Жан Янн (Jean Yanne)
18.07.1933 — 23.05.2003
Жан Янн получил известность как киноактер, сценарист, писатель и режиссер (хотя был еще и продюсером, композитором и шансонье), но до начала актерской карьеры он был журналистом.
Роже-Жан Гуйе (такова была его настоящая фамилия) родился в простой семье, после окончания второй мировой войны он окончил лицей, а затем в 1950 году учился в Центре подготовки журналистов (CFJ) в Париже. Как журналист он сотрудничал с газетами Dauphiné Libéré, L'Aurore, Paris-Presse, L'Écho de la Mode и L'Humanité Dimanche, Time-Life, Dragueur de mines, L'Os à moelle.
Вскоре он стал выступать в кабаре, где он выступал с дерзкими сатирическими скетчами. В 1950-х – 1960-х он работал также в театре, на телевидении и радио, и его шоу нередко вызывали негативную реакцию начальства. Он также начал сочинять (под псевдонимами) рок-музыку.
В 1960-х Жан Янн стал заметным киноактером, часто играя эгоистичных и хитрых, порой жестоких «средних» французов. Он сыграл множество ролей, в том числе в таких заметных фильмах, как «Мясник» и «Пусть зверь умрет» Клода Шаброля. Более того, он получил также приз за лучшую мужскую роль на Каннском кинофестивале 1972 года («Мы не состаримся вместе»).
Сатирическую линию Жан Янн продолжил и в своем сценарном и режиссерском творчестве, а также во многочисленных телешоу. В кино он дебютировал как режиссер в 1972 году комедией «Все прекрасны, все милы».
Все прекрасны, все милы / Tout le monde il est beau, tout le monde il est gentil. Франция-Италия, 1972. Режиссер Жан Янн. Сценаристы: Жерар Сир, Жан Янн. Актеры: Жан Янн, Бернар Блие, Марина Влади, Жаклин Данно, Аньес Пети, Анни Керани, Николь Норден, Шанталь Нобель, Мишель Серро, Жак Франсуа и др. Комедия. Премьера: 5.05.1972. Прокат во Франции: 4,1 млн. зрителей.
Для своего первого фильма Жан Янн (1933-2003) выбрал сатирический сюжет, высмеивающий нравы коммерческого радио. По ходу развития действия некая радиостанция ради получения прибыли ударяется в культ Иисуса.
«Радио основано на лицемерии, — говорил Жан Янн. – За всей этой мишурой у него лишь одна цель: продать дезодорант, зубную пасту или стиральный порошок.
При всей эпатажности сатиры Жана Янна ничуть неудивительно, что в 1969 году была закрыта его очередная радиопередача, о чем он и вспомнил в своем дебюте. Фильм получился смешной, едкий, музыкальный, снятый явно в традициях парижских кабаре.
Кинокритик Маша Сери писала, что была «визионерская атака на шоу-общество, которое продаёт сентиментальность общественному мнению, предпочитает утешительную иллюзию неудобной правде и перерабатывает любую моду ради коммерческих целей. Боже, как смешно!» (Séry, 2011).
Примерно в таком же ключе оценил этот фильм и кинокритик Ален Констан: «Изображая повседневную жизнь крупной коммерческой радиостанции, Жан Янн рисует одновременно яркий и достоверный портрет французского аудиовизуального ландшафта начала 1970-х годов. Более того, он предвосхищает то, во что превратятся некоторые крупные аудиовизуальные медиа в последующие десятилетия. … Бернар Блие играет отвратительного махинатора, возглавляющего радиостанцию; бесхребетный Жак Франсуа – скользкого руководителя программы; Мишель Серро – интеллектуала, живущего на государственные субсидии; Даниэль Прево – ведущего, готового на всё ради сохранения работы. … И хотя, как это часто бывает с Янном, режиссура довольно расплывчата, удовольствие от фильма остаётся неизменным» (Constant, 2018).
