«Повесть о настоящем человеке»
Отличная и практически безупречная для своего времени экранизация одноименной повести Бориса Полевого, который очень удачно адаптировал своё произведение для создания качественного во всех отношениях сценария. В основе сюжета фильма и повести лежит подлинная история известного боевого лётчика, аса-истребителя, Героя Советского Союза – Алексея Петровича Маресьева.
В апреле 1942 года в результате аварийной посадки своего побитого самолёта лейтенант Маресьев получил тяжёлые травмы обеих ступней. Восемнадцать суток он пробирался через дремучие и заснеженные леса к линии фронта. Алексею Петровичу чудом удалось добраться до своих. В госпитале обе поврежденные ступни лётчика, обмороженные и пораженные гангреной, пришлось ампутировать, чтобы спасти жизнь отважному истребителю.
Несмотря на полученную инвалидность, дававшую лейтенанту Маресьеву полное и законное право быть полностью комиссованным по состоянию здоровья, боевой лётчик не только остался в рядах ВВС РККА, но и спустя год после тяжелейшей операции добился своего возвращения в действующую фронтовую лётную часть – 63-й Гвардейский истребительный авиационный полк. За всё время своего участия в Великой Отечественной войне Алексей Петрович совершил 86 боевых вылетов, сбив 10 самолётов врага: три до получения увечья и семь – после возвращения в строй.
Все эти выдающие факты биографии Алексея Маресьева, как и содержание фильма, представители старшего поколения и зрительская аудитория возрастной категории «45+» помнят ещё со школьной скамьи. Однако времена меняются, и сегодня далеко не все юные граждане нашей страны знают о подвиге Алексея Петровича и о существовании фильма «Повесть о настоящем человеке».
Сюжет кинокартины практически не отличается от содержания первоисточника за редким исключением. Отсутствует ряд несущественных деталей повести, также на экране нет некоторых незначительных второстепенных героев. Одним из главных достижений создателей картины является полноценное и реалистичное воссоздание особой атмосферы повествования.
В фильме на очень высоком техническом, режиссерском, кинооператорском и актёрском уровне показаны все главные моменты захватывающей истории: борьба человека, пострадавшего в авиационной катастрофе, за выживание в суровых природных условиях, отчаяние и затяжное подавленное душевное состояние, вызванное ощущением собственной физической неполноценности и ненужности, которые сменяются сначала робкой надеждой на возможную реабилитацию и твёрдой уверенностью, что возвращение в строй боевых лётчиков вполне возможно для авиатора и без ступней.
Фильм «Повесть о настоящем человеке» вышел на экраны 77 лет назад. К сожалению, качество плёнки оставляет желать лучшего и нуждается в цифровой реставрации. Однако, несмотря на эти технические недостатки, картина благодаря своему динамичному сюжету, добротной актёрской игре, раскрывающей многогранную силу настоящего русского характера, силы воли и способности к преодолению любых трудностей и преград, смотрится с интересом, повышенным и неотрывным вниманием.
«Нормандия – Неман»
Один из лучших совместных советско-французских художественных фильмов о подлинных событиях Великой Отечественной войны. В основу сюжета легли отдельные факты боевого пути французского авиационного истребительного полка «Нормандия – Неман» (первоначально истребительная эскадрилья «Нормандия»), сражавшегося против немецких войск на советско-германском фронте в составе 1-й воздушной армии.
Часть французских лётчиков, воевавших в составе 1-го ИАП «Нормандия – Неман» после просмотра фильма сочли его излишне документальным, другие, напротив, высказывали мнение о том, что общее впечатление изрядно снижает излишнее количество лирических сцен, задушевно-воспитательных бесед и слишком длинных монологов, не имевших места в реальной боевой обстановке.
Сценарий к фильму практически начисто дважды переписывался по требованию ветеранов лётного состава полка «Нормандия – Неман». Несколько лет заняло двухстороннее согласование всех особенностей съёмочного процесса, распределение должностей съёмочной группы и дирекции картины. Создатели фильма очень опасались, что на итоговое качество фильма окажут негативное влияние часто меняющаяся внешнеполитическая обстановка, а также вмешательство цензуры и идеологии, как с советской, так и с французской стороны.
К счастью для всех участников и создателей кинокартины, фильм получился очень достойным, реалистичным, запоминающимся своим динамичным сюжетом, разноплановыми героями – главными и второстепенными, добротной актёрской игрой, качественными для своего времени сценами воздушных боёв и полётов.
Военную драму «Нормандия – Неман» редко показывают по телевидению, поэтому, если кто-то ещё не видел этот фильм, обязательно посмотрите. Несмотря на свой солидный возраст (в этом году картина отметила свой 65-летний юбилей), представленная кинолента смотрится с интересом и напряжением, а актуальность её в свете последних международных событий не только не утратила своей прежней силы, но и многократно возросла.
