И в то же время довелось мне увидеть (а потом даже знакомой с ним быть) священника в одной из вновь отданных верующим церквей, на храм ещё не похожей, своими руками копающего землю, пытающегося что-то восстановить.

Конечно, в романе не слишком много места уделено иным священнослужителям, кроме Агафоника и Афанасия. Но кого мы видим?

На цитадели в церкви служит «старенький попик отец Иоанн», он появится в романе всего несколько раз, но мы немало увидим. Он будет провожать в последний путь умерших от непосильных трудов работников, сразу же придёт к умирающему Никифору («старенький крепостной попик, держа дары, завёрнутые в епитрахили, кланяясь неподвижному воеводе, вошёл в горницу»), чтобы «творить глухую исповедь». Он было «заупрямится», когда Иевлев назначит молебен во время затопления стругов в фарватере («никак не мог придумать, для чего молебен. Иевлеву пришлось даже прикрикнуть»), но сделает всё, как нужно: «Пока делали эти работы, дважды пришлось посылать матроса к отцу Иоанну, чтобы ещё помолился. Поп молился подлиннее. Когда всё кончили, Семисадов хриплым басом спросил Иевлева:

- Кончать богослужение-то?

- Пожалуй, что и пора.

- И то заморился батюшка наш.

- Заморился...»

И вспомним сцену со шпагой капитана Крыкова. Да, конечно, будет «поп церкви Параскевы-Пятницы», отказавшийся поместить шпагу в церковь: «Моё дело стороннее. Пришли ни свет ни заря, стучат, вешай ихнюю шпагу. Чай, не образ».

Но когда её понесут в крепость (вспомним слова Семисадова: «Быть его шпаге в церкви, да не у Параскевы, а в нашей, крепостной»), будет торжественная встреча: «Когда шествие миновало ворота, на валах запели горны, торжественно зазвонил колокол на крепостной церквушке. Совсем одряхлевший крепостной попик Иоанн в церковных вратах принял подушку, приложился к эфесу шпаги, понёс её вешать под образа». Прошу прощения за очень неважный скан, но только так получилось «осветлить» слишком тёмный кадр:

-3

И ещё раньше воеводе донесут, что «бабы отыскали некоего пришлого протопопа, тот бесстрашно служил за Сильвестра и за убиенного кормщика Ивана службу в церкви Параскевы-Пятницы. Жёнки и солдаты, пушкари и рыбаки, матросы и дрягили так облепили церквушку, что в неё не протолкаться». И потом «смелого протопопа, что служил за Сильвестра в церкви Параскевы-Пятницы, схватили и бросили в яму».

Так что далеко не все выведенные в романе служители церкви – «курохваты да блиножоры», говоря словами Егорши. Можно, конечно, вспомнить ещё и помянутого раньше «капрала» Варсонофия, и тех, кого «владыко всех к Архангельску отослали - свейского воинского человека бить» («Сотником над ними пошел ризничий наш отец Макарий»).

Вот и пусть каждый сделает для себя вывод, чего больше в романе – атеистической пропаганды или изображения правды жизни?

Если понравилась статья, голосуйте и подписывайтесь на мой канал! Уведомления о новых публикациях, вы можете получать, если активизируете "колокольчик" на моём канале

Путеводитель по циклу здесь

Навигатор по всему каналу здесь