Вы не задумывались, почему у королевы Елизаветы II "всего" четверо детей? Ведь это был чуть ли не исторический минимум для британских монархов. Ну а то, что у нее самой всего лишь одна сестра - это вообще исключение, которое можно списать на тревожное предвоенное время.
Немного матримониальной статистики
Если опираться на статистику, выведенную только на основании возраста вступления в брак потомков королевы Виктории (то есть всех английских принцесс), можно увидеть:
- в третьей четверти 19 века средний возраст невест составлял 19,7 лет,
- в четвертой четверти - 20,6,
- и только для следующего поколения - правнучек королевы Виктории - составил 25 лет.
Средняя разница между возрастом невесты и возрастом жениха для всех трех периодов оставалась прежней и составляла около семи лет; то есть средний возраст женихов дочек Виктории составляет 26 лет в первом поколении, затем повышается до 27 лет, а средний возраст жениха для правнучек - 32 года.
Таким образом, сохранялось традиционное гендерное распределение ролей:
- мужчина годен в мужья, пока может зачать ребенка (и лучше ему с этим делом не торопиться, пусть сначала повзрослеет),
- в то время, как основной ресурс женщины - возраст.
Чем раньше вышла замуж, тем больше детей сможет родить.
Сколько детей в королевском семействе считалось нормой?
Если посмотреть на европейский 19 век, то условной нормой в зрелом возрасте королевы Виктории считалось 6 детей, примерно то же повторилось и у следующего поколения - статистику портят всего несколько исключений.
А вот у дам, свадьба которых пришлась на 1914 и далее годы, среднее число отпрысков равно трем, что вполовину меньше, чем у их мам и бабушек.
Кстати, и количество разводов возросло - с одного скандального развода у поколения внучек Виктории до аж четырех у поколения правнучек. Если учесть, что мы говорим всего о 18 девушках, то это означает, что 22% браков королевских отпрысков женского пола закончились разводом.
Про мужской пол здесь речи не идет, для мужчин все же отдельные правила и отдельные обязанности.
А вот женщины явно стали наконец-то ощущать себя самостоятельными единицами, а не инкубаторами для потомства, столь необходимого мужчинам.
Хотя и в 19 веке принцессы за самостоятельность боролись, да еще как. Самыми дикими и невообразимыми способами, но какой с них, принцесс, спрос…
Дикая и невообразимая принцесса Шарлотта
Старшая внучка королевы Виктории, а по совместительству дочь немецкого императора, Шарлотта с детства была трудным ребенком.
Хотя, надо признать, сами же взрослые приложили к этому руку: королева Виктория вообще крайне ревниво относилась к своим дочерям и пыталась их контролировать их даже после замужества. В случае с матерью Шарлотты старая королева проиграла бой за то, чтобы та приехала рожать в Букингемский дворец, под королевским присмотром. Зато она твердо намеревалась выиграть бой за имя, которое дадут новорожденной. Конечно же, Виктория!
Так что еще до рождения само имя малышки стало предметом ожесточенных споров на Острове и на континенте.
Однако тут счастливый супруг роженицы показал все свое прусское твердолобие. У пруссаков был свой предмет гордости - одна из принцесс уехала в Россию, чтобы стать императрицей! А звали эту принцессу Шарлоттой. Конечно же, новорожденную надо назвать в честь нее!
Взрослые пытались найти компромисс. Поиски затянулись.
Поэтому с раннего детства девочка вынуждена была откликаться на имя “Виктория” в общении с англоязычной свитой и гувернерами, но на “Шарлотта” в общении с отцом и всеми его родственниками.
Королева Виктория даже посетила Пруссию, когда малышке было 2 месяца. Можно представить, какие интриги там плелись ради того самого компромисса!
Она потребовала также, чтобы дочь с зятем и детьми приехала в Англию с ответным визитом через девять месяцев. Расчет, скорее всего, был на то, что молодая мать будет уже беременна третьим ребенком и останется рожать в Букингемском дворце, как все приличные английские принцессы.
Но пронесло - следующая беременность случилась только через три месяца после визита, уже в Пруссии.
Немного о матери Шарлотты
Мать Шарлотты была старшим ребенком королевы Виктории и с детства привыкла командовать. Вы только посмотрите на ее детский портрет: на редкость сосредоточенный взгляд для ребенка.
С годами ее характер мягче не стал:
Даже на портрете до замужества, который писали с расчетом понравиться потенциальному жениху, видно то же упорство.
Свадьба девушке только прибавила гонору.
Ведь выходила она замуж первая из сестер, носила титул Королевской Принцессы и ее женихом был один из самых перспективных немецких принцев. Отхватила у судьбы!
И стоило ей вырваться из-под присмотра матери - королевы Виктории - как тут характер и проявился.
Даже в отношениях с собственной же дочерью. Той самой Шарлоттой.
Воспитание Шарлотты
Про компромисс насчет имени мы уже упомянули. Но если с матерью-королевой нужно было идти на компромиссы, то на маленьком ребенке всегда можно было отыграться.
Начиная с двухлетнего возраста у Шарлотты начался типичный детский кризис, и отучали ее от вредных привычек явно по-английски. Поэтому ногти грызть она перестала, зато заработала расстройство пищевого поведения, которое останется с ней на всю жизнь.
Тем временем у Шарлотты появлялись новые братики и сестренки. Матери не всегда хватало времени на старших детей, которые к тому же нуждались в обучении. Поэтому старшего сына и старшую дочку принцесса просто оставила на гувернеров. К сожалению, один из младших мальчиков умер, что ввергло несчастную мать в шок и заставило ее замкнуться в себе.
Шарлотте тогда было всего 6 лет, она росла угрюмой и нервной, так что девочка явно не могла стать утешением для родителей.
Годы шли. В 14 лет девушка-подросток выглядела максимум на 10, потому что всегда весила катастрофически мало. Заботливая матушка подлила масла в огонь, отметив, что у девушки слишком короткие ноги и поэтому она выглядит вполне высокой, когда сидит, но слишком низкой, когда стоит.
Девушка ненавидела себя, страдала булимией, но ничего не могла изменить. Тогда подавленные эмоции начали находить выход в истериках. У нее это был просто очередной возрастной кризис, но тогда в нем усматривали чуть ли не умопомешательство. Шарлотта закатывала истерики, требуя к себе внимание, а также начинала пробовать свои силы во флирте. Разумеется, для матери, воспитанной в викторианских правилах, для это было ужаснее, чем смерть.
В 16 лет Шарлотта буквально вынудила мать и отца дать согласие на помолвку со своим троюродным кузеном, который был старше ее на десять лет.
Не сказать, что это было по большой любви - скорее, просто попытка как можно скорее хлопнуть дверью родительского дома.
Очевидно, брак этот был не особенно счастливым. Однако супружеский долг никто не отменял. Через год Шарлотта родила дочь. И-и-и... сразу объявила своей матери, что это будет ее единственный ребенок, так как ей не понравились ограничения, налагаемые на женщину беременностью.
Свободная жизнь женщины, у которой есть всё
У нее было всё и даже больше - статус и деньги мужа, знатные родители, но вот ребенок был явно лишним. Шарлотта жила самой свободной жизнью - путешествовала между Берлином и Каннами, пользуясь как предлогом своими “слабым здоровьем” (РПП, истериками и бессонницей), а дочку на время путешествий она оставляла новоиспеченной бабушке.
Она курила, пила и снискала репутацию женщины, которая дружит с кем-то и завоевывает их доверие, только чтобы поделиться их секретами с другими.
В начале 1891 года в берлинском высшем обществе разразился скандал после серии анонимных писем, разосланных видным членам двора. Письма были написаны одним и тем же почерком и содержали непристойные сплетни и обвинения. Некоторые из них содержали порнографические изображения, наложенные на фотографии членов королевской семьи.
Старший брат Шарлотты, ставший к тому времени императором (Вильгельм), приказал провести расследование, но авторство так и не были установлено, хотя все подозревали Шарлотту. Это продолжалось целых четыре года, и за это время было отправлено несколько сотен писем. В тот же период Шарлотта “потеряла” (по официальной версии) свой дневник - но все были уверены, что он выкраден шпионами в ходе расследования - и, совпадение или нет, но Вильгельм перевел мужа сестры в другой полк, подальше от столицы, что автоматически исключило пару из светской жизни в Берлине.
К тому времени дочка Шарлотты, названная Феодорой вопреки всяким традициям, выросла и была готова к супружеству. Известно, что Феодора была бесплодна, что крайне порадовало ее мать, которая утверждала, что ненавидит бабушек и не собирается становиться одной из них.
Между Феодорой и Шарлоттой отношения всегда были напряженными, ни о каком тепле и заботе с такой матерью и речи идти не могло.
В 1898 Феодора вышла замуж и получила полную независимость, что позволило ей перестать скрывать настоящее отношение к матери. Их отношения стали напряженными настолько, что разъяренная Шарлотта запретила дочери и ее мужу перестать порог родительского дома.
Когда Феодора решилась на опасную операцию, которая могла бы помочь ей забеременеть, Шарлотта распускала слухи, что дочь легла в больницу, чтобы вылечить венерическую болезнь.
Возраст берет свое, но Шарлотта не стала спокойнее и миролюбивее - у нее просто усилились боли и она стала принимать опиум. В таком состоянии она провела несколько лет как номинальный глава герцогства мужа, т.к. муж (видимо, воспользовался возможностью сбежать) ушел на фронт во время первой Мировой.
В 1919 году Шарлотта умерла от сердечного приступа.
Королева Румынии Мария подробно описала свою «кузину Шарли» в своих мемуарах:
Понадобились годы, чтобы полностью уничтожить мое восхищение ею, и даже после того, как я обнаружила, какой она фальшивый друг, ее мягкий, мурлыкающий голос мог, если я закрою глаза, время от времени пробуждать то прежнее чувство восторга, которое она вызывала во мне, когда я была ребенком.
__________________________________________________________________
История принцессы Шарлотты была столь нетипична для образа принцессы, что еще долгие годы бередила умы исследователей. В 1990-х годах команда под руководством историка Джона Реля эксгумировала тела Шарлотты и Феодоры для тестирования биологических образцов. У обеих принцесс исследователи обнаружили мутацию, связанную с порфирией - генетическим заболеванием, проявляющимся фотодерматозом, желудочно-кишечными расстройствами и нервно-психическими пограничными состояниями.