Найти в Дзене

VHF в экстренных ситуациях: как правильно подать сигнал бедствия и быть услышанным

Главным средством связи в условиях морских походов является ультракоротковолновая радиостанция (VHF, УКВ). Более того, современная судовая рация - это одна из составляющих Глобальной морской системы связи при бедствии и для обеспечения безопасности мореплавания (GMDSS - Global Maritime Distress Safety System, ГМССБ).
Капитаны судов пользуются УКВ, чтобы запросить место в марине, поговорить с другим судном, принять прогноз погоды или подать сигнал бедствия. Решение о передаче сигнала бедствия принимает исключительно капитан, он же отменяет его, в случае ошибочной подачи или прекращения действия, угрожающих жизни факторов. Все современные радиостанции являются цифровыми, а их функционал включает в себя ряд идентификационных и аварийных опций: Естественно, любая радиостанция позволяет подать и голосовой сигнал бедствия. В районах с интенсивном судоходством даже 16 й канал может оказаться перегруженным, а DSC позволит отправить сигнал бедствия в формате, который обязательно, а главное мгно
Оглавление
Школа Капитанов им Б.И. Дерушева рассказывает, как правильно подавать сигналы SOS
Школа Капитанов им Б.И. Дерушева рассказывает, как правильно подавать сигналы SOS

Главным средством связи в условиях морских походов является ультракоротковолновая радиостанция (VHF, УКВ). Более того, современная судовая рация - это одна из составляющих Глобальной морской системы связи при бедствии и для обеспечения безопасности мореплавания (GMDSS - Global Maritime Distress Safety System, ГМССБ).
Капитаны судов пользуются УКВ, чтобы запросить место в марине, поговорить с другим судном, принять прогноз погоды или подать сигнал бедствия. Решение о передаче сигнала бедствия принимает исключительно капитан, он же отменяет его, в случае ошибочной подачи или прекращения действия, угрожающих жизни факторов.

Курс Boat Master и Радиооператор VHF для судоводителей — обучение и международные документы на маломерное судно. Сертификаты ISSA

Средства идентификации судна и подачи сигнала бедствия

Все современные радиостанции являются цифровыми, а их функционал включает в себя ряд идентификационных и аварийных опций:

  • AIS (Автоматическая Идентификационная Система) - это транспондер, позволяющий судам в автоматическом режиме обмениваться информацией о своем местоположении, курсе, скорости и идентификационных данных с другими судами и береговыми службами, что позволяет капитанам лучше представлять себе текущую ситуацию в акватории плавания и предотвращать столкновения судов, особенно в условиях плохой видимости.
  • MMSI - идентификационный номер радиостанции, привязанный к судну (первые три цифры -  код страны регистрации) или береговой службе (два нуля в начале кода). MMSI вашего судна указан в меню радиостанции, сертификате о регистрации и радио-лицензии, а найти MMSI других судов можно на сайте www.vesselfinder.com
  • 16 й VHF канал (156,8 МГц) - это канал, на котором постоянно несут вахту спасательные службы. Также, вы можете связаться с другими судами по 16-му каналу, но после установления контакта, необходимо максимально быстро перейти на другую частоту, не перегружая аварийный канал связи.
  • DSC (Цифровой избирательный вызов) - опция, которая позволяет оперативно передать сигнал о возникновении  и характере бедствия в цифровом формате.

Естественно, любая радиостанция позволяет подать и голосовой сигнал бедствия. В районах с интенсивном судоходством даже 16 й канал может оказаться перегруженным, а DSC позволит отправить сигнал бедствия в формате, который обязательно, а главное мгновенно, будет принят спасательной службой. Зная MMSI интересующего вас судна или берегового объекта, вы можете использовать DSC для рутинных вызовов и переговоров, но уже на других частотах.

Алгоритм подачи сигнала бедствия

Цифровой формат

  • Включите VHF-радиостанцию.
  • Убедитесь, что радиостанция включена на максимальную мощность.
  • Откиньте защитный колпачок с красной кнопки «Distress».
  • Нажмите и отпустите кнопку один раз для отправки цифрового сигнала бедствия.
  • При возможности, выберите в меню DSC тип бедствия, например, «Sinking» (судно тонет) или «Fire» (пожар).
  • Нажмите и удерживайте кнопку «Distress» в течение 5 секунд для подачи цифрового сигнала бедствия.
  • Дождитесь подтверждения приема сигнала на экране радиостанции.

Голосовой формат

  • Выберите 16-й канал (156,8 МГц)
  • Проговорите «MAYDAY, MAYDAY, MAYDAY» три раза.
  • Скажите «THIS IS»
  • Передайте свой позывной или название судна три раза.
  • Сообщите ваше местоположение, характер бедствия, количество человек на борту, наличие спасательных средств и текущий статус (переходим на спасательный плот и т.п.).
  • Повторяйте сигнал бедствия с короткими интервалами до тех пор, пока не получите подтверждение о приеме.
  • Если условия позволяют, передайте сообщение о бедствии сразу после сигнала DSC.
Курсы в Школе Капитанов им Б.И. Дерушева | https://skimd.ru/study/boat-master-vhf-src
Курсы в Школе Капитанов им Б.И. Дерушева | https://skimd.ru/study/boat-master-vhf-src

Другая информация на 16-м канале и прочие значимые моменты

  • Сигнал срочности - Pan Pan подаётся в случае, когда нет непосредственной угрозы для жизни команды и пассажиров, но им не обойтись без посторонней помощи (судно потеряло ход и т.п.). Если погода и время позволяют находится в безопасном дрейфе или встать на якорь, то прежде чем прибегать к помощи спасательных служб, стоит попробовать привлечь на помощь другие суда, марину, в которой вы брали чартер и т.д. Счёт за буксировку от береговой охраны, скорее всего, будет весьма внушительным, так что лучше постараться решить проблему в рамках морской солидарности.
  • Сигнал Securite - также передаётся на 16-м канале и содержит потенциально значимую для безопасности информацию. Как правило, метеослужба крупного порта, после подачи сигнала Securite, предложит вам перейти на указанную частоту, на которой передаётся метеопрогноз в установленной форме. Сообщения по безопасности мореплавания также могут транслировать суда или яхты, обнаружившие объекты, представляющие опасность для навигации.
  • Стандартные морские фразы. Для общения по рации, а тем более подачи сигналов бедствия, вовсе не обязательно в совершенстве знать английский язык. Для передачи всей значимой для навигации информации достаточно знать основные фразы и понимать ответы. Вы всегда можете попросить своего собеседника перейти на стандарт, а текст для подачи голосового сигнала бедствия, по первому времени, можно распечатать, заламинировать и держать рядом с радиостанцией.
  • Не теряйте голову.  Если вы попали в опасную ситуацию на суше или на море, используйте сигнальные средства (ракетница, фаеры), а также альтернативные средства связи (мобильный или спутниковый телефоны), не растрачивая столь ценный спасательный ресурс одномоментно.

Ну и напоследок, не уверен, что это международное требования, но на всех чартерах, на которых мне довелось ходить, были установлены две радиостанции - одна всё время находится на 16 м канале, а вторая - на заранее выбранном и согласованном с другими знакомыми капитанами канале. 
В любом случае, получение и совершенствование своих коммуникативных навыков, хотя бы в рамках стандартных морских фраз - это залог вашей безопасности.

Всем здоровья и 7 футов под килем.

Автор статьи: Школа Капитанов им. Б.И. Дерушева
Источник: https://skimd.ru/study/malomernoe-sudno/vhf-v-ekstrennyh-situaciyah-kak-pravilno-podat-signal-bedstviya-i-byt

VHF в экстренных ситуациях: как правильно подать сигнал бедствия и быть услышанным. | Школа капитанов им. Б.И. Дерушева