Найти в Дзене
KORGA ART

Не только бриллианты: художественные таланты женщин рода Романовых

Когда мы представляем себе женщин императорского дома Романовых, перед глазами встают образы из парадных портретов: пышные туалеты, ослепительные драгоценности, строгий этикет. Кажется, их жизнь была сплошной чередой балов и приемов. Но за этим фасадом скрывалось нечто большее — глубокий творческий мир. Многие великие княгини и императрицы находили в искусстве не просто развлечение, но отдушину, страсть и способ самовыражения. Золотым стандартом меценатства и тонкого вкуса, безусловно, была Екатерина II Великая. Она не столько творила сама, сколько была гениальным «арт-директором» империи. Именно ее страсть к коллекционированию заложила основу собрания мировых шедевров Эрмитажа. Она вела переписку с Вольтером и Дидро, советовалась с ними о покупках, а ее агенты скупали по всей Европе целые коллекции. Екатерина понимала искусство как инструмент укрепления престижа России на мировой арене. Также она писала пьесы, мемуары, сатирические произведения, и при этом скромно называла свои сочине

Когда мы представляем себе женщин императорского дома Романовых, перед глазами встают образы из парадных портретов: пышные туалеты, ослепительные драгоценности, строгий этикет. Кажется, их жизнь была сплошной чередой балов и приемов. Но за этим фасадом скрывалось нечто большее — глубокий творческий мир. Многие великие княгини и императрицы находили в искусстве не просто развлечение, но отдушину, страсть и способ самовыражения.

Художник Иоганн Баптист Лампи-старший. Портрет Екатерины II. 1780-е годы. Изображение взято здесь: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%95%D0%BA%D0%B0%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B8%D0%BD%D0%B0_II#/media/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Catherine_II_after_Roslin,_Rokotov_(1780s,_Kunsthistorisches_Museum).jpg
Художник Иоганн Баптист Лампи-старший. Портрет Екатерины II. 1780-е годы. Изображение взято здесь: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%95%D0%BA%D0%B0%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B8%D0%BD%D0%B0_II#/media/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Catherine_II_after_Roslin,_Rokotov_(1780s,_Kunsthistorisches_Museum).jpg

Золотым стандартом меценатства и тонкого вкуса, безусловно, была Екатерина II Великая. Она не столько творила сама, сколько была гениальным «арт-директором» империи. Именно ее страсть к коллекционированию заложила основу собрания мировых шедевров Эрмитажа. Она вела переписку с Вольтером и Дидро, советовалась с ними о покупках, а ее агенты скупали по всей Европе целые коллекции. Екатерина понимала искусство как инструмент укрепления престижа России на мировой арене. Также она писала пьесы, мемуары, сатирические произведения, и при этом скромно называла свои сочинения «безделицами».

Если Екатерина задавала тон, то ее невестка, супруга Павла I Мария Федоровна, стала образцом руки-творца. Ее главной страстью была скульптура. Она брала уроки у самого Этьена Фальконе, автора «Медного всадника». В ее послужном списке — множество изящных камеей и скульптур из слоновой кости и воска, которые высоко ценились современниками. Но главным ее памятником стал Павловский парк. Мария Федоровна лично участвовала в проектировании ландшафта, павильонов и скульптурного убранства, создав один из прекраснейших парков Европы. Для нее искусство было способом созидания и обустройства мира вокруг себя.

Камеи работы Марии Федоровны с изображением мужа и старших сыновей, 1790 и 1791 год. Изображение взято здесь: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B0%D1%80%D0%B8%D1%8F_%D0%A4%D1%91%D0%B4%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D0%B0_(%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B0_%D0%9F%D0%B0%D0%B2%D0%BB%D0%B0_I)#/media/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Maria_Fedorovna's_cameo_01_by_shakko.jpg
Камеи работы Марии Федоровны с изображением мужа и старших сыновей, 1790 и 1791 год. Изображение взято здесь: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B0%D1%80%D0%B8%D1%8F_%D0%A4%D1%91%D0%B4%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D0%B0_(%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B0_%D0%9F%D0%B0%D0%B2%D0%BB%D0%B0_I)#/media/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Maria_Fedorovna's_cameo_01_by_shakko.jpg

Внучка Марии Федоровны, великая княгиня Мария Николаевна (дочь Николая I), унаследовала талант не только к коллекционированию, но и к рисованию. Став президентом Императорской Академии художеств — что было беспрецедентно для женщины — она активно занималась меценатством. Но главное — она сама была талантливой художницей-любительницей. Ее учителем был знаменитый маринист Айвазовский, и Мария Николаевна писала вполне профессиональные пейзажи и портреты, находя в живописи отдых от придворной суеты.

Акварель Великой княжны Марии Николаевны. Ипатьевский монастырь. Эту акварель 14-летняя Великая княжна Мария нарисовала после того как побывала вместе с семьей в Костроме во время празднований по случаю Трехсотлетия Дома Романовых. Именно в Ипатьевском монастыре в 1613 году юный Михаил Романов узнал о своем избрании на царство, что положило начало 300-летней династии. По иронии судьбы история династии закончилась в одноименном Ипатьевском доме в Екатеринбурге в 1918 году, когда Мария Николаевна и вся ее семья были убиты большевиками. Изображение взято здесь: https://vk.com/wall-171427178_26456
Акварель Великой княжны Марии Николаевны. Ипатьевский монастырь. Эту акварель 14-летняя Великая княжна Мария нарисовала после того как побывала вместе с семьей в Костроме во время празднований по случаю Трехсотлетия Дома Романовых. Именно в Ипатьевском монастыре в 1613 году юный Михаил Романов узнал о своем избрании на царство, что положило начало 300-летней династии. По иронии судьбы история династии закончилась в одноименном Ипатьевском доме в Екатеринбурге в 1918 году, когда Мария Николаевна и вся ее семья были убиты большевиками. Изображение взято здесь: https://vk.com/wall-171427178_26456

Еще одной выдающейся художницей в семье была великая княгиня Ольга Александровна (сестра Николая II). Она получила прекрасное образование: ее учителем живописи был известный мастер Кирилл Лемох, а позднее — академик Владимир Маковский. В отличие от многих, для Ольги искусство не было дамским хобби. Она работала как настоящий профессионал: писала этюды на пленэре, оформляла меню для официальных обедов и даже продавала свои работы, а вырученные деньги шли на благотворительность. После революции, в эмиграции, именно живопись стала для нее главным источником средств к существованию и духовным спасением. Ее акварели, изображающие русские поля и деревенские церкви, полны ностальгии и тихой грусти.

Акварель Великой княгини Ольги Александровны. Изображение взято здесь: https://yandex.ru/images/search?from=tabbar&img_url=https%3A%2F%2Fi.pinimg.com%2Foriginals%2F6e%2F8e%2F96%2F6e8e96affbbdf3aabaf284a3313b5475.jpg&lr=967&p=6&pos=34&rpt=simage&text=%D0%B2%D0%B5%D0%BB%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D1%8F%20%D0%BA%D0%BD%D1%8F%D0%B3%D0%B8%D0%BD%D1%8F%20%D0%9E%D0%BB%D1%8C%D0%B3%D0%B0%20%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D0%B0%20%D1%82%D0%B2%D0%BE%D1%80%D1%87%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE
Акварель Великой княгини Ольги Александровны. Изображение взято здесь: https://yandex.ru/images/search?from=tabbar&img_url=https%3A%2F%2Fi.pinimg.com%2Foriginals%2F6e%2F8e%2F96%2F6e8e96affbbdf3aabaf284a3313b5475.jpg&lr=967&p=6&pos=34&rpt=simage&text=%D0%B2%D0%B5%D0%BB%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D1%8F%20%D0%BA%D0%BD%D1%8F%D0%B3%D0%B8%D0%BD%D1%8F%20%D0%9E%D0%BB%D1%8C%D0%B3%D0%B0%20%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D0%B0%20%D1%82%D0%B2%D0%BE%D1%80%D1%87%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE

Отдельно стоит сказать о прикладном искусстве. Императрица Александра Федоровна (супруга Николая II) вместе с дочерьми во время Первой мировой войны не просто занимались рукоделием, а организовали масштабный благотворительный проект. Они создавали иконы, вышитые бисером, и гобелены для продажи на ярмарках. Все средства шли на помощь раненым и семьям фронтовиков. В их увлечении был глубокий духовный смысл и искреннее желание помочь.

Творчество для женщин дома Романовых было разным: для одних — обязанностью и государственным делом, для других — спасением от одиночества и строгих рамок протоколов, для третьих — способом пережить величайшие трагедии XX века. Их наследие — это не только портреты в бриллиантах, но и тонко выписанные акварели, изящные скульптуры и спроектированные ими парки. Они напоминают нам, что за титулами и коронами всегда скрывается простая и вечная человеческая потребность — творить красоту.

А какое искусство вам ближе всего? Может быть, вы тоже находите утешение в творчестве, как когда-то русские княгини?