29 августа 1941 года в Ленинграде состоялась премьера музыкального комедийного фильма “Антон Иванович сердится”. Ее оператором был Евгений Шапиро (1907-1999) - один из крупнейших мастеров отечественного кинематографа, участник Великой Отечественной войны, Лауреат Сталинской премии второй степени (1951), заслуженный деятель искусств РСФСР (1965). “Антон Иванович” был создан на киностудии “Ленфильм” под руководством режиссера Александра Ивановского. Этот фильм стал первой самостоятельной операторской работой Шапиро, съемки были завершены за день до начала войны.
Шапиро оставил воспоминания о том времени: “В вечернюю смену 21 июня 1941 года я закончил снимать последний кадр на картине “Антон Иванович сердится”. Актер Нелидов, игравший у нас профессора, пригласил меня и моего ассистента В. Фастовича в ресторан отпраздновать окончание съемок. Мы немного посидели и ушли. Была самая длинная белая ночь. Каждый из нас рассказывал о своих дальнейших планах. Так, проговорив еще какое-то время, мы расстались, и я уехал на дачу. Разбудил меня мальчик, который кричал с улицы: “Дяденька, война!” [5]
Евгений Шапиро добровольцем ушел на фронт. Впервые он увидел свою картину в госпитале, куда попал по ранению. [4] После окончания войны вернулся на свою родную киностудию, где снимал сказку “Золушка” с Яниной Жеймо в главной роли. История о нем и его творчестве отражены на инсталляциях “Пропавшие в кинохронике” и “Авторский стиль”. На первой инсталляции его фигура представлена в зале “Блиндаж”, где он, на кинопередвижке, впервые смотрит довоенную комедию “Антон Иванович сердится”, а на второй - его фигуру можно увидеть за оригинальной операторской тележкой в заключительном зале, посвященном “Золушке”.
События в комедии происходят в Ленинграде весной 1941 года. Сюжет строится на истории профессора консерватории Антона Ивановича Воронова, фанатичного приверженца классической музыки, не принимающего современное музыкальное искусство. За его дочерью Симочкой, которая учится в консерватории, начал ухаживать молодой композитор Мухин, создающий оперетты, их Антон Иванович не считал настоящей музыкой, поэтому он не мог дать согласия на их отношения. Однако впоследствии сменил гнев на милость и одобрил легкую музыку и любовь. Конфликт в фильме строится на противоборстве сторонников серьезной и легкой музыки, музыки классической и современной.
Режиссер Александр Ивановский отмечал: “Сценарием “Антон Иванович сердится” я увлекся сразу. Уже при чтении мне слышалась музыка. Но почему такое длинное название? По размышлении, я не мог не признать, что оно хорошо выражает тему и идею сценария”. [7]. Любовная коллизия строится на истории композитора Мухина (Кадочникова) и дочери Воронова - Симочки (Целиковской). Актеры были без проб утверждены на роли и приступили к съемкам. Первую сцену знакомства они играли импровизационно, получилось натурально, потому что они не знали друг друга, робели и слегка заикались.
Водевильный сюжет кинокартины убедителен в характерах персонажей, наполнен шутками и комичными ситуациями, отличается простотой, жизнерадостностью, особой музыкальностью. Однако начавшиеся трагические события составили контраст с идеей и настроением фильма. Режиссер А. Ивановский в своих воспоминаниях писал, что съемку закончили уже под бомбежкой фашистских самолетов. “То и дело раздавались завывания сирен, но мы не останавливали нашей работы над картиной”. [7] Актер Павел Кадочников, сыгравший в комедии композитора Мухина, рассказывал: “Война для меня началась так же, как и для всех. Неожиданно, солнечным летним днем. Накануне мы снимали “Антона Ивановича”, один из последних эпизодов. Потом, помнится, сразу отправились с женой в ТЮЗ, где были заняты в “Сказках Пушкина”. Вернулись в тот вечер домой поздно. А утром решили позавтракать в Летнем саду. Утреннее солнышко предвещало чудный выходной. Но на душе было почему-то мрачно, и лица немногочисленных прохожих были какими-то не улыбчивыми, не воскресными. Казалось, даже трамваи как-то не так громыхают, и звоночки их глуше обычного. Вот тогда, еще ничего не зная, я впервые ощутил атмосферу войны — ведь мы просто-напросто проспали, не слышали утреннего сообщения. Но оно прозвучало вновь, объяснив нам наши ощущения, наше состояние в то утро”. [2]
Атмосфера войны висела в воздухе, распространяя тревогу и состояние неумолимо надвигающейся опасности, которую чувствовали даже те, кто пропустил новость о начале войны. Однако премьера кинокартины состоялась: 29 августа 1941 года в кинотеатре “Гигант” на площади Калинина. Чуть больше недели оставалось на блокады города, до тяжелых и суровых испытаний, которые легли на плечи ленинградцев. Афиши с названием кинокартины были размещены в городе, и они остались на фонарях в годы блокады. На фотографии 1941 г. военного корреспондента Бориса Кудоярова можно заметить на фонаре, слева, афишу фильма “Антон Иванович”.
Ольга Берггольц в автобиографическом произведении “Дневные звезды” оставила воспоминания: “У нас в Ленинграде перед самой войной должна была пойти музыкальная кинокомедия под таким названием, и потому почти к каждому фонарному столбу прикреплена была довольно крупная фанерная доска, на которой большими цветастыми буквами было написано: «Антон Иванович сердится». Больше ничего не было написано. Кинокомедию мы посмотреть не успели, не успели снять в первые дни войны и эти афиши. Так они и остались — под потухшими фонарями — до конца блокады.
И тот, кто шел по Невскому, сколько бы раз ни поднимал глаза, всегда видел эти афиши, которые, по мере того как развертывалась война, штурм, блокада и бедствия города, превращались в некое предупреждение, напоминание, громкий упрёк: «А ведь Антон Иванович сердится!» И в представлении нашем невольно возник какой-то реальный, живой человек, очень добрый, не всё понимающий, ужасно желающий людям счастья, и по-доброму, с болью, сердившийся на людей за все те ненужные, нелепые и страшные страдания, которым они себя зачем-то подвергали.
Под фонарные столбы после обстрелов подтаскивали изуродованные трупы горожан. Дистрофики обнимали фонарные столбы, пытаясь устоять на ногах, и медленно опускались к их подножию, чтобы больше не встать… Антон Иванович сердился. Ах, как он сердился, печально сердился на всё это! И так совестно иногда становилось перед Антон Ивановичем — человеком. Хотелось сказать за себя и за всех людей земли: «Антон Иванович, дорогой, добрый Антон Иванович, не сердитесь на нас! Мы не очень виноваты. Мы всё-таки хорошие. Мы как-нибудь придём в себя. Мы исправим это безобразие. Мы будем жить по-человечески”. [1, С. 125]
Здесь, как замечает режиссер фильма А. Ивановский, есть некоторая неточность. Картину видели и в самом блокадном Ленинграде, и на фронте, который оборонял город и отстоял его. Известно, что фильм “Антон Иванович сердится” демонстрировался для солдат на фронтовых кинопередвижках в годы Великой Отечественной войны. Он приобрел большую популярность, потому что был радостным по своему настроению, напоминал о мирной жизни, покорял образом главной героини.
Кинокартина “Антон Иванович сердится” показывалась людям в сложное и трагическое время. Отпечаток блокады наложился на образ главного героя, который приобрел символическое звучание, а комедийный сюжет стал опорой для тех, кто сражался ради победы..
Источники:
- Берггольц О. Ф. Дневные звезды. Говорит Ленинград. М.: Правда, 1990. - 480 с.
- Ленфильм. Татьяна Шапиро: «Была самая длинная ночь...» URL: https://www.lenfilm.ru/news/2019/02/d (дата обращения: 5.09.2025).
- «Музей ЦСДФ». URL: https://csdfmuseum.ru/names/545-%D0%B5%D0%B2%D0%B3%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B9-%D1%88%D0%B0%D0%BF%D0%B8%D1%80%D0%BE (дата обращения: 5.09.2025).
- Чапаев. Съемки под бомбежкой. О работе над фильмом «Антон Иванович сердится». URL: https://chapaev.media/articles/6093 (дата обращения: 5.09.2025).