Международное путешествие на своей (арендованной) лодке (яхте) - это вам не all inclusive какой-нибудь, а полноценное и полное впечатлений приключение, имеющее свои непредсказуемые моменты. А вот где точно не хотелось бы сюрпризов, так это на пунктах пограничного контроля, которые для мореманов неразрывно связаны с портами прибытия - убытия. Давайте мысленно разложим планируемый тур на этапы с соответствующими организационными и бюрократическими процедурами.
Планирование
Стоит заранее получить информацию по условиям и требованиям в конкретных юрисдикциях к судам, экипажу, пассажирам (особенно это касается детей и домашних животных). При сборе актуальных данных стоит полагаться на официальные ресурсы (посольства, консульства, портовые власти и т.д.), а не на блоги и чаты, где люди делятся может и ценными, но и зачастую устаревшими сведениями.
- Если позволяют средства, а это не самая большая статья расходов, можно привлечь морских агентов, специализирующихся на приёме иностранных судов.
- Другой вариант - самостоятельно согласовать все нюансы с соответствующими службами порта прибытия.
- Основываясь на полученной информации готовим “папочку”, содержащую паспорта, судовые документы, визы, апостиль, ветеринарные сертификаты на домашних питомцев , разрешения от супругов на выезд для несовершеннолетних детей и т.д. по списку.
- Планируя маршрут, стоит помнить, что порт прибытия (Port of Entry) должен содержать в своей структуре все необходимые для легализации вашего прибывания службы.
- Обязательно проведите ревизию судна на предмет забытой “запрещёнки”. Если “потерянный” ящик виски может стать предметом материальных потерь, то случайно закатившийся в рундук охотничий патрон или дрон для видеосъёмки в некоторых странах могут стать поводом для уголовного преследования.
Порт выхода
Говоря о покидании родной воды, позволим себе процитировать документ “Памятка капитану маломерного судна по прохождению госграницы”, вывешенный на официальном сайте МЧС. Российские маломерные, прогулочные, спортивные парусные суда, убывающие за границу, должны иметь:
- копию маршрута заверенную печатью и подписью директора яхт-клуба, на частных судах маршрут заверяет владелец судна подписью и печатью (при наличии печати), подписывается копия маршрута капитаном судна;
- судовой журнал с записью о проведенном досмотре судна силами экипажа;
- акт о проведении досмотра судна силами экипажа;
- схему поддержания радиосвязи в двух экземплярах с указанием типа радиостанции и рабочих каналов.
В судовую роль (кру-лист) заносятся данные всех членов экипажа судна (Ф.И.О., гражданство, должность, дата и место рождения, вид и номер документа, удостоверяющего личность). Судовая роль заверяется печатью и подписью директора яхт-клуба, на частных судах заверяется владельцем судна подписью и печатью (при наличии печати), подписывается судовая роль (кру-лист) капитаном судна и предоставляется пограничным властям. Предоставляется пограничным властям:
- судовая роль;
- генеральная декларация;
- гарантийное письмо;
- право собственности на судно или доверенность.
Вызывают вопросы необходимость наличия генеральной декларации (фактически - описания всего и вся, находящегося на судне), а также гарантийного письма (выдаётся портом приписки коммерческим судам, а маломерные суда находятся в ведении ГИМС МЧС РФ). Возможно, составители документа немного ошиблись в терминах и имелись в виду действия по снятию судна с учёта. Стоит уточнить непосредственно в процессе подготовки к плаванию. Порт прибытия.
Обязательный набор документов:
- Загранпаспорт с достаточным сроком действия.
- Документы на яхту (право собственности или договор аренды).
- Международную лицензию шкипера (капитана) и лицензия на радиостанцию.
- Судовая роль (crew list или вышеупомянутый список всех членов экипажа).
Желательно, чтобы судовые документы и другие бумаги были переведены на английский язык.
Порядок действий
Войдя в территориальные воды государства, мы поднимаем приветственный флаг “Квебек”, свидетельствующий о том, что на судне всё ОК (лодка исправна и на ней нет заражённых людей и животных) и прямым курсом идём к воротам Port of Entry. Попытки зайти в “любую удобную” марину без уважительных причин (поиск укрытия в шторм или иные форс-мажоры), скорее всего повлекут штраф, а то и отказ в посещении страны.
- После прибытия в акваторию порта, первым делом нужно связаться с пограничной службой для проверки паспортов и получения штампов о въезде.
- Следующий этап - это таможенный контроль, в процессе которого офицер таможни проверит законность ввозимого груза и самого судна на основании представленных документов.
- Санитарный контроль - в некоторых случаях может потребоваться прохождение санитарного контроля, для чего заполняется соответствующая анкета.
- Портовая регистрация - для получения разрешения на стоянку и информации о правилах нахождения в порту нужно обратиться в службу начальника порта (капитанию) для регистрации судна.
В подавляющем большинстве случаев, вышеуказанные процедуры проходят гладко, что называется “по накатанной”. Залогом приятного пребывания в принимающей стране являются скрупулезная подготовка и уважительное отношение к местным правилам и традициям, что впрочем характерно для любых путешествий.
Всем здоровья и 7 футов под килем.
Автор статьи: Школа Капитанов им. Б.И. Дерушева
Источник: https://skimd.ru/study/programma-professionalnogo-obucheniya/pravila-peresecheniya-gosudarstvennoy-granicy-na