Тридцатилетний житель Магнитогорска (Челябинская область) Александр Шишигин совершил поступок, поразивший огромное число людей, - он отдал свою почку любимой маме.
Руководитель Челябинского областного центра трансплантологии, главный трансплантолог региона Александр Полторак называет эту историю незаурядной.
«Ребенок совершил очень хороший, благородный, заслуживающий уважения поступок – помог своей маме, которая получала гемодиализ десять лет. Мы гордимся тем, что у нас был такой пациент», - отметил Александр Полторак.
19 сентября Александра и его маму Ольгу выписали из Челябинской областной клинической больницы, на 12-й день после операции, проводили которую южноуральские специалисты и их высокопрофессиональные коллеги из головного центра российской трансплантологии – института имени Валерия Шумакова, которым руководит академик Сергей Готье.
Мама и сын, реципиент и донор, чувствуют себя хорошо. Оба рады, что все позади. Александр счастлив, потому что спас маму. Мама – оттого, что качество ее жизни изменится (уже изменилось – так, после операции ей не провели ни одного гемодиализа).
Всех интересует вопрос: как молодой человек, у которого вся жизнь впереди, решился на такой серьезный (по мнению некоторых – пугающий) шаг – отдать свою почку.
Все просто – парнем двигали любовь и сострадание.
«Когда матушка согласилась на пересадку, я, конечно, был рад, потому что имел возможность продлить жизнь близкому человеку. Когда матушка заболела, мне самому стало плохо… Смотреть на то, как человек угасает… Возможно, вот эта жалость, что-то родственное… - Александр подбирает слова, чтобы лучше объяснить, что побудило его стать донором. - Изнутри меня эти эмоции поддавливали, хотелось спасти маму. Очень хотелось спасти. Сразу, как только она заболела, у меня не было никакой противоположной мысли – я сразу предложил это, сказал: «Я могу пожертвовать свою почку». Но тогда она, конечно, отказалась».
Его лицо, как и лицо спасенной им женщины, что 30 лет назад подарила ему жизнь (как оказалось, не просто любимому сыну, а своему будущему спасителю), скрывает маска – после столь сложной операции надо беречься. Но не зря говорят, что глаза – зеркало души: достаточно заглянуть в глаза Александра, чтобы увидеть его доброту, его любовь к матери, его решимость, уверенность в правильности принятого решения.
«Для меня мой сын, я его очень люблю, - вообще герой», - говорит Сашина мама Ольга Воронкевич.
Десять с половиной лет в ее жизни был гемодиализ: по три четырехчасовые процедуры в неделю, строгие ограничения в еде и воде.
К тому, что почки стали нерабочими, молодую женщину (сейчас Ольге 48 лет) привело перенесенное заболевание.
«Потом появилась непереносимость гемодиализа. Аллергическая реакция пошла, сильный зуд появлялся, задыхалась – тяжело было. Сын предложил почку. Он это уже делал десять лет назад. Я тогда отказалась. Была против, не хотела этого до последнего. А тут выхода у меня не стало, пришлось согласиться, хотя сделать это было, конечно, сложно – за сына больше переживала», - рассказывает жительница Магнитогорска.
Александру пришлось постараться, чтобы уговорить маму на операцию. Он предлагал, она отказывалась, и так снова и снова. Аргументов в пользу трансплантации, отмечает магнитогорец, с его стороны было очень много.
«Самый первый – доводы из Интернета о том, что доноры живут после пересадки обычной жизнью, серьезных ограничений нет, все у них хорошо, здоровы, что у нас в Челябинской области делают такие операции и серьезных проблем не случается. Узнавали через знакомых, обсуждали, спрашивали, советовались. Постепенно вся необходимая информация накопилась, мы поняли, что ее достаточно», - отмечает донор.
Александр заверяет, что самочувствие у него хорошее, несмотря на то что прошло совсем немного времени.
«Слабость есть легкая, не могу поднимать тяжести, силы меня как будто чуть-чуть покинули, на время. Если я даже хочу, организм не позволяет. Ну и легкая усталость - организму все равно требуется восстановление», - говорит Александр.
