Найти в Дзене
🖤 Сибирская Язва 🤍

«Потерянный и возвращенный мир. Маленькая книжка о большой памяти». Захватывающая книга Александра Лурии об истории одного ранения.

«Потерянный и возвращенный мир. Маленькая книжка о большой памяти». Захватывающая книга об истории одного ранения и обратной стороне гениальности. Романтик в науке.

«Имея дело с больными, мы никогда не должны забывать, что речь идет о человеческой жизни, а не о статической абстракции, которая подтверждает или опровергает теорию». А.Р.Лурия

Сегодня хочу предложить Вам на обзор два произведения Александра Лурии. Обе книги необычны тем, что являются образцами редкого жанра научно-художественной медицинской и психологической литературы, в которых с минимальным использованием специальной терминологии описаны история болезни и жизнь людей, проживающих необычную, сложную жизнь и преодолевающих свои недуги. Они служат убедительным доказательством того, что психику человека лучше всего можно понять и изучить в контексте его конкретной жизни и культурного опыта.

Александр Романович Лурия – советский психолог и врач-невролог, один из основателей нейропсихологии. Его идеи повлияли как на отечественную, так и на мировую науку. В частности, он вдохновил знаменитого американского невролога и популяризатора науки Оливера Сакса на написание его знаменитой книги «Человек, который принял жену за шляпу» (обзор на книгу по ссылке: Те, кто воспринимает мир иначе. ОЛИВЕР САКС "Человек, который принял жену за шляпу"). Сакс отмечал, что на его творческий стиль значительно повлияли работы знаменитого советского психолога. Читая его «Маленькую книгу о большой памяти», он был впечатлён тем, как автор сосредотачивается не на клинических аспектах заболеваний, а на индивидуальности пациента. Этот подход он впоследствии применял в своих собственных произведениях. Сакс и Лурия поддерживали активную переписку до самой смерти советского ученого. Благодаря гуманистическому подходу и вниманию к человеку, а не только к диагнозу, он сумел влюбить в науку о мозге широкую публику. Его методики помогли тысячам раненых солдат вернуться к полноценной жизни после тяжёлых травм мозга.

Александр Лурия уже в те далекие годы был известен как один из наиболее талантливых исследователей влияния неврологических нарушений на протекание психических процессов человека. Его успех связан не просто с глубиной исследований, но и с особым состраданием автора к человеческой судьбе и состоянию своего пациента. Это не холодное описание клинического случая из практики, а гуманистический рассказ о том, что значит – жить с психикой, которая с одной стороны, педантично регистрирует мельчайшие подробности бытия, а с другой – оказывается неспособной извлечь из всего этого значения смысл, ответить на вопрос: «Что всё это значит?» Вместо того, чтобы отвернуться от больных и лиц с повреждениями головного мозга, как от того, что выходит за рамки человеческого разумения, мы задаемся вопросами об их субъективном внутреннем мире. Они перестают быть «случаями» и вновь оказываются человеческими существами. Они становятся частью и литературы, и науки.

А.Р.Лурия любил называть этот жанр «романтической наукой». Автор не просто пытался понять двух людей, у одного из которых была грубо гипертрофирована память, а другой пострадал от осколочного ранения теменно-затылочной области черепа. Он пытался возвратить их к сколько-нибудь полноценной жизни. Лурия верил в необходимость реабилитации и самозабвенно работал в области восстановления функций у больных с поражением мозга. Он как бы напоминает каждому из нас о ценности обыкновенной человеческой жизни, показывая, какой непростой она может быть.

Александр Романович Лурия (1902-1977) –  советский психолог,                                           невролог и один из основателей нейропсихологии.
Александр Романович Лурия (1902-1977) – советский психолог, невролог и один из основателей нейропсихологии.

«Потерянный и возвращенный мир» – это повесть о том, как пуля, пробившая череп человека и вошедшая в его мозг, раздробила его мир на тысячи осколков. Это книга о борьбе, которая никогда не закончится. «Это книга о человеке, который отдал все силы, чтобы вернуть свое прошлое и завоевать свое будущее. Это книга о борьбе, которая не привыкла к победе, и о победе, которая не прекратила борьбы». Главный герой книги Лев Засецкий 25 лет из дня в день пытается записать историю своей жизни, собрать свои воспоминания из мелких осколков, вспоминая каждое слово, собирая каждую фразу, судорожно пытаясь схватить и удержать мысль.

«Он писал, потому что это была его единственная связь с жизнью, единственный способ не поддаться недугу и остаться на поверхности. Это была его единственная надежда вернуть что-нибудь из потерянного. Он писал с мастерством, которому мог бы позавидовать любой психолог. Он боролся за жизнь. Эта книга о мучительной борьбе с болезнью. Книга о героической борьбе за жизнь. Книга незаметного героя, которого родила война».

А.Р.Лурия не является автором этой книги в полной мере, скорее он соавтор своего пациента, реального человека, который с упорством боролся за свой мозг. Простым человеческим языком в книге описаны последствия травм затылочно-височных отделов мозга, описана вся глубина болезни, которую здоровый человек не в состоянии осознать до этого. В повести для наглядности представлены иллюстрации, которые рисовал сам Лев Засецкий, описывая свой раздробленный мир.

Эта книга о совершенно обычном человеке из посёлка Кимовск Тульской области, о человеке, пережившем войну, которая у молодого способного парня отняла память, знания, будущее, сделав его беспомощным инвалидом, обреченным на нескончаемую борьбу за исцеление. Но это вовсе не драма, а научно-художественный труд, который повествует о победах и разочарованиях главного героя, приоткрывает завесу в мир очень эмпатичного, живого, развитого человека, который страдал афазией (локальное отсутствие или расстройство уже сформировавшейся речи с нарушением восприятия речи при сохранении слуха).

-3

Человек с таким поражением начинает жить в раздробленном внутреннем мире: он не может вовремя найти нужного слова, оказывается не в состоянии выразить в словах свою мысль; начинает испытывать мучительные трудности, пытаясь понять сложные грамматические отношения; не может считать; все, чему он научился в школе, вся система его прежних знаний распадается на отдельные, не связанные друг с другом куски.

«Он хорошо понимал глубину постигшей его катастрофы и пришел к выводу, что он должен снова овладеть утерянным, должен во что бы то ни стало восстановить то, что раньше давалось ему так легко и что теперь было разбито. Так началась борьба за мысль, борьба за ясное сознание, борьба за понимание непонятного».

Данное произведение – это образец мужества и отчаянного упорства в борьбе за вещи, которые мы воспринимаем как должное, но для главного героя это стало далекой мечтой. Оно повествует об огромном труде человека, который, осознав свое ужасающее положение, не сдался. Который до последнего трудился, всегда пытаясь выполнять хотя бы самую простую работу, чтобы не чувствовать свою бесполезность. Примечательно, что свои записи он вначале хотел назвать "История страшного ранения", но после решил сменить название на "Опять борюсь".

«Пишущий эти строки попытался со всей доступной ему тщательностью изучить удивительный документ. Он расположил его страницы в хронологическом порядке, ретроспективно восстанавливая историю ранения по записям больного, и попытался затем дать характеристику тех глубочайших изменений в сознании, которые были вызваны пулей, разрушившей важные для нормальной работы участки мозга.

Он присоединил к этому свои непосредственные наблюдения над героем этой книги, наблюдения, которые он, как специалист своей отрасли науки, вел больше четверти века — сначала в госпитале военного времени, потом — на протяжении многих лет в условиях клиники. Он сдружился со своим героем; он понял, какую блестящую жизнь разрушило это ранение; и у него возникло желание поделиться с другими теми переживаниями и мыслями, которые сложились у него за годы работы.

И вот эта маленькая книга. Книга, которая в значительной части написана человеком, для которого написание каждой строчки было результатом титанических усилий и которому удалось собрать целые картины своего мира, раздробленного на тысячи отдельных кусков.

В этой книге нет ни строки вымысла. Каждое ее положение проверено сотнями наблюдений и сопоставлений. Пишущий эти строки не был вправе вносить какие-либо изменения в страницы дневника, написанного героем, выбирая лишь куски из отдельных тетрадей и не меняя ни стиля, ни смысла.

Читатель оценит эту книгу — книгу об одном живом человеке, который с таким упорством боролся за свой мозг, испытывая на каждом шагу непреодолимые трудности, но который в конечном счете вышел победителем из этой изнуряющей, неравной борьбы».

Первая книга – это эмоциональная история, которая вызвала огромное сочувствие к судьбе главного героя. Скажу только одно, читать в моральном плане очень тяжело, но оно того стоит.

Второй рассказ в этом сборнике «Маленькая книжка о большой памяти» или обратная сторона гениальности. Посвящен знаменитому советскому мнемонисту, репортеру, обладавшему феноменальной памятью Ш. (Соломону Вениаминовичу Шерешевскому). Лурия описывает его как странного человека, неудавшегося музыканта и журналиста, который стал мнемонистом, встречался с большими людьми, но так и остался до конца своей жизни каким-то неустроенным человеком, ожидающим, что вот-вот с ним случится что-то хорошее.

В отличие от других психологов, занимавшихся исследованием выдающейся памяти, автор не ограничивался измерением её объёма и прочности или описанием тех приёмов, которыми его испытуемый пользовался для запоминания и воспроизведения материала. Гораздо больше его интересовали другие вопросы. Как сказывается выдающаяся память на всех основных сторонах личности человека − на его мышлении, воображении и поведении? Как может измениться внутренний мир человека, его общение с другими, его жизненный путь, если одна сторона его психической жизни − память получает необычное развитие и начинает вызывать изменение всех других сторон его психической деятельности?

В течение почти тридцати лет автор мог систематически наблюдать человека, чья выдающаяся память относилась к числу самых сильных, описанных в литературе.

Журналист Ш. пришел в лабораторию Лурии по настоятельной просьбе своего редактора. Уже после первых бесед выяснилось, что молодой человек мог запоминать огромное количество информации, но сам никогда не обращал на этот факт особого внимания, потому что считал, что у других всё происходит точно также.

Память Ш. была безгранична: он мог одномоментно запомнить более 70 слов и чисел, не связанных между собой по смыслу и вспомнить их без повторения через шестнадцать лет. Но часто запоминанию мешали звуки, голоса, шум, которые превращались в клубы дыма. Такое явление называется синестезия (феномен, при котором раздражение в одной сенсорной системе ведет к произвольному отклику в другой), которая была с ним от начала и до конца жизни. Цифры для него имели форму, он ощущал вкус и вес слов, а цвета воспринимал только через образы. Всё это выглядит громоздким и тяжелым для нашего привычного мышления. В этой книге вы сможете поближе познакомиться с человеком, память которого ничего не забывала и в то же время не могла запомнить лица людей: лица воспринимались им как постоянная игра света и тени. У него была проблема, как забывать, а не как запомнить. Ш. пытался придумывать для себя способы по стиранию лишней информации через образы. Например, записывать на бумаге и сжигать.

Гениальность – это не только великое благо, но и великое горе. Дар оборачивается и проклятием. Слишком живое воображение героя приводило к тому, что грань между мечтами, фантазиями и реальностью размывалась. Яркие образы приходили в конфликт с действительностью и начинали мешать осуществлению хорошо нужного действия. Как часто яркие образы, которые Ш. видел, не совпадали с действительностью, и как часто он, привыкший опираться на эти образы, оказывался беспомощным в реальной обстановке! Как он часто жаловался, что его считали за медленного, нерасторопного и немного растерянного человека. Но реальность воображения и зыбкость реального сказывались на формировании личности Ш. гораздо глубже. Он всегда ждал чего-то и больше мечтал и "видел", чем действовал. У него всё время оставалось переживание, что должно случиться что-то хорошее, что-то должно разрешить все вопросы, что жизнь его вдруг станет такой простой и ясной... И он "видел" это, и ждал... И всё, что он делал, было "временным", что делается, пока ожидаемое само произойдёт.

«Так он и оставался неустроенным человеком, человеком, менявшим десятки профессий, из которых все были "временными". Он выполнял поручения редактора, он поступал в музыкальную школу, он играл на эстраде, был рационализатором, затем мнемонистом, вспомнил, что он знает древнееврейский и арамейский язык, и стал лечить людей травами, пользуясь этими древними источниками...

У него была семья: хорошая жена, способный сын, но и это всё он воспринимал сквозь дымку. И трудно было сказать, что было реальнее − мир воображения, в котором он жил, или мир реальности, в котором он оставался временным гостем»...

Одновременно являясь и врачом и одним из ярких ученых прошлого века, Александр Лурия оставил богатейший фактический материал, описание ярких неординарных случаев, которые до сих пор не получили своего научного объяснения. Проблема синестезий и выдающихся способностей остаются мало изученными и в психологии, и в медицине.

Необычная книга, которая не похожу не на одну из книг ранее мною прочитанных. Наиболее интересна будет медикам и поклонникам нон-фикшн, но и любители художественной литературы вряд ли будут разочарованы. Эта книга понравится не каждому, но то, что она никого не оставит равнодушным - это точно. Прочитав ее понимаешь, как много мы имеем, обладая памятью, речью, мышлением.

Читайте также: Те, кто воспринимает мир иначе. ОЛИВЕР САКС "Человек, который принял жену за шляпу".

*****************************************************************************

Донат

Почта для сотрудничества и предложений:

angelina4work2024@yandex.ru ,  angelina4work2023@gmail.com

Livelib: https://www.livelib.ru/reader/Battleangel2024

Мой телеграм