Сегодня я хочу поговорить о «токсичном» материнстве. В прошлых статьях я писала о слиянии с матерью, о расщеплении материнского образа, о феномене мертвой матери. Сегодня хочу сделать акцент на токсичном материнстве, а точнее - на его крайней форме.
Конечно, слово «токсичный» очень широко используется в настоящее время (такая же стигма, как и нарцисс). Но мне кажется, эта лексема очень хорошо подходит для описания процессов, которые происходят в психологическом пространстве ребенка. Ведь токсины матери в определённых случаях не могут быть выведены из организма в течение всей жизни, как угольная пыль навсегда остается на поверхности кожи.
Когда нарциссизм становится злокачественным
В отличие от обычной нарциссической матери, которая использует ребенка как свое расширение, злокачественная добавляет к этому садизм и параноидальные тенденции. Такие матери не просто «делают ошибки» - они причиняют преднамеренный психологический вред, часто получая от этого удовлетворение. В своей практике я чрезвычайно редко (к счастью) встречаю именно такие полярные версии, но те или иные «яды» могут просвечиваться в жизненных историях.
Важно понимать: мы говорим о патологических проявлениях, но полезно знать признаки, чтобы понимать свой опыт.
Термин "злокачественный нарциссизм" изначально принадлежит Э. Фромму, психоаналитик Отто Кернберг развил этот концепт в дальнейшем ( я опираюсь на идеи О. Кернберга). Кернберг выделяет ключевые особенности нарциссической личности:
Потребность в восхищении - чрезмерная потребность в любви и восхищении окружающих, противоречие между раздутой Я-концепцией и периодически возникающим чувством неполноценности.
Неспособность к эмпатии - способность испытывать эмпатию крайне ограничена, преобладают примитивные защиты.
Зависть – «Люди с нарциссическим расстройством личности относятся к окружающим с необыкновенной завистью: они идеализируют тех, от кого ждут приношений своему нарциссизму; тех же, от которых ничего не ждут (нередко своих прошлых кумиров), презирают и относятся к ним с уничижением.
Часто в своих взаимоотношениях с другими людьми они играют роль эксплуататоров или паразитов.» ( Кернберг Отто Ф. Тяжелые личностные расстройства: стратегии психотерапии Класс, 2014 г., стр. 64)
За поверхностной харизмой можно тем не менее обнаружить холодность и жестокость. Для таких людей очень затруднительно быть в положении зависимости (а тем более ее признать) , в глубине души они не доверяют людаям и обесценивают их,
"а также бессознательно “портят” то, что получили от других, и это связано с бессознательными конфликтами зависти" ( Кернберг Отто Ф. Тяжелые личностные расстройства: стратегии психотерапии Класс, 2014 г., стр. 64)
Злокачественный нарциссизм отличает добавление в этот коктейль садизма и параноидных тенденций.
«Этот синдром определяется сочетанием 1) нарциссического расстройства личности, 2) антисоциального поведения, 3) эго-синтонной агрессии или садизма, направленных против других или выражающихся в особом типе торжествующего самоповреждения или попытках самоубийства, и 4) сильной параноидной ориентации.» ( Kernberg, O. F. Aggression in Personality Disorders and Perversions , (1989) p 67.)
Портрет «злокачественной» и нарциссической матери в красах: Ливия Сопрано
Для иллюстрации такого образа я буду использовать персонажа Ливии Сопрано из сериала "Клан Сопрано". Если вы не смотрели этот сериал, то легко можно представить такой образ из русского контекста: это и барыня из "Муму", и Марфа Игнатьевна Кабанова из «Грозы» Островского, и бабушка Нина Антоновна Черткова в книге Санаева «Похороните меня за плинтусом». Конечно, это художественные произведения, где персонажи «выкручены» на максимальные образные высоты, но тем не менее общее представление они создают.
Краткая справка: Ливия Сопрано – мать главы клана мафии Тони Сопрано, который страдает паническими атаками с кратковременной потерей сознания и решается обратиться к психотерапевту.
Как любитель обращать внимание на детали, не могу не обратить внимание на имя героини. Имя Ливия может отсылать к Ливии Друзилле, холодной жене Августа, устранявшей соперников ядами, знаменитой своими интригами. Семантика корня liv - латинское livor означает «синяк, пятно, зависть». Ливия метафорически оставляет «синяки» на психике близких и питается завистью. А фамилия Soprano - это не только «самый высокий голос», но и итальянское sopra («над»). Даже физически слабая, она властвует и поднимается над всеми.
