В 3 года ребёнок максимально «раскрывается» с точки зрения формирования социальных навыков. Он должен стремиться к общению со сверстниками и стараться контактировать.
Если ребёнок не хочет общаться, тому есть две причины — психологические и патопсихологические.
Начнём с патологии:
▪️ Если малыш не только не контактирует со своими сверстниками, но и избегает контакта с самыми близкими людьми;
▪️ Если не смотрит в глаза собеседнику, может смотреть краем глаза;
▪️ Чрезмерные страхи и агрессия, которые сильно влияют на качество жизни малыша и его родителей;
▪️ Негативизм во всём: если просишь что-то сделать, будет делать наоборот;
▪️ Стереотипное поведение (повторяющиеся движения) и/или ритуальное поведение (например, держание в руке одного и того же предмета постоянно);
▪️ Выкладывание игрушек или других предметов в один ряд;
▪️ Может повторять одни и те же слова, фразы, вопросы и предложения ни к месту, при этом имеет скудный словарный запас, плохо говорит или вообще не говорит;
▪️ Сложность с выражением эмоций, особенно радости;
говорит;
▪️ Тяжело переносит громкие звуки.
Надо заметить, что негативизм, чрезмерные страхи и агрессия должны быть ярко выражены — они реально должны влиять на качество жизни малыша и его родителей.
❗️ Если вы заметили несколько тревожных признаков в поведении вашего малыша, я рекомендую обратиться к детскому клиническому психологу и к детскому психиатру. Это необходимо для того, чтобы исключить патопсихологическое развитие ребёнка и вовремя начать правильное коррекционное лечение.
Если же мы говорим о здоровом малыше, но с психологическими проблемами, то причинами могут быть:
⭕️ Сложная эмоциональная обстановка в семье, дисфункциональные семьи;
⭕️ Пример родителей: если вы сами человек стеснительный, малыш может принять такую же форму поведения;
⭕️ Общение зависит от темперамента ребёнка, от его психотипа, а также от того, интроверт он или нет;
⭕️ Негативный опыт общения в прошлом (например, кто-то обидел в процессе общения).
Я предлагаю начинать с организации пространства для общения. Личный опыт показывает, что лучшее средство — это подружиться с мамами ребят такого же возраста и приглашать их в гости для общения детей, организовывать совместные походы на площадки, в детские игровые центры, кафе и т.д. При этом не ограничиваться только одним другом, а расширять круг общения ребёнка. К тому же это очень интересно и для самого себя — новые друзья из числа родителей.
Сюжетно-ролевые игры тоже хорошо помогают деткам адаптироваться к общению и социализации. Только сюжет этих игр должен быть связан с походами в гости, с играми и дружбой, чтобы ребёнок мог проживать этот опыт и эмоции, связанные с ним. В этом случае он будет увереннее чувствовать себя в окружении сверстников и легче входить в контакт ❤️❤️❤️