Да, именно так мне написали тут сравнительно недавно. Написали, что интересно, в комментарии к статье про Саймака, где я прямо сказал, что Саймак – это не моё. Собственно, что касается Саймака – да, это, в самом деле, не моё, хотя, какие-то произведения мне и понравились. А вот, что касается Хайнлайна… Тут не всё так просто и однозначно. Дело в том, что про этого автора, мне есть, что сказать…
Материал создан при поддержке моих подписчиков на платформах Boosty и Sponsr.ru: Arti, Belsnickel, Arti, Belsnickel, Igor Sablin, Lorgar Balthasar, Squatterbloat, Starletter, Анатолий Ломовцев, Вадим Юрков, Василий, Дмитрий, Ильдар Арасланов, Олег, Павел Павлов, Петр Усов, Сергей Ряховский, Таня Топилина, Madshmax, Marina Kushak, MetaModern671games, Nikolausta, Olov Viking, Pavel Bosenko, Ven Berg, Александр Барышников, Алексей Гнитько, Алексей Попов, Архидемон из Герои 5, Виктор Айрон, Илья Фертиков, Ольга Суханова, Михаил Яшин, Егор, Стас Крюков, matty@yandex.ru, Егор Зевсович, Reader Marver, Сергей Соловьёв, Дмитрий Кац, Саня Номад, Vladimir Sedov, Бразильский аллигатор, Гришин Александр, Alex710, Headcrab, Стас Крюков, Александр Иванов, Тони Монтана, Dron-terror, Махсуд Одинаев и Птица Птица! Огромное им за это спасибо!
Итак, творчество Роберта Хайнлайна, можно разделить на три этапа. Первый этап – это книги для детей и юношества. Сюда можно включить такие произведения, как, например, «Космический кадет», «Перекати-поле», «Красная планета», или «Подкейн с Марса». Они характеризуются тем, что это книги, в которых герои – как правило, молодые ребята и девушки, от «школьников» и до «ВУЗов», много действия и того, что можно назвать приключениями, достаточно много «науки и техники», и читается это всё, как правило, на одном дыхании. Самым, наверное, тяжёлым здесь произведением, можно назвать «Подкейн с Марса», так как… очень сильно не факт, что сама Подкейн в итоге выживает. Там она додумалась вернуться назад, чтобы вытащить «фейри» эту, «Мадам Титанию», или как там звали это существо. А в здании уже «тикала» бомба, который её брат должен был стереть то место с лица Венеры… Думаю о том, что случилось, можно не говорить. Брат потом нашёл Подди, но вот дальнейшая судьба девочки, увы, осталась неизвестной.
И знаете, что я хотел бы сказать про эти произведения? Да, меня можно считать необъективным, можно говорить, что я так и не повзрослел, оставшись на том уровне, но лично мне эти книги нравятся, наверное, большие всего остального творчества Хайнлайна. При этом, я не говорю, что, например, книги следующего этапа его творчества хуже, или не такие интересные, нет. Просто они – другие…
Книги, которые можно отнести ко второму этапу – это произведения, для уже более взрослой аудитории. Там упор делается на размышления автора о разных вещах, таких, как политика и тому подобные вещи. Собственно, политике, например, посвящён роман «Double Star», самым адекватным переводом, наверное, можно назвать слово «Двойник», а вовсе не «Двойная звезда». Роман очень хорош, и он буквально насыщен разного рода аллегориями и тому подобными вещами. Другое дело, что не обошлось там и без нападок на СССР. Автор обвинял СССР во всех смертных грехах, в частности, в том, что в СССР очень любили промывать мозги людям. Ну да, о программе «MK Ultra», он, наверное, не слышал? Хотя, может, и в самом деле, не слышал, как знать.
Можно пару слов сказать, и о романе «Кукловоды», который тоже получился очень интересным. Другое дело, что там автор показал, что, помимо всего прочего, он ещё увлекается и нудизмом, так как защитить людей от паразитов, можно было, и не раздевая их догола. Знаете, я сейчас страшную тайну открою, но голый человек не имеет вообще никакой защиты от окружающей среды. Помните, доктор Грейвс сказал Старику, зачем они халаты носят в лаборатории? А если говорить о другой работе? О такой, где разного рода защитная одежда вообще обязательна? Как быть там? А если зима? Кстати говоря, в некоторых регионах США, зимы бывают даже поинтереснее, чем тут у нас, в России… Как там голышом разгуливать? Уверен я, что автор о таких вещах, не особенно думал, хотя и прекрасно всё это знал. Ему интереснее было поставить именно такой «эксперимент», заставив всех раздеться догола. А так – книга интересная, да. Только не читайте «самое полное издание» этого романа – после него автора вы просто возненавидите, ибо такого количества ничем не спровоцированной агрессии в адрес СССР я ещё не видел ни у кого.
Этот этап, как правило, характеризуется тем, что произведения более наполнены не действием, но рассуждениями героев о тех или иных вещах. Да, они по-прежнему интересны, их можно перечитывать, автор, что называется, всю душу вкладывал в то, о чём он писал, но там уже начинает «проглядывать» такое вот, «авторское я». Не скажу, что это плохо, но порой, если можно так выразиться, напрягает то, что главный герой, например, того же «Двойника», рассуждает о зверствах коммунистов, например…
На таком «стыке» второго и третьего (последнего) этапа творчества автора лежат два романа – «Звёздный десант» и «Чужак в чужой стране». И если первый роман – вполне себе интересный философский трактат о взглядах автора на государство, политику и армию, то вот второй… Это такая «антитеза» к первому произведению. Мол, не надо нам насилия, армия не нужна, да здравствует абсолютная свобода! Только вот, что касается жестокости и насилия… А что про это скажут те люди, которых Майк просто «выбросил» из нашей реальности? Куда они делись? Хорошо ли им там? Хороший вопрос, как мне кажется. Роман до такой степени пронизан лицемерием, что дальше просто некуда. И, тема «18+». Вот про неё хотелось бы написать более подробно, потому что потом, остальные произведения Мастера будут эту тему, так или иначе, но затрагивать.
Дело в том, что я понимаю, зачем Хайнлайн «пихал» её потом во все свои произведения. Мол, он вырос в очень пуританской семье, строгие нравы и всё такое. Потом была военно-морская академия, потом служба, потом, скорее всего, жизнь у него тоже была… довольно строгой. А потом, после того, как началась вся эта тема с хиппи и прочими вещами, он тоже решил, что это круто и про это надо писать. Не знаю, понравилась ли Хайнлайну идеология хиппи (ведь его «Чужак» стал, фактически, их «Библией»), но «18+» он начал вставлять почти во все произведения. И получалось у него… не скажу, чтобы хорошо и качественно. Дело тут даже не в том, что «нет подробностей» - интересно можно и без них написать. Дело в том, что написано слишком… топорно и некрасиво. Вот, я снова приведу в пример тот эпизод из повести Булычёва «Смерть этажом ниже». Короткая сцена между главным героем и девушкой-водителем, что к нему приписали. Вот там, всё буквально шло к этому, автор умело нагнетает атмосферу, и, к тому моменту, когда они пришли в номер, атмосфера буквально сочилась с экрана компьютера, когда я это читал. Могу привести ещё в качестве примера один эпизод из «Контрмер» Гира. Там много всего, на самом деле – но тут реально короткая сцена между Айлой Таккой и её «сотрудником» Джайпером Рилом. Она приняла душ, а потом этот «сотрудник» зашёл туда, в душевую. И – только разговор, на отвлечённые темы (строго по работе), почти без описаний. Но, по тому, как автор описал этот разговор, понятно было, чем они там занимались. А вот у Хайнлайна… ничего такого, как правило, просто нет. Например, есть разговоры в «Чужаке», в паре моментов. И… именно атмосферы – там нет. В «Не убоюсь зла» («Пройдя долиною смертной тени») есть сцена в ванной комнате. Казалось бы – можно было написать красиво, но вышло до такой степени топорно, что читать это было просто неприятно и больно. «Фрайди» начинает, как говорится, за здравие, но потом скатывается в такое, что становится просто неинтересно. И это – несмотря на то, что там происходят довольно интересные события. Только вот, проблема в том, что события происходят где-то там, «за кадром», на периферии. А «в центре сюжета» - «страдания» искусственно созданной девушки-суперагента. И в слове «страдания» я пропустил ещё одно слово, думаю, понятно, какое именно…
Конечно, можно поговорить и про «Жизни Лазаруса Лонга», в которых чего только не было, и про другие произведения «позднего Хайнлайна». Но, на самом деле – не хочется. Да, язык у автора был прекрасен. Стиль – великолепен. Но вот сюжеты… простите…
И да, я уверен, что кто-то сейчас напишет о том, что это были лучшие произведения Мастера, но… лично я так не думаю. Наверное, и не только я…
Автору на вкусняшки, котикам на корм: