Найти в Дзене
Большой Ростов

Как Иван Бунин спасал спектакли в ростовской Молодёжке

Тот, кто читал Бунина, кто любит Бунина, кто знает Бунина, чувствует его, тот, конечно, несколько шокирован тем, что увидел на сцене нашей Молодёжки. Случилось нам в мае 2021 года побывать на экспериментальном показе спектакля-«сырца» на малой сцене. Ну, это вроде как голосование – что ставить. Давали бунинское «Лёгкое дыхание». Да, сам текст, в общем, о пошлой интрижке. Но слово Бунина, полное глубинного эротизма, никогда не спадало в пошлость. А «сырец»-заготовка спектакля – упал. Помнится, было обсуждение, где зрители, в общем, разнесли увиденное в пух и прах. Потом мы видели афиши уже готового спектакля - из двух частей: «Натали» и «Лёгкое дыхание». Но идти как-то опасались. Но когда уже практически весь репертуар знаком и даже не по разу пересмотрен, хочется увидеть новое для себя. Купили билеты - пошли. Спектакль этот оказался действительно необычным. Во-первых, он состоял из трёх частей - и все в разных локациях. Действо начиналось в фойе перед малой сценой. Актриса читала фраг

Тот, кто читал Бунина, кто любит Бунина, кто знает Бунина, чувствует его, тот, конечно, несколько шокирован тем, что увидел на сцене нашей Молодёжки.

Случилось нам в мае 2021 года побывать на экспериментальном показе спектакля-«сырца» на малой сцене. Ну, это вроде как голосование – что ставить. Давали бунинское «Лёгкое дыхание». Да, сам текст, в общем, о пошлой интрижке. Но слово Бунина, полное глубинного эротизма, никогда не спадало в пошлость. А «сырец»-заготовка спектакля – упал.

Помнится, было обсуждение, где зрители, в общем, разнесли увиденное в пух и прах.

Потом мы видели афиши уже готового спектакля - из двух частей: «Натали» и «Лёгкое дыхание». Но идти как-то опасались.

Но когда уже практически весь репертуар знаком и даже не по разу пересмотрен, хочется увидеть новое для себя. Купили билеты - пошли.

Спектакль этот оказался действительно необычным. Во-первых, он состоял из трёх частей - и все в разных локациях.

Действо начиналось в фойе перед малой сценой. Актриса читала фрагменты рассказа «Натали», между фрагментами неплохо пела в сопровождении небольшого ансамбля.

Как мы поняли, эта «прелюдия» нужна была для того, чтобы собрать всех зрителей, включая опоздавших, ибо дальше все должны были организованно пройти через закоулки театра и подняться на экспериментальную сцену. Там был спектакль по «Натали», потом обратно через буфет (антракт, снова пение в фойе) - на малую сцену, где уже, собственно, было «Лёгкое дыхание».

Молодёжный театр отличается стремлением к экспериментаторству, что у некоторых может вызывать отторжение, даже неприязнь, но иногда в процессе рождаются потрясающие спектакли.

Эти два спектакля потрясающими трудно назвать, и вот почему.

Бунина, как это сейчас повсеместно с классиками, осовременили. Ну, почему нет? Главное - чтобы он звучал, чтобы люди ходили на такие спектакли.

Но, повторимся, бунинский эротизм настолько тонок и облачён в такую филигранную словесную форму, что даже лёгкая интрижка возвышается до гамлетовской рефлексии.

Возможно, мы не совсем поняли замысел сценариста и режиссёра, но недвусмысленные действия, движения, мизансцены, включая нахождение актрис не только в неглиже, но и демонстрирующих нижнее бельё, несколько шокировало. В самом действе, особенно в «Натали», Бунина поначалу было мало, а то и вовсе не было. Крики, визги, завыванья, душераздирающий хохот - всё это напоминало какой-то мартовский кошачий концерт и не оставляло сомнений в цели этого концерта. Создавалось ощущение какой-то несвежести и даже нечистоты происходящего. Часть зрителей, не выдержав, начала расходиться. Мы остались - всё-таки было интересно, что дальше.

И вдруг совершенно неожиданно всё как будто преобразилось. На сцене появился Бунин. Нет, не собственной, конечно, персоной и не в созданном актёром образе, а в том глубоком трагизме утраченной возможности быть счастливым - по нелепой случайности, из неумения распорядиться жизнью.

В «Лёгком дыхании» было, в общем, нечто похожее. Разве что несколько целомудреннее, но пошловатые намёки и тут были и там, где это уместно, и где неуместно.

Но тут мы поняли, когда в спектаклях появлялся Бунин, - когда начинал звучать его текст. Он перекрывал, перечёркивал всё то пошлое, что могло происходить вокруг, и поднимал зрителя до высоты восприятия художественного слова.

Хочется сказать, что в обоих спектаклях актёры играли хорошо, было много интересных режиссёрских находок, деталей, условностей, из которых и состоит театр.

Нет, мы не можем назвать эти спектакли потрясающими. Они рождают двоякое впечатление. Но они - запоминающиеся, их, наверное, забыть будет невозможно, и это именно в силу противоречивых впечатлений.

А ещё - захотелось перечитать Бунина…