Найти в Дзене
Generalissimus

Хорошие и лучшие советские художественные фильмы про лётчиков Великой Отечественной войны. Часть 2-я

Предыдущую часть данной публикации можно прочесть, перейдя по этой ссылке Первый советский художественный фильм, посвященный подвигам и фронтовым будням советских лётчиков, служивших в годы Великой Отечественной войны в авиационных частях Северного флота. В основу сюжета легла история о том, как на одном из каменисты островков Баренцева моря, были собраны лучшие лётные экипажи из разных авиационных соединений для выполнения важного и крайне сложного задания. Летчикам предстояло защищать арктические пути, по которым пролегали маршруты караванов союзников. Главными противниками советских пилотов в этом противостоянии становились не заполярные асы люфтваффе, а немецкие подводные лодки. Ситуация осложнялась тем, что вражеские субмарины действовали на слишком объёмном и протяженном оперативном просторе, используя плавучую базу подводных лодок – специальное судно обеспечения, предназначенное для обслуживания подлодок и для пополнения их запасов на значительном удалении от стационарных мест
Оглавление

Предыдущую часть данной публикации можно прочесть, перейдя по этой ссылке

«Места тут тихие»

Первый советский художественный фильм, посвященный подвигам и фронтовым будням советских лётчиков, служивших в годы Великой Отечественной войны в авиационных частях Северного флота. В основу сюжета легла история о том, как на одном из каменисты островков Баренцева моря, были собраны лучшие лётные экипажи из разных авиационных соединений для выполнения важного и крайне сложного задания.

Летчикам предстояло защищать арктические пути, по которым пролегали маршруты караванов союзников. Главными противниками советских пилотов в этом противостоянии становились не заполярные асы люфтваффе, а немецкие подводные лодки.

Ситуация осложнялась тем, что вражеские субмарины действовали на слишком объёмном и протяженном оперативном просторе, используя плавучую базу подводных лодок – специальное судно обеспечения, предназначенное для обслуживания подлодок и для пополнения их запасов на значительном удалении от стационарных мест базирования.

Примечательно, что первоначально сценарий и фильм, который начали снимать по нему, назывался «Штрафники». В основу сюжета будущей кинокартины легли подлинные факты биографии штурмана 122-й отдельной транспортной авиационной эскадрильи ВВС Тихоокеанского флота старшего лейтенанта Александра Ильича Скнарёва.

28 марта 1942 года он был несправедливо осуждён Военным трибуналом ВВС Тихоокеанского флота по обвинению в хищении военного имущества и приговорён к расстрелу. Постановлением Верховного Суда СССР от 21 мая 1942 года высшую меру наказания заменили на 10 лет лишения свободы с отправкой на фронт.

С августа 1942 по март 1943 года Скнарёв принимал участие в боевых действиях в составе авиационных частей Северного флота в должности воздушного стрелка-бомбардира летающей лодки «МБР-2». В начале марта 1943 года Александр Ильич был полностью реабилитирован и восстановлен в прежнем звании.

Он продолжил службу в должности штурмана 1-й эскадрильи 29-го бомбардировочно-пикировочного авиационного полка ВВС Северного флота. За боевые заслуги был награждён орденом Красного Знамени. К середине октября 1944 года штурман 9-го гвардейского минно-торпедного авиационного полка 5-й минно-торпедной авиационной дивизии Военно-воздушных сил Северного флота гвардии майор Александр Скнарёв совершил 133 боевых вылета (из них 33 в ночное время), провёл 18 торпедных атак, в составе экипажа принял участие в потоплении трёх вражеских транспортов и шхуны.

Действуя в составе группы торпедоносцев – Александр Ильич принял участие в потоплении 8 транспортов, боевых и вспомогательных кораблей противника, а также в повреждении ещё двух вражеских транспортов. Кроме того, Скнарёв лично сбил два немецких истребителя огнём бортового пулемёта. За последний год службы был награждён орденами Красного Замени (вторым по счёту)и Отечественной войны 1-й степени, а также медалью «За боевые заслуги».

16 октября 1944 года гвардии майор Скнарёв погиб вместе с экипажем, потопив немецкое транспортное судно водоизмещением около 8000 тонн. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 ноября 1944 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство, гвардии майору Скнарёву Александру Ильичу посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

Как видно из представленной короткой биографической сводки и послужного списка Скнарёва Александра Ильича фильм мог получиться в высшей степени захватывающим и замечательным, но цензоры из Госкино СССР не сочли возможным экранизацию одновременно трагической и героической судьбы Героя Советского Союза.

Таким образом, фильм «Штрафники» получил новое название – «Места тут тихие», а вместо штрафника Скнарёва в картине появился «разжалованный» Братнов. Имя и отчество ему сохранили – Александр Ильич, но служить после вынесения приговора трибунала его направили не в штрафную роту, а в «стройбат». Роль разжалованного Братного, ставшего по воле цензоров не главным, а второстепенным героем фильма, превосходно исполнил Михаил Андреевич Глузский.

Несмотря на все перипетии и коллизии, фильм «Места тут тихие» получился очень добротным, содержательным, интересным, динамичным и, однозначно, заслуживающим специального вдумчивого и многократного просмотра. Остаётся только сожалеть, что данную кинокартину крайне редко демонстрируют по телевидению.

Кадры из фильма «Места тут тихие» (1967 год; производство – СССР. Режиссёр – Георгий Борисович Щукин. Авторы сценария – Григорий Цезаревич Свирский и Георгий Борисович Щукин)
Кадры из фильма «Места тут тихие» (1967 год; производство – СССР. Режиссёр – Георгий Борисович Щукин. Авторы сценария – Григорий Цезаревич Свирский и Георгий Борисович Щукин)
-3
-4
-5
-6
-7
-8
-9
-10

«В бой идут одни "старики"»

Этот замечательный фильм, раз и навсегда вошедший в золотой фонд советского военного художественного кино, не нуждается ни в специальном представлении, ни в пересказе его сюжета. Большинство сознательных граждан нашей страны видели (и не один раз) эту выдающуюся киноленту и с большим удовольствием пересматривают её вновь и вновь. Фильм «В бой идут одни "старики"» по праву считается одной из самых лучших, запоминающихся и проникновенных кинокартин, посвященной не только советским боевым лётчикам, но и теме Великой Отечественной войны в целом.

«В бой идут одни "старики"» является для современных российских кинематографистов наглядным примером того как нужно снимать великолепные и захватывающие фильмы о Великой Войне даже в ограниченных рамках весьма скромного бюджета.

Леонид Быков, выступивший одновременно и режиссёром, и одним из авторов сценария, и исполнителем главной роли, на протяжении многих месяцев детально прорабатывал сценарий, старательно выписывая каждого персонажа, даже лишь однажды появляющегося в коротких и эпизодических сценах.

Леонид Фёдорович лично много и долго общался с лётчиками-фронтовиками, большинство из которых являлись признанными асами, кавалерами множества орденов и медалей (в том числе «Золотая Звезда»). Долго и обстоятельно Быков сотрудничал с военными консультантами – заслуженными боевыми генералами ВВС.

Лучшей наградой для режиссёра стали слова маршала авиации трижды Героя Советского Союза Александра Ивановича Покрышкина, произнесённые им со слезами на глазах после премьеры фильма: «Именно всё так и было...». О высочайшем качестве фильма и всенародной любви к нему говорит и то факт, что в широкий прокат кинокартина вышла во многом благодаря многочисленным ходатайствам, петициям и настойчивым просьбам сотен фронтовиков и лётчиков-ветеранов.

В их числе были тогдашний Главнокомандующий ВВС Главный маршал авиации дважды Герой Советского Союза Павел Степанович Кутахов и дважды Герой Советского Союза генерал-лейтенант авиации Виталий Иванович Попков, ставший одни из прототипов собирательного образа капитана (позже – майора) Алексея Титоренко.

Конечно же, нужно отметить блестящую актёрскую игру, как дебютантов (Рустам Сагдуллаев, Евгения Симонова, Владимир Талашко, Сергей Подгорный), так уже и известных исполнителей ролей – Леонида Быкова, Алексея Смирнова, Сергея Иванова. Образы командира 2-й «поющей эскадрильи» Алексея Титоренко и механика Макарыча стали одними из лучших в творческой карьере Леонида Быкова и Алексея Смирнова.

Кадры из фильма «В бой идут одни „старики“» (1973 год; производство – СССР. Режиссёр – Леонид Фёдорович Быков. Авторы сценария – Евгений Фёдорович Оноприенко, Александр Степанович Сацкий и Леонид Фёдорович Быков)
Кадры из фильма «В бой идут одни „старики“» (1973 год; производство – СССР. Режиссёр – Леонид Фёдорович Быков. Авторы сценария – Евгений Фёдорович Оноприенко, Александр Степанович Сацкий и Леонид Фёдорович Быков)
-12
-13
-14
-15
-16
-17
-18

«Старшина»

В основе сюжета этого фильма лежит история фронтовика-танкиста, который после тяжёлого ранения помимо своей воли и желания был направлен в летно-авиационную школу, где по ускоренной программе готовили будущих летчиков-истребителей. Война близится к концу, и Кацубе, назначенному на должность старшины одной из учебных эскадрилий, предстоит встретить долгожданную Великую Победу в далёком тыловом городке, занимаясь не привычным делом, в котором он разбирался досконально – обучением танкистов, а привитием основ военной службы курсантам-лётчикам, будущим офицерам.

Старшине Кацубе было не просто освоиться в новой и непривычной для него должности и обстановке. Да и сами курсанты первоначально воспринимают старшину своей эскадрильи как бездушного, грубого солдафона, ярого поборника устава, который напрасно ежедневно изнуряет без пяти минут лётчиков-истребителей никому ненужными приёмами строевой подготовки.

Несмотря на то, что в фильме боевая лётная тема не является главной, а главные герои – всего лишь курсанты, которым так и не доведётся принять участие в воздушных боях последних недель ВОВ, картина оставляет глубокое впечатление после просмотра, заставляя сопереживать и будущим офицерам, и тем, кто уже побывал на передовой.

Необходимо отметить превосходное исполнительское мастерство Владимира Гостюхина, блестяще сыгравшего старшину Кацубу. Сам Владимир Васильевич назвал фильм «Старшина» одной из своих любимых военных кинокартин. О своём персонаже известный актёр высказался следующим образом: «Наверное, по человеческому характеру этот герой мне ближе всего и больше всего он выражает мою человеческую суть. Старшина Кацуба – суровый фронтовик, на первый взгляд, но внутренне он пронзительно человечный…»

Доказательством слов Владимира Гостюхина служат по-настоящему мужские и человеческие поступки его героя по ходу фильма, а также одна из финальных сцен. Услышав о том, что война завершена, старшина Кацуба – этот стальной воин, неоднократно раненый и несколько раз горевший в танке, прошедший десятки боёв и танковых атак, плачет, почти как ребенок. И не до конца понятно – это слёзы радости, секундная слабость несгибаемого и непобедимого русского воина или стон израненной души, опаленной и перемолотой жерновами беспощадной войны.

Как верно заметил один из современных российских рецензентов, в фильме «Старшина» не показаны привычные для зрителя сцены боевых действий. На экране нет ужасов войны, но зато есть люди и настоящие характеры. В этой кинокартине есть главная суть, которую руками не потрогать, есть настоящая правда, от которой к горлу подступает комок и щемящее чувство гордости за свою страну и её настоящих героев.

Кадры из фильма «Старшина» (1979 год; производство – СССР. Режиссёр – Николай Николаевич Кошелев. Автор сценария – Владимир Владимирович Кунин)
Кадры из фильма «Старшина» (1979 год; производство – СССР. Режиссёр – Николай Николаевич Кошелев. Автор сценария – Владимир Владимирович Кунин)
-20
-21
-22
-23
-24
-25

«В небе "ночные ведьмы"»

Советские художественные фильмы, снятые фронтовиками, в большинстве своём получались максимально достоверными и приближенными к суровым реалиям Великой Отечественной войны. В данном конкретном случае о режиссёре представленной картины следует сказать отдельно.

Режиссером военной драмы «В небе "ночные ведьмы"» выступила Евгения Андреевна Жигуленко, которая с 1943 года в звании гвардии лейтенанта служила в должности командира звена 46-го гвардейского ночного бомбардировочного авиационного полка, действовавшего в составе 2-го Белорусского фронта.

23 февраля 1945 года Указом Президиума Верховного Совета СССР гвардии лейтенанту Жигуленко Евгении Андреевне «за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство» было присвоено звание Героя Советского Союза с одновременным вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

Кроме этих высочайших наград Евгении Жигуленко за её впечатляющие боевые заслуги (одних только ночных боевых вылетов она совершила 773) и достижения в послевоенной службе были вручены два ордена Красной Звезды, два ордена Красного Знамени и два ордена Отечественной войны 1-й степени.

Для того чтобы рассказать о подвигах советских лётчиц и боевом пути знаменитого 46-го гвардейского ночного бомбардировочного авиационного Таманского Краснознамённого и ордена Суворова полка, Евгения Жигуленко специально прошла на общих основаниях полный курс обучения во Всероссийском государственном институте кинематографии имени С. А. Герасимова, окончив его в возрасте 56 лет!

Фильм рассказывает о фронтовых буднях бомбардировочного полка, укомплектованного исключительно женскими экипажами, летавшими на боевые задания на переоборудованных под лёгкие бомбардировщики бипланах У-2 (По-2). Сюжет охватывает последний период войны – с момента освобождения Крыма до боёв в воздушном пространстве Германии.

Несмотря на скромный бюджет и почти полное отсутствие опыта создания полнометражных художественных картин, фильм получился вполне достойный и заслуживающий внимания. Очень удачным, ёмким и содержательным оказалось и название. Как известно, «ночными ведьмами» фашисты прозвали советских лётчиц, совершавших бомбардировки с малых высот в ночное время.

Даже самые заслуженные боевые лётчики-мужчины откровенно признавались, что выполнение боевых заданий на У-2 даже от бывалых и закалённых асов требовали неимоверного мужества и самопожертвования. Милые и прекрасные лётчицы гордились тем, что враг не презрительно, но с опаской и проклятием называет их «ночными ведьмами», считая это не обидным прозвищем, а признанием высоких боевых заслуг советских женских лётных экипажей.

Несмотря на отдельные недостатки, фильм «В небе "ночные ведьмы"», снятый почти 45 лет назад, превосходит все современные российские художественные картины и сериалы о советских военных лётчицах по всем параметрам, кроме компьютерных спецэффектов, которых в 1981 году не было и в помине.

Кадры из фильма «В небе „ночные ведьмы“» (1981 год; производство – СССР. Режиссёр – Евгения Андреевна Жигуленко. Автор сценария – Владимир Иванович Валуцкий и Евгения Андреевна Жигуленко)
Кадры из фильма «В небе „ночные ведьмы“» (1981 год; производство – СССР. Режиссёр – Евгения Андреевна Жигуленко. Автор сценария – Владимир Иванович Валуцкий и Евгения Андреевна Жигуленко)
-27
-28
-29
-30
-31
-32
-33

«Торпедоносцы»

Представленный фильм снят по мотивам неоконченной повести Юрия Павловича Германа «Здравствуйте, Мария Николаевна», посвященной лётчикам-торпедоносцам Краснознамённого Северного флота, чьей основной задачей было уничтожение надводных и подводных боевых кораблей, а также транспортных судов противника, действовавших на акватории Баренцева моря.

Своей откровенной и максимально реалистичной правдой, лишенной ретуши и слишком частого неуместного ореола романтики войны, кинолента «Торпедоносцы» разительно отличались от многих художественных военных фильмов «эпохи застоя».

Те, кто никогда прежде не сталкивался с фронтовой спецификой войны на море и с суровыми климатическими особенностями Заполярья, впервые получили возможность наглядно убедиться в том, что каждый боевой вылет для экипажей торпедоносцев был сопряжён с максимально смертельным риском, десятками ежеминутных опасностей и внештатных ситуаций.

Фильм «Торпедоносцы» тот редкий случай, когда сюжет удачно совмещает самые различные, но вместе с тем взаимодополняющие аспекты – военную драму, боевые будни авиации, человеческие отношения непосредственно в условиях боя и в перерывах между ними, взаимодействие и противодействие двух стихий – арктического воздушного пространства и холодных безбрежных вод Северного Ледовитого океана.

Подавляющее большинство ветеранов-фронтовиков, воевавших в составе Краснознамённого Северного флота или участвовавших в обороне Заполярья, однозначно признавали фильм «Торпедоносцы» самым правдивой и реалистичной кинокартиной, столь достоверно и драматично повествующей о фронтовых буднях, боевых операциях и подвигах советской авиации в годы Великой Отечественной войны.

Кадры из фильма «Торпедоносцы» (1983 год; производство – СССР. Режиссёр – Семён Давидович Аранович. Авторы сценария – Алексей Юрьевич Герман-старший и Светлана Игоревна Кармалита)
Кадры из фильма «Торпедоносцы» (1983 год; производство – СССР. Режиссёр – Семён Давидович Аранович. Авторы сценария – Алексей Юрьевич Герман-старший и Светлана Игоревна Кармалита)
-35
-36
-37
-38
-39
-40
-41
-42
-43

Все присутствующие в статье упоминания и изображения символики Вермахта, частей СС, NSDAP, а также прочих военных, идеологических и политических структур нацисткой Германии, а равно цитирование высказываний военно-политических руководителей, самых разных представителей и современников Третьего рейха используются в данной публикации исключительно в историческом контексте и ознакомительных целях, а потому не являются и не могут служить какими-либо аспектами и элементами какой бы то ни было политической пропаганды, идеологии или агитации.

Все изображения, использованные в данной публикации, взяты из открытых источников Яндекс картинки https://yandex.ru/images/ и принадлежат их авторам. Все ссылки, выделенные синим курсивом, кликабельны.

Всем, кто полностью прочитал публикацию, большое спасибо! Отдельная благодарность всем, кто оценил материал, изложенный автором! Если Вы хотите высказать свою точку зрения, дополнить или опровергнуть представленную информацию, воспользуйтесь комментариями. Автор также выражает искреннюю признательность всем, кто своими дополнениями, комментариями, информативными сообщениями, конструктивными уточнениями, замечаниями и поправками способствует улучшению качества и исторической достоверности публикаций.

Если Вам понравилась публикация, и Вы интересуетесь данной тематикой, а также увлекаетесь всем, что связано с военной историей, то подписывайтесь на мой канал! Всем удачи, здоровья и отличного настроения!

ДЛЯ ПРОСМОТРА ПЕРЕЧНЯ ВСЕХ ПУБЛИКАЦИЙ КАНАЛА И БЫСТРОГО ПОИСКА ИНТЕРЕСУЮЩЕЙ ВАС ИНФОРМАЦИИ УДОБНЕЕ ВСЕГО ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ ПУТЕВОДИТЕЛЕМ-НАВИГАТОРОМ (ПРОСТО НАЖМИТЕ НА ЭТУ ССЫЛКУ)