Много ли вы знаете актеров, которые смогли бы с одинаковым блеском сыграть и труп, которого носят по сцене, потому что он «мало весил», и самого обаятельного короля в истории советского кино? Нет, я не о ком-нибудь, я об Эрасте Гарине. Человеке, чья судьба – это готовый сценарий для драмы с элементами трагикомедии.
Гениальный ученик гениального Мейерхольда, звезда театральной сцены 20-х, любимец миллионов кинозрителей и… вечный искатель, порой собственноручно рушащий свои же достижения. Сегодня я предлагаю вспомнить этого удивительного артиста без глянца и пафоса, с уважением к его масштабу и пониманием его человеческих слабостей.
Начало пути: от рязанского статиста до московского бунтаря
Эраст Павлович Герасимов (такова его настоящая фамилия) появился на свет в 1902-м в Рязани. И скажу я вам, его детство сложно назвать голодным и беспросветным. Семья была обеспеченной, был и городской дом, и загородный. Уже тогда в нем проснулась страсть к зрелищам – мальчишкой он обожал цирк. А судьбоносной оказалась дружба с сыном владельца местного кинотеатра, который баловался тем, что отрезал кусочки кинопленки и дарил их Эрасту. Тот потом дома показывал эти немые отрывки матери и сестре. Разве мог он тогда подумать, что именно кинематограф принесет ему всенародную славу?
Учеба в гимназии его поначалу мало интересовала, но к шестнадцати годам в нем что-то щелкнуло. В письме сестре он с гордостью сообщает, что исправил почти все оценки, кроме злосчастной алгебры. А затем в его жизнь вошел театр. Он бежал туда каждый вечер, завороженно глядя на сцену и мечтая когда-нибудь выйти на нее самому.
Мечты начали сбываться почти сразу после выпуска. Он пришел в рязанский театр, и его взяли… статистом. Роли были настолько малы, что в одном спектакле он мог менять грим по два-три раза, играя сразу нескольких бессловесных персонажей. Позже он вспоминал тот испуг, который испытывал, выходя на сцену: «Мне казалось, что все смотрят именно на меня». Ирония судьбы – очень скоро так оно и будет.
Ученик Мастера: взлет у Мейерхольда
В 1919-м он добровольцем ушел в Красную Армию, но на фронт не попал – патрулировал улицы родного города и играл в гарнизонном театре. Его талант заметили, и вскоре он оказался в Москве, в Первом театре Красной Армии. Именно здесь его и увидел тот, кто определил его творческую судьбу – Всеволод Мейерхольд. Легендарный режиссер подошел к молодому актеру за кулисами и сказал: «Молодой человек, вам обязательно нужно учиться дальше. Обязательно приходите на мои курсы».
Так Эраст Гарин (псевдоним он взял по девичьей фамилии матери) попал в Государственную высшую режиссерскую мастерскую. Учеба была суровой: акробатика, гимнастика, танцы. Сценической речи учили только к концу первого года. Но именно здесь раскрылся его дар. Он читал Есенина так, что, по воспоминаниям современников, «полностью отменял обывательское нисхождение к поэту». Мейерхольд разглядел в худощавом юноше невероятный потенциал.
И он не ошибся. Роль нэпмана Гулячкина в «Мандате» в 1924 году стала звездным часом Гарина. Костюм для героя он придумал сам – надел собственные брюки и пиджак отца, который был ему велик. Этот образ гротескного мещана, который кричит: «Я всю Россию переарестую!», а потом пугается собственной смелости, вызвал восторг. Сам Мейерхольд, по свидетельствам актрисы Марии Сухановой, влюбился в «Павлушу» в исполнении Гарина.
А затем был «Ревизор». Шесть месяцев репетиций, и в декабре 1926-го Гарин выходит на сцену в роли Хлестакова. В зале сидел Михаил Чехов, которого до этого момента считали лучшим исполнителем этой роли. Игра Гарина потрясла его. После этого триумфа Чацкий в «Горе уму» в 1928-м лишь закрепил за Гариным статус ведущего актера театра Мейерхольда, вершины театрального Олимпа тех лет.
Разрыв и раскаяние: цена характера
Но взлетев на вершину, Гарин, увы, показал и свой непростой характер. Постоянные творческие споры с Мейерхольдом о трактовке ролей (в частности, во время работы над «Клопом» и «Командармом-2» Маяковского) привели к тому, что в 1929-м актер, на пике славы, заявил об уходе из театра.
Этот поступок он позднее будет вспоминать с горькой иронией: «Господи! Какими наивными идиотами мы были в тот период. Во многом это объяснялось моей заносчивостью, глупостью и полным отсутствием выдержки с моей стороны». Согласитесь, редкая для артиста такого калибра степень самокритики. Он осознал, что погорячился, и судьба дала ему шанс. Спустя год он случайно столкнулся на улице с Мейерхольдом, и тот, словно ничего не бывало, сказал: «Работать нужно, давно пора играть». Так Гарин вернулся.
Но эта история – яркий пример того, как талант может идти рука об руку с трудным характером, и как порой мы сами становимся злейшими врагами своей карьеры.
В мире кино: от Поручика Киже до Золушки
Трагические события конца 30-х – разгром театра, арест и гибель Мейерхольда – поделили жизнь Гарина на «до» и «после». Он уехал в Ленинград, в Театр комедии, и все больше стал уходить в кинематограф.
Его первая заметная роль – адъютант Каблуков в «Поручике Киже» (1934) – была сыграна с легкостью и изяществом. Но его настоящей страстью стала режиссура. Вместе с первой женой, Хесей Локшиной, он пишет сценарий и снимает «Женитьбу» (1937), чтобы сыграть свою давнюю мечту – Подколесина.
Однако в памяти миллионов зрителей он навсегда остался в другом амплуа – королем. Сначала – чудаковатым, трогательным и смешным монархом в легендарной «Золушке» (1947) Шварца. Его король, который то отрекается от престола, то передумывает, – это эталон трагикомического гротеска. Критики писали, что он «одновременно трогателен и смешон, суматошен и глубоко человечен». Это была роль, которую, кажется, не смог бы сыграть больше никто.
А затем была вторая коронная роль – Король в «Обыкновенном чуде» (1964), еще одна экранизация Шварца. Здесь его герой уже иной – более уставший, ироничный, но с тем же неизменным человечным нутром. Четыре короля в фильмографии – уникальное амплуа, своего рода актерская монархия, правителем которой был Эраст Гарин.
Тень и свет: личная жизнь и поздние годы
Его личная жизнь была полна таких же крутых поворотов, как и карьера. Его музой и соавтором на долгие годы стала Хеся Локшина. Он ушел от нее к актрисе Любови Рудневой, в браке с которой родилась дочь Ольга. Но этот союз распался, и в 1941 году Гарин, пройдя круг, вернулся к Локшиной. Она его простила, и они прожили вместе до конца его дней. Это история о заблуждениях, ошибках и, что важно, о прощении и настоящей преданности.
Расцвет его кинокарьеры пришелся на 60-е, но в 1966-м судьба нанесла жестокий удар. Попав в автомобильную аварию, актер потерял глаз. Съемок стало меньше. Мы помним его по ярким, но уже эпизодическим ролям в «Джентльменах удачи» (1971) или «12 стульях» (1971). Основное время теперь занимали работа на радио и озвучивание мультфильмов. Он озвучил ослика Иа-Иа, Лиса в «Девочке в джунглях» и многие другие персонажи.
Он ушел в 1980-м, народным артистом СССР, лауреатом Сталинской премии, актером с огромной фильмографией. Но как его измерить? Количеством ролей? Глубиной созданных образов? Или той ценой, которую он заплатил за свой талант и свой непростой характер?
_____________
Эраст Гарин прожил жизнь, в которой было все: ослепительный взлет, горькие падения, творческое бесстрашие и человеческие ошибки. Он был учеником великого Мастера и сам стал Мастером для миллионов. Он мог быть королем и шутом одновременно, и в этом был его уникальный дар.
Если статья затронула вас, ставьте лайк и подписывайтесь на наш канал – мы будем и дальше вспоминать великих актеров ушедшей эпохи.