Карусель / La Ronde / Il piacere e l'amore. Франция-Италия, 1964. Режиссер Роже Вадим. Сценарист Жан Ануй (по пьесе Артура Шницлера «Хоровод», 1900). Актеры: Жан-Клод Бриали, Джейн Фонда, Анна Карина, Морис Роне, Бернар Ноэль, Дениза Бенуа, Франсин Берже, Мари Дюбуа, Жан Сорель, Катрин Спаак, Анн-Мари Коффине, Дэни, Дани Жаке, Валери Лагранж, Криста Ланг, Франсуаза Дорлеак и др. Премьера: 16.10.1964. Прокат во Франции: 1,1 млн. зрителей.
В 1964 году Роже Вадим сделал экранизацию пьесы Артура Шницлера «Хоровод» (1900), известной широкой публики по киноверсии Макса Офюльса 1950 года.
Действие фильма Роже Вадима перенесено на 28 июня 1914 года, когда в Сараево был убит эрцгерцог Фердинанд. Однако это история не о знаменитом убийстве, приведшем в итоге к началу первой мировой войны, а о любовных связях людей разных слоев общества…
В своей рецензии писатель и кинокритик Жан де Баронселли сожалел, что вся жестокость и яростная ясность, которые были в пьесе Артура Шницлера, в трактовке Роже Вадима испарились, «остались лишь несколько вариаций на тему любви, рассматриваемой как соприкосновение тел и зрелище живописной эстафеты «либертена», во время которого каждый персонаж ловко передаёт факел предательства своему партнёру. Роже Вадим, очевидно, уделил этому зрелищу большое внимание». Однако далее отмечалось, что это «фильм блестящий, роскошный и изысканный. Пусть он едва ли обращается к сердцу, он очень много говорит глазам. Созданный, чтобы радовать, он будет радовать. … Это триумф современного искусства… Бред завитков и венчиков» (de Baroncelli, 1964).
Примерно в том же амбивалентом духе «Карусель» была встречена и в англоязычной прессе:
«В частых крупных планах Вадима есть некоторая вульгарность, которая, к сожалению, не идёт ни в какое сравнение... с элегантной светотенью Офюльса. Ануй и Вадим придерживаются оригинала Артура Шницлера, но фильм явно расцвечен образами, созданными Вадимом, — образами визуального избытка» (Wright, 1965).
«Фильм представляет собой почти классический французский фильм: беззаботный, элегантный, остроумный, один из этапов череды соблазнов, где любовь переходит от одного персонажа к другому, пока последний не встретится с первым. Режиссура Роже Вадима подчёркивает суету и уют той эпохи. Его трактовка любви почти сдержанна, что придаёт фильму скорее комедийный, чем иронический оттенок. … Джейн Фонда особенно очаровательна и обманчиво наивна в роли жены-развратницы, в то время как Анна Карина — благопристойная, беспризорная служанка. Мари Дюбуа в роли сентиментальной проститутки скрывает под собой доброту, скрытую под вульгарной внешностью. Катрин Спаак изображает искусное сочетание невинности и лукавства в образе эмансипированной молодой женщины» (Variety, 1963).
Правда, кинокритик Юджин Арчер, напротив, назвал «Карусель» «полным провалом… тупым, бессмысленным, бездарно сыгранным опошлением выдающейся пьесы, не имеющим ничего общего с чем-либо, кроме привлекательных цветных кадров» (Archer, 1965).
Уже в XXI веке кинокритик Эд Гонсалес отметил, что Роже Вадим «не снимал хороших фильмов, но знал, что хочет видеть зрители. … «Карусель» — это … личный фильм в том смысле, что присутствие Вадима ощущается в каждом кадре, но эта харизма регистрируется не визуально или теоретически, а похотливо, как правило, через однонаправленные се***альные амбиции привлекательных мужчин» (Gonzalez, 2005).
Зато кинокритик Деннис Амит полагал, что «удачное сотрудничество Фонды и Вадима… породило очаровательный, умный и благопристойный се**-фарс. … «Карусель»… столь же мила, сколь и эротична» (Amith, 2010).
Кинокритик Фабрис Приёр писал, что в «Карусели» «женские персонажи ослепительно красивы: Мари Дюбуа в роли дерзкой женщины, Анна Карина в роли обманчиво наивной, Джейн Фонда в роли огня подо льдом, Катрин Спаак в роли озорницы и Франсин Берже в роли роковой женщины. Мужские же персонажи, напротив, не блещут благородством: Клод Жиро играет законченного грубияна, Жан-Клод Бриали – одержимого папенькиного сынка, Морис Роне – погрязшего в определённости буржуа, Бернар Ноэль – беспринципного эпикурейца, и, наконец, Жан Сорель играет чрезмерно благовоспитанного отпрыска семейства. Если не считать этих существенных достоинств, эта постановка страдает от сравнения с прототипом» (Prieur, 2021).
Как и в случае с фильмом «И Бог создал женщину», кинопрокат фарсово-фривольной и открыточно-яркой «Карусели» в США оказался более прибыльным, чем во Франции: то, что для массовой французской аудитории 1964 года казалось «альковной рутиной», для американской публики было пикантным зрелищем, тем паче, что в одной из главных ролей снялась американка Джейн Фонда.
Киновед Александр Федоров
Добыча / Травля / La Curée / La calda preda. Франция-Италия, 1966. Режиссер Роже Вадим. Сценаристы: Жан Ко, Роже Вадим, Клод Шаблье (по роману Эмиля Золя). Актеры: Джейн Фонда, Мишель Пикколи, Питер МакИнери, Тина Омон, Жак Моно, Говард Вернон, Дуглас Рид и др. Драма. Премьера: 22.06.1966. Прокат во Франции: 2,6 млн. зрителей. Прокат в США: 5,2 млн. долларов.
«Добыча» — второй по счету фильм Роже Вадима, в котором главную роль сыграла Джейн Фонда. Это экранизация романа Эмиля Золя. И по ходу развития сюжета главная героиня (Джейн Фонда) – жена богача (Мишель Пикколи) – влюбляется в его сына (Питер МакЭнери)...
Кинокритик Жан де Баронселли в год премьеры «Добычи» утверждал, что «Вадим никогда не был так верен себе, своей внутренней природе, своим личным вкусам, своим «мифам» и своей легенде, как в этом произведении, выполненном в диком и порой великолепном барочном стиле. Так что давайте забудем Золя, в той же мере, в какой Вадим забыл его. Забудем о социальном памфлете… Вадима интересует более тонкий механизм, чем экспроприации и аукционы. … Страсть, смятение сердец и чувств, безумная привязанность двух юных и прекрасных существ, врата к всевозможным заблуждениям, путь, ведущий к безумию: вот истинная тема романа, во всяком случае, единственная, которая вдохновляет Вадима и которая, по его мнению, достойна изучения. И он исследует её досконально. … Безумная любовь, которая во всей своей полноте сохраняет некую невинность (о чём свидетельствуют прекрасные сцены поездки на «китайце») и которую Вадим описывает без ложной скромности (как и следовало ожидать), но и без самодовольства. Элегантность стиля, эти качества прирожденного рассказчика, которые мы всегда признавали в Вадиме, к которым здесь добавляется своего рода внутренний жар, мастерство, с которым упорядочены и использованы эстетические элементы, составляющие вселенную главных героев, талант оператора Клода Ренуара и художника-постановщика Жана Андре, красота Джейн Фонды, интеллигентная игра Питера МакЭнери — все это способствует успеху этого фильма» (de Baroncelli, 1966).
У знаменитого кинокритика Роджера Эберта (1942-2013) мнение о «Добыче», напротив, было негативным. Он полагал, что это «скучный и нелепый фильм, отличающийся невероятной визуальной красотой и неизменной дурной манерой Вадима, но снятый Клодом Ренуаром с захватывающим дух виртуозным мастерством. … Вадим, как обычно, не чувствует границы между странным и просто смешным. … [но] операторская работа Клода Ренуара спасает не одну сцену, ... будуарные проходы демонстрируют несомненные признаки вульгарности Вадима, побеждённой вкусом Ренуара» (Ebert, 1967).
В советском кинопрокате «Добыча», разумеется, не шла, но пресса о ней писала. Так кинокритик Отар Тенейшвили, возглавлявший в 1960-х представительство «Совэкспортфильма» в Париже, отметил, что в «Добыче» есть все приметы буржуазного коммерческого кино: «ловко скроенный сюжет, пикантные ситуации любви банкирши и сына банкира от первого брака, «дьявольские козни» рассвирепевшего мужа и отца, приведшие неверную супругу к попытке самоубийства и сумасшествию, завлекательные танцы неверной в оголенном виде и т.д. — тут есть все: и шикарный бал-маскарад, и роскошный бассейн для плавания, и умопомрачительная обстановка, и последняя по списку жена Роже Вадима — красавица Джейн Фонда, прекрасно снятая оператором Клодом Ренуаром. Фильм нашел своего зрителя, преимущественно среди буржуазной публики, жаждущей приобщиться к «новой кинематографии», а заодно поглазеть на «сладкую жизнь». Для этой публики Роже Вадим — находка. Его фильм сделан претенциозно, но по сути своей он представляет собой не что иное, как типичный пример «папенькиного кино». Фильм «Добыча» использует мотивы романа Эмиля Золя, однако узнать это можно лишь из титров, ибо в самом фильме от Золя ничего не осталось» (Тенейшвили, 1972).
Итак, Роже Вадим снова сделал ставку на Джейн Фонду – и не ошибся. После очень хорошего проката этого фильма во Франции, где ему удалось заманить в кинозалы 2,6 млн. зрителей, «Добыча» отправилась за океан, и там (благодаря фривольным сценам и участию Фонды) собрала весьма приличные для иностранного фильма 5,2 млн. долларов.
Киновед Александр Федоров