Тьерри де Пинсюн писал, что «неясно, что больше всего возмутило Жана Янна – капитализм или католицизм (оба они с удовольствием высмеиваются), но факт остаётся фактом: он намерен атаковать то, что их объединяет: отвратительную природу медийного оппортунизма. … Юмор, сосредоточенный на точно выверенных по времени и едких диалогах, урезается в пользу визуальной формы. … Мы можем идеализировать Жана Янна, учитывая удовольствие от просмотра фильма, хвалить его за то, что он наконец-то высказал то, что показал сквозь абсурд то, что мы никогда не подвергали достаточному сомнению. Но, останавливаясь на простом восхвалении «того, кто сказал всё», мы не должны забывать, что за каждым ярым активистом может скрываться начинающий реакционер» (de Pinsun, 2025).
Разумеется, в СССР можно было легко подвести авторское послание режиссерского дебюта Жана Янна под резкую критику буржуазного общества. Но сама картина была сделана настолько эпатажно и фривольно, что никак не подходила для советского кинопроката 1970-х. Зато во французском прокате эту сатирическую комедию, отмеченную впечатляющими актерскими работами, ждал огромный успех: 4,1 млн. зрителей…
Я хочу денег / Moi y'en a vouloir des sous. Франция-Италия, 1973. Режиссер Жан Янн. Сценаристы: Жан Ян, Жерар Сир. Актеры: Жан Янн, Бернар Блие, Николь Кальфан, Мишель Серро и др. Сатирическая комедия. Премьера: 22.02.1973. Прокат во Франции: 2,5 млн. зрителей.
… Уволенный с работы главный герой начинает работать на своего дядю, профсоюзного активиста. Так обычный человек становится магнатом и одним из самых влиятельных персон во Франции…
«Я хочу денег», как и дебютная работа Жана Янна («Все прекрасны, все милы»), – едкая сатирическая комедия, включающая, между прочим, эпизод с участием французской джаз-роковой группы Magma…
Жан Янн «играет обычного француза, которого «не обманешь», и практикует подход «сделай сам», отточенный благодаря его знанию промышленных и биржевых операций. … Жан Янн — умный человек. Он черпает силу обыденности и реальные проблемы французского общества. Его фильм насмешливый, но без агрессии, карикатурный, но без пошлости. Жан Янн на стороне тех, кто «всё надоело», кто сваливает в одну кучу боссов, политизированные профсоюзы, полицейских, прогрессивных священников и амазонок из Фронта освобождения. Он использует демагогические аргументы и шутки. И делает это умело. Кстати, фильм очень смешной и цепляющий. … Это довольно циничная комедия» (Le Monde, 1973).
Наверное, можно согласиться с тем, что «эта социальная сатира изображает трудности и жертвы, на которые приходится идти рабочим ради достойной жизни. Благодаря актёрскому составу, созданному для мечты, история то и дело превращается в утопию и абсурдные перипетии либерального капитализма. Юмор фильма остроумный, часто мрачный и бескомпромиссный, но трагедия всегда рядом. … Это визионерское произведение затрагивает темы, не устаревшие ни на день: экология, право на аборт, мода, забастовки заправщиков, геополитика нефти, европейский рынок» (Elalouf, 2024).
В этой политически острой сатирической комедии было много разговоров персонажей и гораздо меньше зрелищных сцен, чем в режиссерском дебюте Жана Янна, поэтому зрителей в кинозалы в итоге пришло почти вдвое меньше. Но 2,5 млн. французов для такого фильма – это все равно немало.
Китайцы в Париже / Les Chinois à Paris. Франция-Италия, 1974. Режиссер Жан Янн. Сценаристы: Жерар Сир, Жан Янн, Робер Бове. Актеры: Жан Янн, Николь Кальфан, Маша Мериль, Мишель Серро, Жорж Вильмон, Фернан Леду, Бернар Блие и др. Комедия. Фантастика. Премьера: 28.02.1974. Прокат во Франции: 1,6 млн. зрителей.
Сюжет этой фантастической и сатирической комедии основан на предполагаемой оккупации Франции 1974 года коммунистическим Китаем. При этом очевидно сходство поведения французов в «Китайцах в Париже с реальными событиями оккупации Франции нацистами в 1940-1944 годах.
В год выхода «Китайцев в Париже» во французский кинопрокат в прессе развернулись нешуточные споры.
Кинокритик Франсуа Морен (? - 2006) писал, что «хотя никто не может отказать Жану Янну в праве затрагивать выбранную им тему, можно поспорить, что этот фильм идеологически далеко не невинен, а его название странно напоминает… зловещую память, о принижении Сопротивления» (L'Humanité, 1974).
Кинокритик и журналист Анри Шапье (1933-2019) настаивал на том, что «Китайцы в Париже» – «это свобода действий, а не поэтическая история, рожденная его авторской фантазией» (Combat, 1974).
Зато режиссер и кинокритик Жак Дониоль-Валькроз (1920-1989) был уверен, что «требовалось немало мужества, чтобы рискнуть написать эту историю, и таланта, чтобы воплотить её в жизнь» (L'Express, 1974).
Что касается советской кинокритики, то ее отношение к «Китайцам в Париже» было резко отрицательным. В частности, отмечалось, что этот фильм, «иронически показывающий полное разложение французского общества изнутри, есть в то же время осуждение всякого левого режима во Франции и взывание к «здравому смыслу», духу буржуазного практицизма, якобы роднящего всех французов. Основным кредо героя Янна при всех режимах остается лозунг «Мне нужны деньги, деньги не пахнут». … Янн едко высмеивает китайцев, указывающих французам, как надо «работать над воплощением идей марксизма-ленинизма». Сами же французы показаны в фильме подлецами, доносчиками, готовыми перерезать друг друга, чтобы выслужиться перед новой властью. Фильм начинается сценой в телестудии, где президент явно второпях обращается к народу с призывом «еще раз собрать все силы и с мужеством встретить напор китайцев» и затем спешит к самолету, «самоотверженно» покидая Францию. К китайскому генералу-«наместнику» спешат с поклоном и предложением своих услуг французские полиция, пресса, церковь. … Неудивительно, что в рецензиях на фильм содержались обвинения в лицемерии и расизме, писали, что он напоминает фашистскую продукцию. А грубые нападки на Компартию Франции и движение Сопротивления в картине вызвали решительную критику со стороны коммунистической прессы» (Дьяченко, 1981: 70).
Уже в XXI веке кинокритик Франсуа Форестье напомнил читателям, что фильм «Китайцы в Париже», «не принятый в своё время (студенты-коммунисты и маоисты сочли его пошлостью, призванной очернить Красную революцию), … полон симпатичных шуток…, но, как ни странно, устарел. Слишком длинный, слишком много отсылок…, слишком вычурный» (Forestier, 2016).
На мой взгляд, Франсуа Форестье отнесся к «Китайцам в Париже» несправедливо. Эта сатирическая, весьма язвительная комедия и сегодня выглядит как остроумное и яркое зрелище с отчетливыми элементами пародии. Персонажи Жана Янна, Бернара Блие и Мишеля Серро сыграны с отличным чувством стиля и меры.
И в самом деле, сейчас трудно понять, почему этот талантливый фильм собрал в кинозалах Франции всего лишь 1,6 млн. зрителей. Для камерной ленты этого, разумеется, было бы достаточно для кассового успеха, но для такого дорогостоящего проекта, как «Китайцы в Париже», увы, стало провалом…
Шоубизнес / Chobizenesse. Франция, 1975. Режиссер Жан Янн. Сценаристы: Жан Янн, Жерар Сир. Актеры: Жан Янн, Робер Хирш, Катрин Рувель и др. Комедия. Мюзикл. Премьера: 24.10.1975. Прокат во Франции: 0,6 млн. зрителей.
Чтобы избежать банкротства, управляющий мюзик-холла ищет спонсоров и пробует включить в свою программу новую музыкально-эротическую тематику…
В год премьеры «Шоубизнеса» кинокритик Жак Сиклье (1927-2013) отозвался о нем отрицательно. Он писал, что «если начальные титры и первый эпизод фильма, казалось бы, анонсируют дерзкую и пародийную комедию о мире мюзик-холла, то тон быстро меняется, становясь горьким. … Сценарий содержит элементы сатиры с ключами. Однако фильм напоминает печальное, узконаправленное зрелище. Мастард – загнанный в угол персонаж, актёры играют плохо (намеренно?), номера в мюзик-холле по своей уродливости напоминают Феллини, музыка непримечательна, а декорации и свет создают эстетику неудачи» (Siclier, 1975).
Несмотря на яркость эпатажных эстрадно-хореографических, обилие музыки, игры света и цвета «Шоубизнес» стал первым фильмом Жана Янна, не сумевшим собрать в кинозалах даже миллиона зрителей. Скорее всего, юмор и сатирические стрелы этой ленты показались публике грубоватыми. Плюс к этому в этой картине не было привычного для предыдущих фильмов Янна блеска актерского ансамбля…
Я держу тебя, ты держишь меня за короткую бороду / Je te tiens, tu me tiens par la barbichette. Франция, 1979. Режиссер Жан Янн. Сценаристы: Жерар Сир, Жан Янн. Актеры: Жан Янн, Мими Кутелье, The Village People, The Ritchie Family, Жак Франсуа, Жан-Пьер Кассель и др. Криминальная музкомедия. Премьера: 4.04.1979. Прокат во Франции: 1,1 млн. зрителей.
Похищен ведущий варьете Патрис, за него требуют огромный выкуп… В то же время некий инспектор ведет расследование этого дела…
Впрочем, криминальная линия этого фильма у Жана Янна оказалась на обочине сюжета. Доминантой стали сатирические зарисовки телевизионного и рекламного бизнеса и обилие танцевально-вокальных номеров, нередко поданных очень эффектно, тем паче, что в них участвовали популярные в 1970-х группы The Village People и The Ritchie Family.
В целом складывается полное впечатление, что в этой ленте Жан Янн просто захотел отдохнуть и расслабиться, не придавая особого внимания развитию сюжета и характеров персонажей…
Без четверти два до Рождества Христова / Deux heures moins le quart avant Jésus-Christ. Франция, 1982. Режиссер и сценарист Жан Янн. Актеры: Колюш, Мишель Серро, Жан Янн, Франсуаз Фабиан, Мишель Оклер, Дарри Коул, Мишель Константен и др. Комедия, пародия, пеплум. Премьера: 6.10.1982. Прокат во Франции: 4,6 млн. зрителей.
На сей раз Жан Янн снял пародию на многочисленные голливудские и итальянские пеплумы. Среди персонажей этого фильма – Бен Гур, Клеопатра, Цезарь и другие исторические персонажи, которые действуют в комедийно-сатирическом контексте…
Фильм «Без четверти два до Рождества Христова» был встречен французской прессой довольно кисло. Кинокритики ругали эту грубоватую пародию за вульгарность и дурной вкус, раздувание дешевого кабаре-ревю до размеров гигантской фрески и т.п.
Зато в XXI веке кинокритик Флоран Баррако писал, что «хотя сценарию порой не хватает изящества, он мастерски написан и полон анахронизмов. Диалоги отточены. … Жан Янн высмеивает всех: угнетателей и угнетённых…, рекламу…, полицию, женщин, телевидение... Как и во всех его фильмах, его язвительная ирония, его (искреннее) чувство провокации и его любовь к абсурду попадают в точку» (Barraco, 2019).
