Главным средством связи в условиях морских походов является ультракоротковолновая радиостанция (VHF, УКВ). Более того, современная судовая рация - это одна из составляющих Глобальной морской системы связи при бедствии и для обеспечения безопасности мореплавания (GMDSS - Global Maritime Distress Safety System, ГМССБ).
Капитаны судов пользуются УКВ, чтобы запросить место в марине, поговорить с другим судном, принять прогноз погоды или подать сигнал бедствия. Решение о передаче сигнала бедствия принимает исключительно капитан, он же отменяет его, в случае ошибочной подачи или прекращения действия, угрожающих жизни факторов.
Средства идентификации судна и подачи сигнала бедствия
Все современные радиостанции являются цифровыми, а их функционал включает в себя ряд идентификационных и аварийных опций:
- AIS (Автоматическая Идентификационная Система) - это транспондер, позволяющий судам в автоматическом режиме обмениваться информацией о своем местоположении, курсе, скорости и идентификационных данных с другими судами и береговыми службами, что позволяет капитанам лучше представлять себе текущую ситуацию в акватории плавания и предотвращать столкновения судов, особенно в условиях плохой видимости.
- MMSI - идентификационный номер радиостанции, привязанный к судну (первые три цифры - код страны регистрации) или береговой службе (два нуля в начале кода). MMSI вашего судна указан в меню радиостанции, сертификате о регистрации и радио-лицензии, а найти MMSI других судов можно на сайте www.vesselfinder.com
- 16 й VHF канал (156,8 МГц) - это канал, на котором постоянно несут вахту спасательные службы. Также, вы можете связаться с другими судами по 16-му каналу, но после установления контакта, необходимо максимально быстро перейти на другую частоту, не перегружая аварийный канал связи.
- DSC (Цифровой избирательный вызов) - опция, которая позволяет оперативно передать сигнал о возникновении и характере бедствия в цифровом формате.
Естественно, любая радиостанция позволяет подать и голосовой сигнал бедствия. В районах с интенсивном судоходством даже 16 й канал может оказаться перегруженным, а DSC позволит отправить сигнал бедствия в формате, который обязательно, а главное мгновенно, будет принят спасательной службой. Зная MMSI интересующего вас судна или берегового объекта, вы можете использовать DSC для рутинных вызовов и переговоров, но уже на других частотах.
Алгоритм подачи сигнала бедствия
Цифровой формат
- Включите VHF-радиостанцию.
- Убедитесь, что радиостанция включена на максимальную мощность.
- Откиньте защитный колпачок с красной кнопки «Distress».
- Нажмите и отпустите кнопку один раз для отправки цифрового сигнала бедствия.
- При возможности, выберите в меню DSC тип бедствия, например, «Sinking» (судно тонет) или «Fire» (пожар).
- Нажмите и удерживайте кнопку «Distress» в течение 5 секунд для подачи цифрового сигнала бедствия.
- Дождитесь подтверждения приема сигнала на экране радиостанции.
Голосовой формат
- Выберите 16-й канал (156,8 МГц)
- Проговорите «MAYDAY, MAYDAY, MAYDAY» три раза.
- Скажите «THIS IS»
- Передайте свой позывной или название судна три раза.
- Сообщите ваше местоположение, характер бедствия, количество человек на борту, наличие спасательных средств и текущий статус (переходим на спасательный плот и т.п.).
- Повторяйте сигнал бедствия с короткими интервалами до тех пор, пока не получите подтверждение о приеме.
- Если условия позволяют, передайте сообщение о бедствии сразу после сигнала DSC.
Другая информация на 16-м канале и прочие значимые моменты
- Сигнал срочности - Pan Pan подаётся в случае, когда нет непосредственной угрозы для жизни команды и пассажиров, но им не обойтись без посторонней помощи (судно потеряло ход и т.п.). Если погода и время позволяют находится в безопасном дрейфе или встать на якорь, то прежде чем прибегать к помощи спасательных служб, стоит попробовать привлечь на помощь другие суда, марину, в которой вы брали чартер и т.д. Счёт за буксировку от береговой охраны, скорее всего, будет весьма внушительным, так что лучше постараться решить проблему в рамках морской солидарности.
- Сигнал Securite - также передаётся на 16-м канале и содержит потенциально значимую для безопасности информацию. Как правило, метеослужба крупного порта, после подачи сигнала Securite, предложит вам перейти на указанную частоту, на которой передаётся метеопрогноз в установленной форме. Сообщения по безопасности мореплавания также могут транслировать суда или яхты, обнаружившие объекты, представляющие опасность для навигации.
- Стандартные морские фразы. Для общения по рации, а тем более подачи сигналов бедствия, вовсе не обязательно в совершенстве знать английский язык. Для передачи всей значимой для навигации информации достаточно знать основные фразы и понимать ответы. Вы всегда можете попросить своего собеседника перейти на стандарт, а текст для подачи голосового сигнала бедствия, по первому времени, можно распечатать, заламинировать и держать рядом с радиостанцией.
- Не теряйте голову. Если вы попали в опасную ситуацию на суше или на море, используйте сигнальные средства (ракетница, фаеры), а также альтернативные средства связи (мобильный или спутниковый телефоны), не растрачивая столь ценный спасательный ресурс одномоментно.
Ну и напоследок, не уверен, что это международное требования, но на всех чартерах, на которых мне довелось ходить, были установлены две радиостанции - одна всё время находится на 16 м канале, а вторая - на заранее выбранном и согласованном с другими знакомыми капитанами канале.
В любом случае, получение и совершенствование своих коммуникативных навыков, хотя бы в рамках стандартных морских фраз - это залог вашей безопасности.
Всем здоровья и 7 футов под килем.
Автор статьи: Школа Капитанов им. Б.И. Дерушева
Источник: https://skimd.ru/study/malomernoe-sudno/vhf-v-ekstrennyh-situaciyah-kak-pravilno-podat-signal-bedstviya-i-byt