«Балтийское небо»
Экранизация одноименного романа Николая Корнеевича Чуковского. В основу сюжета литературного первоисточника и кинокартины легла история боевого пути одной из эскадрилий 3-го гвардейского истребительного авиационного полка ВВС Краснознамённого Балтийского Флота, а также судьбы лётчиков, защищавших воздушное пространство над Ленинградом в самый трудный и тяжёлый период блокады – с сентября 1941 по январь 1943 года.
Во многом благодаря балтийским лётчикам-истребителям, которые ежедневно мужественно, самозабвенно и с постоянным риском для жизни защищали небо Ленинграда от налётов вражеской бомбардировочной авиации, город на Неве не был превращён в груду развалин, как о том мечтал Гитлер.
Несмотря на то, что фильм повествует о фронтовых буднях истребительной эскадрильи, тема блокады, незримо, но постоянно довлеющая над главными и второстепенными героями фильма, бесспорно, является важной составляющей картины. Наиболее беспощадные и суровые блокадные реалии – голод, лютые морозы, неимоверные трудности, связанные с круглосуточной работой «Дроги жизни», ежедневные страдания мирного населения и сотни людских смертей, вражеские бомбёжки и авиационные налёты, показаны для своего времени достоверно и многогранно.
Создателям фильма удалось воссоздать на экране достоверные, разноплановые и реалистичные образы советских балтийских летчиков, сражавшихся в составе эскадрильи капитана Рассохина, роль которого замечательно исполнил Михаил Александрович Ульянов.
А вот самому автору романа – Николаю Чуковскому, выступившему в роли сценариста, по неизвестной причине фильм совершенно не понравился. Кинокартина «Балтийское небо» получила множество одобрительных отзывов от лётчиков-фронтовиков, защитников Ленинграда и жителей, выживших в условиях блокады. Тем не менее, Николай Корнеевич остался крайне недоволен экранизацией своего романа. Первоначально он добивался официального запрета на показ «Балтийского неба» – фильма ставшего одним из лидеров советского кинопроката в 1961 году.
Следует отметить, что во многом благодаря активной помощи авиамоделистов и добровольных помощников из числа блокадников и защитников Ленинграда, авиационная и наземная аэродромная техника, боевые корабли и вообще осажденный Ленинград выглядят на экране для своего времени очень достоверно и качественно.
«Чистое небо»
Один из первых советских фильмов глубоко и серьёзно затронувший тему актуальную, важную и насущную, но вместе с тем крайне сложную для суждений со стороны и для вынесения окончательного вердикта о том, запятнал или нет свою честь, совесть, гражданское самосознание, личное и общественное понятие о патриотизме советский человек, побывавший в немецком плену, но не совершивший при этом предательства, а также не изменивший присяге и своей Родине.
История боевого лётчика-истребителя Алексея Астахова, отличившегося в боях под Москвой, сбитого в неравном бою и попавшего в плен, будучи тяжелораненым, не оставила равнодушными сердца советских людей. В первый год проката фильм «Чистое небо» в кинотеатрах посмотрели 41,3 млн. человек (фактически каждый пятый житель нашей страны).
Проблемы адаптации, а по сути многогранной реабилитации (прежде всего социальной, гражданской, бюрократической и личностной) и начала жизни с чистого листа советских военнослужащих, побывавших в нацистском плену, коснулись в той или иной степени многих семей.
По этой причине судьба Алексея Астахова, сумевшего в конечном итоге не только полностью реабилитировать своё честное имя, восстановить своё воинское звание, получить заслуженную высокую правительственную награду, вернуться в профессию и продолжить новыми делами, свершениями и поступками приносить пользу своей стране, оказалась столь близкой для многих зрителей.
Отлично проработанный сценарий, очень проникновенная и эмоциональная игра большинства актёров, добротная режиссерская и операторская работа, интересные и разноплановые герои – главные и второстепенные, динамичный сюжет, трогательное повествование о поисках простого человеческого счастья вопреки ежеминутным смертельным угрозам войны и суровым реалиям тяжелой послевоенной жизни.
«Хроника пикирующего бомбардировщика»
Экранизация одноименной повести Владимира Кунина. Один из лучших советских фильмов, повествующий о фронтовых буднях экипажа пикирующего бомбардировщика Пе-2. Всего три дня войны, уместившиеся в 74 минуты хронометражного времени фильма, но как много успели показать и поведать зрителю создатели картины.
Название картины подразумевает, что основу сюжета составят истории о выполнении различных боевых заданий лётчиками бомбардировочной эскадрильи. Однако фильм, как раз именно о людях – трёх лётчиках, составлявших экипаж отдельно взятой «Пешки» (так неофициально именовали советские авиаторы пикирующий бомбардировщик «Петляков-2»).
Зрителю предстаёт военная драма без грохота орудий, масштабного показа воздушных сражений, без привлечения пиротехников и специалистов по визуальным спецэффектам, без лишних массовок и длительных показов рутиной повседневной деятельности лётной и наземной служб военного аэродрома.
Показывая незамысловатый прифронтовой быт бомбардировочной эскадрильи, а также взаимоотношения, сложившиеся внутри экипажа, между командованием полка и личным составом, между лётчиками и специалистами наземных служб, между боевыми соратниками, случайными людьми и боевыми друзьями, создатели фильма добились главного.
Они посредством происходящих на экране событий, слов и поступков героев передали зрительской аудитории ощущение постоянного внутреннего напряжения лётчиков (даже если они находились на земле в редкие часы и минуты затишья или вынужденного простоя из-за нелётной погоды), а также их общую и индивидуальную готовность к выполнению задания любого уровня сложности и самопожертвованию.
Безусловно, наиболее запоминающимися эпизодами фильма стали две сцены полные драматизма и эмоционального надрыва. Первая, в которой показана смерть младшего лейтенанта Дмитрия Червоненко – 19-летенего командира экипажа, орденоносца, так и не узнавшего, что в день собственной гибели советские войска освободили его родной город Пинск. Вторая сцена – это финал картины, когда командир «Пешки-5» и штурман направляют свой бомбардировщик на немецкие самолёты, стоящие на вражеском аэродроме, предпочитая гибель плену.
Одним из самых впечатляющих по степени своей сермяжной военной правды, а также глубины философских изысканий о сущности человеческой натуры и рассуждений о морали и менталитете представителей «высшей арийской расы», сражавшихся по ту сторону линии фронта против простых советских людей, стал диалог между командиром экипажа – старшим лейтенантом Сергеем Архипцевым (его роль замечательно исполнил Геннадий Сайфулин) и стрелком-радистом Евгением Соболевским (одна из лучших ранних ролей Олега Даля).
Архипцев: …фашист, как и каждый нормальный человек, рождается с нормальными человеческими чувствами.
Соболевский: А куда же они у них подевались? И где же те остальные, которые Моцарта любят, Гейне читают? Дюрером любуются?..
Архипцев: Женя, у них сейчас не Дюрер, у них сейчас фюрер. Не человек – божество. А в кармане у этого божества сопливый носовой платок. А вообще мне плевать, что он там чувствовал этот Вебер, или не чувствовал. Я хочу, чтобы он знал одно, что убит командир «Пешки-четвертой», но жив командир «Пешки-пятой». И спать он ему спокойно по ночам не даст!..
Вторую – заключительную часть данной публикации можно прочесть, перейдя по этой ссылке
Все присутствующие в статье упоминания и изображения символики Вермахта, частей СС, NSDAP, а также прочих военных, идеологических и политических структур нацисткой Германии, а равно цитирование высказываний военно-политических руководителей, самых разных представителей и современников Третьего рейха используются в данной публикации исключительно в историческом контексте и ознакомительных целях, а потому не являются и не могут служить какими-либо аспектами и элементами какой бы то ни было политической пропаганды, идеологии или агитации.
Все изображения, использованные в данной публикации, взяты из открытых источников Яндекс картинки https://yandex.ru/images/ и принадлежат их авторам. Все ссылки, выделенные синим курсивом, кликабельны.
Всем, кто полностью прочитал публикацию, большое спасибо! Отдельная благодарность всем, кто оценил материал, изложенный автором! Если Вы хотите высказать свою точку зрения, дополнить или опровергнуть представленную информацию, воспользуйтесь комментариями. Автор также выражает искреннюю признательность всем, кто своими дополнениями, комментариями, информативными сообщениями, конструктивными уточнениями, замечаниями и поправками способствует улучшению качества и исторической достоверности публикаций.
Если Вам понравилась публикация, и Вы интересуетесь данной тематикой, а также увлекаетесь всем, что связано с военной историей, то подписывайтесь на мой канал! Всем удачи, здоровья и отличного настроения!
ДЛЯ ПРОСМОТРА ПЕРЕЧНЯ ВСЕХ ПУБЛИКАЦИЙ КАНАЛА И БЫСТРОГО ПОИСКА ИНТЕРЕСУЮЩЕЙ ВАС ИНФОРМАЦИИ УДОБНЕЕ ВСЕГО ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ ПУТЕВОДИТЕЛЕМ-НАВИГАТОРОМ (ПРОСТО НАЖМИТЕ НА ЭТУ ССЫЛКУ)