Найти в Дзене
Маша в Чехии

Парадокс особого родительства: как мы жили 2 месяца без нашего подростка

Сейчас у нас дома уже два месяца нет Миши, моего старшего сына с особенностями. И знаете, разница огромная. Про то, как дела у Миши в России у бабушки я уже много раз писала, если что, внизу статьи дам ссылку на подборку последних статей о нем. Сейчас немного про нас. Привет новичкам здесь! Я Мария и пишу о жизни в Чехии, в том числе и о жизни нашей семье, где старший ребёнок, уже подросток - с особенностями. Подписывайтесь - у нас тут душевно. Вдруг оказалось, что у нас дома стало спокойно. Никто не кричит, не возмущается, не отказывается делать что-то или куда-то ехать. Если нужно собираться, мы собираемся — и идём. Да, младшего, Вову, иногда тоже приходится уговаривать, но это совсем не тот масштаб сопротивления, что с Мишей. Ещё одно открытие — холодильник. Он перестал быть «зоной риска». Дома Миша съедал всё подряд, а холодильник почти всегда был полупустым. Мы даже перестали покупать сладости: всё равно он находил их, даже если прятать или закрывать под замок. Сейчас продукты

Сейчас у нас дома уже два месяца нет Миши, моего старшего сына с особенностями. И знаете, разница огромная.

Про то, как дела у Миши в России у бабушки я уже много раз писала, если что, внизу статьи дам ссылку на подборку последних статей о нем. Сейчас немного про нас.
Привет новичкам здесь! Я Мария и пишу о жизни в Чехии, в том числе и о жизни нашей семье, где старший ребёнок, уже подросток - с особенностями. Подписывайтесь - у нас тут душевно.
а это мы с Мишкой)))тут он еще маленький))ну как маленький: 12 лет
а это мы с Мишкой)))тут он еще маленький))ну как маленький: 12 лет

Вдруг оказалось, что у нас дома стало спокойно. Никто не кричит, не возмущается, не отказывается делать что-то или куда-то ехать. Если нужно собираться, мы собираемся — и идём. Да, младшего, Вову, иногда тоже приходится уговаривать, но это совсем не тот масштаб сопротивления, что с Мишей.

Ещё одно открытие — холодильник. Он перестал быть «зоной риска». Дома Миша съедал всё подряд, а холодильник почти всегда был полупустым. Мы даже перестали покупать сладости: всё равно он находил их, даже если прятать или закрывать под замок. Сейчас продукты лежат спокойно — и это тоже часть новых ощущений. И даже ветчина в упаковке 100 грамм начинает немного портиться, потому что её всю никто не съел. Да и в магазин целых два месяца мы ходили раз за 3-4 дня, а не каждый день.

И, наверное, даже соседи отдыхают. Утро с Мишей всегда было громким: крики, протесты, нежелание умываться, чистить зубы или надеть куртку. Вся лестничная площадка слышала эти «сборы». Теперь же у нас тихо, и, думаю, не только мы, но и соседи это заметили.

Мы даже смогли позволить себе то, что раньше было невозможно. Например, всей семьёй сходили на концерт и реально отдохнули без какого-либо напряжения. С Мишей такое не получалось: для него это перегруз — слишком много людей, шум, музыка. Максимум он выдерживал три песни и убегал, даже если это его любимый исполнитель. Иногда мог досидеть до шести песен — и всё, предел.

А этим летом мы втроем без него спокойно послушали концерт, потом ещё гуляли в людных местах после концерта, у нас как раз в городе музыкальный фестиваль шёл. Для нас это было новое ощущение отдыха и спокойствия. И всё равно — соскучились по нему, каждый по-своему.

вот еще фото: с того же дня..
вот еще фото: с того же дня..

Мы даже смогли всей семьёй несколько раз спокойно посмотреть фильмы вечерами дома. С Мишей такого никогда не бывает: он не выдерживает и не выдерживал ни один фильм до конца. Ему не нравились эмоции, которые вызывает фильм, раздражали звуки или картинки, и каждые пять минут приходилось уговаривать его: «Подожди, сейчас будет нормально, всё хорошо, Миша, вернись».

А тут мы втроём — я, муж и Вова — просто сели и посмотрели кино от начала до конца. Несколько раз. Без уговоров, без беготни, а, наоборот, с большим удовольствием. Мы провели несколько спокойных и приятных вечеров, которые с Мишей были невозможны. И, конечно, понимаем: как только он вернётся, такие вечера исчезнут. Спокойно фильм семьёй посмотрим только без Миши.

Лёгкость и вина

Вот в этом и есть парадокс. Когда ребёнка с особенностями нет рядом, семье становится легче. Воздух становится свободнее, дела идут спокойнее, еда остаётся в холодильнике, соседи отдыхают от утреннего шума. Но вместе с этим лёгким дыханием приходит и чувство вины: «А вдруг это значит, что без него нам лучше?»

На самом деле это не про «лучше» или «хуже», а про силы. Постоянная жизнь рядом с особенным ребёнком — это марафон без перерыва. Родителям и братьям-сёстрам иногда нужна передышка, чтобы не выгореть. Чтобы набраться терпения и снова включиться в этот бесконечный процесс заботы.

И да, в этой передышке есть и радость, и пустота одновременно. Мы чувствуем, что чего-то не хватает. Потому что без него семья — уже не та семья: с ним тяжело, но без него невозможно. Ну, и, конечно, мы его все очень ждём, муж уже с ним планы строит. Но опять же только с ним, потому что, когда ты с Мишей, то сложно всей семье уделить время, ты принадлежишь только ему как личный асисстент. Это неплохо и нехорошо, но так так и есть.

А как вы думаете: может ли передышка от ребёнка с особенностями быть полезна всей семье?

Я думаю, что да. Обязательно нужна передышка. А сейчас с новыми силами в новый учебный год.