Когда мы представляем себе женщин императорского дома Романовых, перед глазами встают образы из парадных портретов: пышные туалеты, ослепительные драгоценности, строгий этикет. Кажется, их жизнь была сплошной чередой балов и приемов. Но за этим фасадом скрывалось нечто большее — глубокий творческий мир. Многие великие княгини и императрицы находили в искусстве не просто развлечение, но отдушину, страсть и способ самовыражения.
Золотым стандартом меценатства и тонкого вкуса, безусловно, была Екатерина II Великая. Она не столько творила сама, сколько была гениальным «арт-директором» империи. Именно ее страсть к коллекционированию заложила основу собрания мировых шедевров Эрмитажа. Она вела переписку с Вольтером и Дидро, советовалась с ними о покупках, а ее агенты скупали по всей Европе целые коллекции. Екатерина понимала искусство как инструмент укрепления престижа России на мировой арене. Также она писала пьесы, мемуары, сатирические произведения, и при этом скромно называла свои сочинения «безделицами».
Если Екатерина задавала тон, то ее невестка, супруга Павла I Мария Федоровна, стала образцом руки-творца. Ее главной страстью была скульптура. Она брала уроки у самого Этьена Фальконе, автора «Медного всадника». В ее послужном списке — множество изящных камеей и скульптур из слоновой кости и воска, которые высоко ценились современниками. Но главным ее памятником стал Павловский парк. Мария Федоровна лично участвовала в проектировании ландшафта, павильонов и скульптурного убранства, создав один из прекраснейших парков Европы. Для нее искусство было способом созидания и обустройства мира вокруг себя.
Внучка Марии Федоровны, великая княгиня Мария Николаевна (дочь Николая I), унаследовала талант не только к коллекционированию, но и к рисованию. Став президентом Императорской Академии художеств — что было беспрецедентно для женщины — она активно занималась меценатством. Но главное — она сама была талантливой художницей-любительницей. Ее учителем был знаменитый маринист Айвазовский, и Мария Николаевна писала вполне профессиональные пейзажи и портреты, находя в живописи отдых от придворной суеты.
Еще одной выдающейся художницей в семье была великая княгиня Ольга Александровна (сестра Николая II). Она получила прекрасное образование: ее учителем живописи был известный мастер Кирилл Лемох, а позднее — академик Владимир Маковский. В отличие от многих, для Ольги искусство не было дамским хобби. Она работала как настоящий профессионал: писала этюды на пленэре, оформляла меню для официальных обедов и даже продавала свои работы, а вырученные деньги шли на благотворительность. После революции, в эмиграции, именно живопись стала для нее главным источником средств к существованию и духовным спасением. Ее акварели, изображающие русские поля и деревенские церкви, полны ностальгии и тихой грусти.
Отдельно стоит сказать о прикладном искусстве. Императрица Александра Федоровна (супруга Николая II) вместе с дочерьми во время Первой мировой войны не просто занимались рукоделием, а организовали масштабный благотворительный проект. Они создавали иконы, вышитые бисером, и гобелены для продажи на ярмарках. Все средства шли на помощь раненым и семьям фронтовиков. В их увлечении был глубокий духовный смысл и искреннее желание помочь.
Творчество для женщин дома Романовых было разным: для одних — обязанностью и государственным делом, для других — спасением от одиночества и строгих рамок протоколов, для третьих — способом пережить величайшие трагедии XX века. Их наследие — это не только портреты в бриллиантах, но и тонко выписанные акварели, изящные скульптуры и спроектированные ими парки. Они напоминают нам, что за титулами и коронами всегда скрывается простая и вечная человеческая потребность — творить красоту.
А какое искусство вам ближе всего? Может быть, вы тоже находите утешение в творчестве, как когда-то русские княгини?