На время, пока полностью не придет в себя, парень должен забыть о физических нагрузках, спорте, физической активности – турниках, пробежках, катании на роликах (коньки он тоже любит – к зиме, наверное, уже сможет на них встать без каких-либо последствий для здоровья).
Временные ограничения для молодого человека, решившегося расстаться с жизненно важным органом ради спасения своей мамы, наверняка мелочи жизни.
«Мама – самый близкий человек. У нас хорошие взаимоотношения, она меня всегда поддерживает, какая бы сложная ситуация ни была, всегда поможет, найдет выход», - отмечает Александр.
Мама для него – путеводная звезда. Он для нее – любимый сын, «хороший мальчик, который всегда помогает маме», а теперь еще и спаситель, герой. Героем он является и для врачей Челябинской областной клинической больницы, и для множества людей, которые поддерживали Сашу, узнав о его решении, – писали, звонили, ходили в храм и ставили свечи, молясь о его здоровье.
«Все, конечно, находились в шоке, когда узнавали о моем решении, но не было людей, которые бы меня отговаривали, хотя в основном, конечно, люди не могли понять, как я вообще решился на этот шаг. При этом соглашались, что спасение жизни - хороший поступок», - говорит Александр.
К слову, свое тридцатилетие магнитогорский герой отметил в больнице. Уже довольно скоро, после того как закончится больничный, он должен будет выйти на работу (Александр – электромонтер на ММК). Связь с ЧОКБ, где была проведена операция по пересадке почки, не прервется – за обоими пациентами челябинские врачи будут пристально наблюдать еще долгое время.
Самое главное – операция – позади. Александр Полторак отмечает, что процесс был очень трудоемкий, ведь проходила операция сразу на двух столах.
«На одном происходило изъятие донорской почки, на втором – ее трансплантация. Сейчас золотым стандартом является изъятие донорского органа малоинвазивно, с помощью лапароскопической операции, при которой делаются небольшие проколы и в конце - небольшой разрез для извлечения органа, - рассказывает Александр Полторак. - Мы занимаемся трансплантацией почки уже 15 лет. Удаление донорского органа малоинвазивно находится в стадии освоения. Поэтому все проходит под контролем старших, более опытных коллег из Центра трансплантологии имени Шумакова, за что им большое спасибо».
Как подчеркнул заведующий отделением трансплантации почки и поджелудочной железы НМИЦ ТИО имени академика Валерия Шумакова Минздрава России, кандидат медицинских наук Джабраил Сайдулаев, родственная трансплантация - это всегда ответственная сложная операция, потому что врачи отвечают за жизнь двух пациентов одновременно.
«В этот раз выполняли трансплантацию от сына к матери, поэтому здесь ответственности еще больше. Операция прошла штатно, почка включилась хорошо, моча идет – это основной показатель трансплантации почки», - говорит Джабраил Сайдулаев.
Александр Полторак рассказал, что при родственной трансплантации риски отторжения органа минимальны. Совместимость у мамы и сына хорошая – 50 процентов.
«Пациентка длительное время стояла в листе ожидания, у нее была непереносимость лечения гемодиализом, выраженное снижение давления во время гемодиализа, она очень плохо себя чувствовала. И в семье было принято такое решение», - отмечает главный трансплантолог региона.
По его словам, в случае с родственным донорством всегда оценивают непосредственно качество органа и соматический статус донора, то есть врачи должны быть уверены на 100 процентов, что операция никоим образом не повредит донору, что он перенесет ее абсолютно безболезненно.
Чтобы все прошло гладко, донора тщательно обследуют – как если бы готовили к отправке в космос. Операция по пересадке почки матери в стенах ЧОКБ прошла успешно. Медики выполнили главную, по словам главврача Челябинской областной клинической больницы Дмитрия Альтмана задачу, - достичь гарантированного результата.