Нарциссические проявления Ливии Сопрано
Грандиозность Я
Ливия постоянно подчеркивает свою исключительность как мученицы и страдалицы. Она регулярно напоминает детям о своих жертвах: "Всю жизнь я надрывалась для этой семьи, а теперь со мной обращаются, как с мешком мусора
Когда Тони предлагает ей переехать в престижный дом престарелых, Ливия отвечает: "Значит, я для тебя обуза? После всего, что я для тебя сделала?"
А вам знакомы такие тексты?
Отсутствие эмпатии и садизм
На фоне ареста Джуниора (дядя Тони) Ливия язвительно комментирует: «Вот-вот увидите, как всё рухнет, потому что никто не слушает моих советов».
Такой персонаж испытывает нарциссическую радость от «сокрушения» объекта. Ливия как будто питается жизненными соками семьи: сцена, где она улыбается после известия о возможной смерти Тони, можно сказать, что это квинтэссенция её психической организации.
Зависть
Ливия не может выносить успехов своих детей. Показательный момент: когда Тони рассказывает ей о бизнес-успехах, её реакция направлена на его обесценивание: "Деньги - это не главное... а у меня со здоровьем плохо." Она не может позволить ему радоваться жизни.
Примитивные защиты
Расщепление: Ливия не может интегрировать противоречивые аспекты объектов. Джуниор - всегда хороший, защитник, объект идеализации, через него она ощущает власть, создавая альянс против сына. Сын Тони - всегда плохой, угроза, объект обесценивания, источник тревоги, который должен быть наказан чувством вины.
Проективная идентификация*: Ливия проецирует свою агрессию на детей, затем идентифицируется с ролью жертвы этой спроецированной агрессии. Ты бы хотел, чтобы я сдохла в доме престарелых- типичный пример того, как она приписывает Тони собственные садистические импульсы.
Ненависти больше, чем любви (если любовь вообще можно обнаружить)
Материнство Ливии вывернуто наизнанку: вместо поддержания жизни она несет разрушение. Она пытается «организовать» убийство Тони через его «дядю». Если она не может контролировать жизнь сына, она пытается контролировать его смерть.
Параноидность и манипуляции
Ливия постоянно подозревает окружающих в попытках избавиться от неё, понимая любую заботу как угрозу («Тони хочет отправить меня в дом престарелых, чтобы я умерла»).
Она виртуозно использует чувство вины, жалость и страх в качестве инструментов власти. Например, регулярно жалуется Дженис (дочери) на Тони, а Тони - на Дженис, при этом искажая факты и разжигая семейные конфликты. Когда конфликт обостряется, она принимает позу невинной жертвы: "Я ничего такого не говорила, вы все неправильно поняли."
Газлайтинг и переписывание реальности
Ливия систематически отрицает очевидные факты и переписывает историю семьи. Когда Тони напоминает ей о конкретных эпизодах ее жестокого поведения в его детстве, она отвечает: "Я не помню ничего такого. У тебя богатое воображение." Она не просто забывает - она активно отрицает реальность, заставляя Тони сомневаться в собственной памяти. Отец Тони, в свое время вызывавший много ненависти и амбивалентных чувств у Ливии, превратился в святого.
Не знаю, как для вас, но для меня Ливия - слишком яркий образ, который поглотил все пространство статьи, поэтому как отражается нарциссическая динамика на детях, рассмотрим в следующей статье.
Для иллюстрации я выбрала растение-паразит Раффлезия Арнольда. Это один из самых больших цветков на планете, он питается соками дерева-хозяина, медленно и систематически разрушая его. Раффлезия источает сильный запах гниющего мяса, привлекающий мух-опылителей.
В реальной жизни настоящий злокачественный нарциссизм,к счастью, крайне редкое явление (для примера, в норвежской репрезентативной выборке частота НРЛ (нарциссическое расстройство личности) составила 0,8 % (Torgersen et al., 2001). Тем не менее какие-то элементы этой динамики могут присутствовать в разной степени . Если вы узнаете в описании что-то знакомое - это может быть поводом для исследования.
С теплом, ваш психолог-психоаналитик, Волошина Елена
wa +79130121802
*Проективная идентификация — это бессознательный процесс, при котором человек «вкладывает» непереносимые чувства (например, злость или зависть) в другого, а затем провоцирует его вести себя так, будто эти чувства действительно принадлежат ему. В результате автор идентификации освобождается от непереносимого содержания. . Термин введён М. Кляйн (1946); в здоровой коммуникации его смягчённая форма способствует взаимной эмоциональной переработке.
Автор: Волошина Елена Владимировна
Психолог, Онлайн Психоаналитик
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru