Есть мнение, что в советское время испытывалась субтеррина – подземная лодка с ядерным реактором на борту. Однако удовлетворительных результатов испытания не дали. Лодка, конечно, взорвалась по неизвестным причинам где-то у самых корней крымских гор. Но горам ничего от этого не было. На основании чего руководством страны был сделан вывод, что и Калифорнию так утопить не получится… Это мнение появилось в комментариях к статье о Кольской сверхглубокой скважине, где рассказывалось о сложностях, ограничивающих глубину бурения.
«Подземная лодка» старый и не взлетевший миф. Сам я начал сталкиваться с ним в конце 80-х, – о «подземной лодке», якобы, стало известно в результате рассекречивания архивов. Но большого количества желающих поверить в это не нашлось. Так что, и нет смысла углубляться в детали. Если что, то желающие могут знакомиться с историей вопроса по статье «Подземная лодка» в Википедии.
Здесь же есть смысл сразу перейти к тому, чего в Википедии нет, – к анализу. В основе мифа советском о ядерном «Боевом кроте» лежат реальные проекты подземных боевых машин, начавшие появляться в самых разных странах как по свистку в 30-х годах прошлого века. Тут было все, – от откровенно сюрреалистических «Змеев мидгарда» – подземных линкоров, массой в десятки тысяч тонн, способных пройти под линией Мажино и под Ла-Маншем, – до вполне практичных строительных подземоходов, с тех пор и до наших дней иногда использующихся для бестраншейной укладки труб и кабелей.
...То есть, в начале 30-х в мышлении людей появилась идея «подземного корабля». Основой же для этой концепции стало изобретение проходческого щита. Считается, кстати, что первый из образцов был применён для проходки тоннелей Московского метров. Далее ход рассуждений был очевиден. Что если сделать такой щит автономным, дополнив его герметичным корпусом, в котором будут размещаться экипаж, двигатели, а также запасы горючего и кислорода? Скорость щита невелика, но её и не стремятся повысить, так как нет смысла прогрызать тоннель быстрее, чем проходчики успевают вывозить перемолотую породу и крепить своды. Ведь нужно-то не вперёд, а тоннель… Но если у «крота» всё с собой, и тоннель не нужен?
Собственно, на этом месте амбициозные проекты и разбивались о реальность. Настоящему живому кроту нужен тоннель, связанный с поверхностью отверстиями для вентиляции. И если даже экипаж субтеррины мог дышать кислородом из баллонов, то нести с собой сколько-то приемлемое количество окислителя для горючего машина не могла. Да и горючего, кстати, тоже. Среда оказывала огромное сопротивление, и топливо расходовалось стремительно…
Насколько остро стояла проблема обеспечения подземного корабля горючим, можно понять на примере «подземного реактивного снаряда» Циферова, запатентованного в 1948 и испытывавшегося в СССР до конца 60-х. Твердотопливная ракета прогрызала под собой самый твёрдый грунт струями раскалённых газов из вращающихся сопел и за 6 секунд, подняв грандиозный фонтан песка и дыма, проваливалась под собственным весом на глубину до 20 метров… А потом – всё. Порох кончался. Понятно, что, не говоря уж о стрельбе межконтинентальной, даже РСЗО с такой дальнобойностью могла бы поразить только себя… Испытания проходили в целом успешно, но идей, как изобретение использовать, так и не появилось.
Современные машины для подземной укладки кабелей не так пафосны, никуда не торопятся и получают питание по проводу. Но и они имеют дальнобойность менее 100 метров. Хотя бы потому, что катушка с кабелем (и с проводом для питания) должна размещаться внутри снаряда. Железный крот, в отличие от живого, не трамбует боками, брюхом и холкой мягкую землю в стенки тоннеля, одновременно укрепляя их. И не «глотает» выбранный грунт, как проходческий щит, чтобы потом рабочие вагонетками вывозили его на поверхность. Автономный подземный аппарат, – это общее место для всех вариантов, независимо от амбиций изобретателей, – просто перекидывает породу спереди-назад с помощью охватывающего корпус шнека… То есть, тоннель за кабелеукладчиком им же и засыпается. И тянуть за собой кабель машинка не может. Кабель оказывается придавлен грунтом.
В чём проблема должно быть ясно. Во-первых, затраты энергии. Камень это не воздух, не вода, даже не почва, в которой копают ходы кроты и черви, – сопротивление движению колоссально. Во-вторых, изоляция. Аппарат должен быть полностью автономным, так как отрезан от всякого снабжения. И на очень большой срок, поскольку низкая скорость предполагает затрату большого времени на преодоление значительных расстояний. Может показаться, что ядерный двигатель решает эти проблемы… Ничего подобного.
Засада снова в среде. Изготовить компактный ядерный реактор, который впишется в узкий корпус, можно. Аппарат, однако, будет велик, – размером именно с атомную подводную лодку, если конструировать его пилотируемым. Так как тогда потребуется ещё и противорадиационная защита. И всё это проблемы разрешимые. Но нет, однако, никаких идей, как помешать подземной лодке расплавиться. Ведь пока реактор будет греть котёл, а пар вращать турбину, много энергии перейдёт в тепло. После того же, как напряжение будет подано на электромоторы, в тепло перейдёт и оставшаяся часть энергии. Сами моторы и прогрызающие камень механизмы будут дико греться.
Тепло выделяющееся при трении турбобура о породу уносится приводящей турбобур во вращения буровой жидкостью. Подводная лодка сбрасывает избыточное тепло в море. Подземной же его деть просто некуда. Не существует способа охлаждаться камнем, в котором она плывёт…
Энергетические и транспортные реакторы не могут работать без охлаждения «забортной» водой или «забортным» же воздухом.
И теперь о вопросе другого участника: если уж глубина бурения ограничена прочностью буровой колонны, нельзя ли обойтись без неё, отправив прогрызаться к мантии дрон? Это идея перспективная, но в силу вышеописанных затруднений труднореализуемая.
Энергия к турбобуру подаётся напором буровой жидкости по колонне, – но можно использовать и кабель, крепящийся в скважине к стенам. Тут проблемы нет. Проблема в том, что делать с выбранным грунтом, если он не выносится наружу током буровой жидкости? По скважине придётся пустить другие дроны – вагонетки – поднимающие породу. Учитывая же тесноту скважины, суету прокладывающий её роботов даже представить не так-то легко… Однако будущее именно за такими решениями.