«У мамы после операции ни одного сеанса гемодиализа не проводилось, почка сразу включилась в кровоток и сразу начала выполнять свою функцию», - отмечает Александр Полторак. Сама Ольга заверяет, что самочувствие у нее прекрасное, она чувствует себя здоровым человеком.
По словам главного внештатного нефролога министерства здравоохранения Челябинской области, руководителя центра патологии почек, заведующей отделением нефрологии ЧОКБ Людмилы Журавлевой, за время ее работы нефрологом-трансплантологом (трансплантацией она занимается с 2006 года, 19 лет) это вторая пересадка почки ребенка родителю – первая была в 2008 году в Екатеринбурге, от сына отцу (в Челябинске тогда пересадки не проводились, велась лишь подготовка пациентов к такой операции). В остальных случаях были или братья-сестры, или родители – мама-папа, бабушки-дедушки.
Таким образом, пересадка почки Александра маме – в ЧОКБ первая операция по трансплантации органа, где донором стал ребенок, реципиентом – родитель.
В общей сложности в Челябинской областной клинической больнице провели 223 операции по пересадке почки, в их числе 18 родственных трансплантаций.
«Первая пара, которая у нас была, - две сестры. Реципиент прожила с донорской почкой десять лет, дальше вернулась на диализ, сейчас находится на диализе. То есть обе сестры живы и относительно здоровы. Что касается пересадки от сына отцу – папа до сих пор живет с пересаженной почкой, у сына тоже все нормально. Функция трансплантата - не просто удовлетворительная, она отличная», - рассказывает Людмила Журавлева.
По словам Людмилы Журавлевой, пересаженная почка с самой долгой историей «службы» - та, что была трансплантирована в 1999 году: уже 26 лет реципиент живет без гемодиализа, без заместительной почечной терапии, с одним трансплантатом.
«По всем клиническим исследованиям, если пациент прожил с трансплантированной почкой три года, то продолжительность жизни у него увеличивается на пять-семь лет. Потому смысл пересадки есть. В случае с нашей пациенткой Ольгой будем надеяться, что болезнь к ней не вернется. Сейчас она будет получать все необходимые препараты и тщательно наблюдаться, для того чтобы избежать рецидива своего заболевания», - отмечает Людмила Журавлева.
Главный нефролог Южного Урала подчеркивает: чтобы осложнений не было у донора, до операции проводится его полное, комплексное обследование. В течение двух лет после трансплантации донор будет находиться под самым пристальным и внимательным наблюдением врачей-нефрологов (как и реципиент). А вообще наблюдаться у специалистов донору придется на протяжении всей жизни.
По словам Людмилы Журавлевой, реципиентом в центре патологии почек может стать человек в возрасте до 70 лет, донором – с 18 до 65 лет. В качестве донорской подойдет почка с определенной скоростью клубочковой фильтрации (это показатель непосредственный функции почек), в том числе имеющая начальные, небольшие повреждения.
«Но донор не должен быть злостным гипертоником, у него не должно быть сахарного диабета, воспалительных процессов, первичного поражения почек», - подчеркивает Людмила Журавлева.
«Мы надеемся, что и у реципиента, и у донора все будет хорошо. Именно с этой целью все было сделано. Мы в этом нисколько не сомневаемся. Но тут очень многое зависит от того, как правильно ведут себя эти два человека: донор и реципиент. Если правильно выполняют рекомендации, которые мы даем, своевременно получают препараты и проходят обследования, все будет хорошо», - уверен главный врач ЧОКБ, Заслуженный врач РФ, доктор медицинских наук, профессор Дмитрий Альтман.
Он отмечает, чаще всего трансплантация - последний шанс продлить жизнь пациенту. Сегодня в России в листах ожидания на пересадку различных органов – более 15 тысяч человек. В нашей стране данным направлением занимается 38 крупных лечебных учреждений, ЧОКБ – в их числе. К слову, Челябинская областная клиническая больница входит в пятерку учреждений, осуществляющих мультиорганную трансплантацию.
Автор: Евгения Александрова