Кинокритик Антуан Руайе полагает, что «трудно быть слишком строгим к фильму, который во многих отношениях демонстрирует как достоинства, так и недостатки своего создателя: зачастую грубоватый, даже неряшливый внешне, с небрежностью, порой граничащей с анархистским жестом, и с нарочитой недисциплинированностью в отношении чрезмерно стандартизированных форм, «Без четверти два до Рождества Христова» в конечном итоге вызывает симпатию, отчасти связанную именно с грубостью – или, скорее, разнородностью – его завершения. … Менее агрессивный, чем некоторые из предыдущих фильмов Янна, «Без четверти два…», тем не менее, остаётся работой прирождённо сварливого человека, готового бросить вызов власти во всех её проявлениях» (Royer, 2014).
Вкусы массовой аудитории порой непредсказуемы. Один из самых остроумных и талантливых фильмов Жана Янна «Китайцы в Париже» собрал во Франции всего лишь 1,6 млн. зрителей, а «Без четверти два до Рождества Христова» – грубоватая пародия, не отличающаяся хорошим вкусом – втрое больше.
Кинопрокат этого фильма стал во Франции поистине триумфальным: он занял по итогам года третье место после «Инопланетянина» Стивена Спилберга и «Аса из асов» Жерара Ури…
Свобода, равенство, кислая капуста / Liberté, égalité, choucroute. Франция-Италия-ФРГ, 1985. Режиссер и сценарист Жан Янн. Актеры: Мишель Серро, Урсула Андрес, Жан Пуаре, Жерар Дармон, Жак Франсуа и др. Комедия. Пародия. Премьера: 30.04.1985. Прокат во Франции: 0,8 млн. зрителей.
Еще одна пародия Жана Янна. На сей раз высмеивалась Великая французская революция и фильмы о ней. Всё это было смешано с пародией на сказки «Тысячи и одной ночи» (по ходу сюжета багдадский халиф в 1789 году решает посетить парижскую выставку оборудования для палачей).
В год премьеры фильма «Свобода, равенство, кислая капуста» кинокритик и журналист Клод Флётер (1936-2023) писал, что Жан Янн «рассматривает Французскую революцию, «единственный случай в истории цивилизаций, когда революционная группа санкюлотов решила облачиться в одежду мюзик-холла, полосатые штаны и фригийские колпаки, чтобы выполнить свою миссию» (Fléouter, 1985).
Кинокритик Виржиль Дюме считает, что «излишне карикатурно изображая деятелей Революции, а также королевский двор, Жан Янн использует эту возможность прежде всего для того, чтобы свести счёты с определённым левым крылом, пришедшим к власти во Франции в 1980-х. Таким образом, он сравнивает действия монтаньяров (Робеспьер и Дантон в авангарде) с политической кооптацией движения, вышедшего из народа, но, придя к власти, нарушившего свои обещания. Очевидно, что это историческое сравнение совершенно необоснованно и может быть понято, только если принять во внимание позицию социалистической партии в начале 1980-х годов, особенно её переход к политике жёсткой экономии, начатый в 1983 году. Поэтому Жан Янн не слишком благосклонен к политикам, изображая народ как несколько одурманенную массу, идущую за первым же краснобаем. Хотя комедия и представляет некоторый политический интерес, она страдает от острой нехватки эффектных шуток» (Dumez, 2019).
В самом деле, картина, заявленная как сатирическая комедия, в итоге оказалась не слишком смешной, а местами, по-моему, даже скучной.
Дорогостоящая продукция трех стран – «Свобода, равенство, кислая капуста» – вышла на экраны Франции в конце апреля 1985 года при агрессивной рекламе, но, увы, к началу июня не смогла собрать даже миллиона зрителей, что с учетом мегабюджета этого фильма означало катастрофический провал.
По-видимому, это настолько расстроило Жана Янна, что он навсегда ушел из кинорежиссуры. Но свою успешную актерскую он не бросил и продолжал сниматься в кино вплоть до своей кончины от сердечного приступа 23 мая 2003 года.
Киновед Александр Федоров, 2025 год