Джованни Беллини (годы жизни 1430-1516) – знаменитый итальянский живописец, выдающийся представитель венецианской школы. Он считается основоположником искусства эпохи Возрождения в Венеции. Признание к мастеру пришло ещё при жизни, однако биографические сведения о нём, как личные, так и профессиональные, отрывочны и неточны, что затрудняет точную датировку его работ. Существуют разногласия и относительно года его рождения: некоторые источники указывают 1430 год, другие же – 1426. Тем не менее, наиболее вероятной считается именно первая версия.
Он родился в семье художника Якопо Беллини, у которого было трое сыновей, включая Джованни, и дочь. Сохранилось завещание его жены – Анны Ривенски, составленное перед первыми родами. Старшим сыном, однако, числится Джентиле, поэтому рождение Джованни относят к периоду между 1430 и 1433 годами. Некоторые исследователи высказывали предположение о том, что Джованни мог быть незаконнорождённым сыном Якопо, а не родным сыном Анны Ривенски, но данная гипотеза не имеет под собой документального подтверждения. В последнем завещании Анны Джованни не упоминался вообще, и всё её имущество наследовалось сыновьями Джентиле и дочерью Николозией.
Предполагается, что он проходил обучение у своего отца, а в 1459 году возглавил собственную мастерскую в Венеции. Ранние работы Джованни отличаются драматизмом, остротой и холодной цветовой гаммой, как, например, «Оплакивание Христа» (примерно 1470 года). Однако к концу 1470-ых его стиль претерпевает существенные изменения, отчасти под влиянием приезда в Венецию в 1475 году Антонелло да Мессины. Работы Беллини приобретают ясность и чистоту. Этот период характеризуется гармоничными, величественными портретами, в том числе многочисленными изображениями Мадонн, ставших для него особой темой («Мадонна с Деревцами», «Озёрная Мадонна»), и пейзажными композициями («Пиршество Богов», «Стигматизация Святого Франциска»).
В его произведениях чётко прослеживаются черты ренессансной живописи: упорядоченная композиция и интерес к личности человека. Этот период стал значимым не только для творчества художника, но и для венецианской живописи в целом. Поздним работам Беллини свойственны сюжеты античной мифологии («Пиршество Богов»). Последней его работой считается «Фра Теодоро да Урбино», датированная 1515 годом. Картина оставалась незавершённой и была дописана Витторе Беллиниано через одиннадцать лет после начала работы, о чём свидетельствует его подпись и дата на полотне. Джованни Беллини закончил свой жизненный путь в 1516 в возрасте 86 лет. 29 ноября итальянский историк Марино Санудо написал в своём «Дневнике», что утром того дня не стало Дзуана Белин, великого, прославленного во всём мире живописца.
1 картина. «Портрет Дожа Леонардо Лоредана»
- Дата создания: примерно 1501-1502 годы
- Размеры: 61,6 х 45,1 сантиметров
- Место нахождения: Национальная Галерея Лондона (Лондон, Англия)
Джованни Беллини – выдающийся художник и младший сын Якопо Беллини, стоявшего у истоков художественной династии – всегда находился в самом сердце политической и духовной жизни Венеции. Его «Портрет Дожа Леонардо Лоредана» – одно из наиболее впечатляющих произведений портретного искусства в Европе. На этой картине дож изображён в церемониальном одеянии, традиционном для парадных портретов венецианских правителей. Работа выполнена в стиле бюста – весьма популярном в то время и вдохновлённом образцами римской скульптуры.
Картина была создана в начале периода правления Лоредана, длившегося два десятилетия. Его пронзительный взгляд не оставляет сомнений в суровости грядущего правления, отмеченного почти непрерывной борьбой Венецианской республики с многочисленными противниками. Портрет обладает завораживающей силой: чем дольше его рассматриваешь, тем сильнее он притягивает внимание. Дож не являлся монархом или королём, однако зритель чувствует в нём нечто исключительное, что исходит не из его положения, а из самой личности.
2 картина. «Мадонна Луговая»
- Дата создания: примерно 1500 год
- Размеры: 67,3 х 86,4 сантиметров
- Место нахождения: Национальная Галерея Лондона (Лондон, Англия)
Джованни Беллини – это итальянский живописец, ведущий мастер Венецианской школы живописи Раннего Возрождения, крупнейший представитель целой династии художников. Мадонна с Младенцем Иисусом Христом изображалась столь часто и с таким количеством вариантов – в интерьере, на пейзажном заднем фоне, в окружении множества святых, донаторов и других «уточняющих» подробностей, что в названии картины стало необходимо указывать какую-нибудь особенность, характерную именно для неё. Так, данный образ Богоматери с Младенцем получил всеобщую известность как «Мадонна Луговая» или же «Мадонна на Лугу» (сравните с «Мадонной в Скалах» кисти Леонардо да Винчи). Именно тщательно разработанный пейзаж с множеством элементов – человеческой деятельностью, архитектурным мотивом, чудесной передачей воздуха и освещения – делает этот образ уникальным.
Ключевые фигуры тоже несут на себе печать руки мастера. Мадонна молится над спящим на её коленях Младенцем. Его поза очень естественна и вместе с тем символична: композиция двух фигур не может не вызвать в воображении образ будущего оплакивания Христа – так же одиноко сидящей Девы Марии с мёртвым Христом, лежащим у неё на коленях. Эта аллюзия, безусловно, преднамеренная, но она «вплетена» в картину в высшей степени художественно и проходит в сознании зрителя сопровождающим «мотивом» к основному сюжету творения. Многие, казалось бы, случайные, бытовые детали тоже должны быть истолкованы (традиционно для старых мастеров). Так, слева от Мадонны на заднем плане произведения изображена болотная птица, вполне возможно, это журавль, она охотится на змей. Вероятно, это олицетворение борьбы Добра со Злом.
3 картина. «Священная Аллегория»
- Дата создания: 1490-1499 годы
- Размеры: 73 х 119 сантиметров
- Место нахождения: Галерея Уффици (Флоренция, Италия)
Джованни Беллини, оказавший огромное влияние на венецианскую живопись, особенно на её атмосферу, оставил неразгаданную тайну: каков истинный смысл «Священной Аллегории»? Это наименование картина получила из-за отсутствия общепринятого толкования её сюжета.
Художник представил так называемую «святую беседу»: Богоматерь восседает на троне в окружении святых. Среди них различимы Павел с мечом, изгоняющий человека в тюрбане; Пётр, опирающийся на балюстраду и охраняющий вход на площадку; Себастьян, пронзённый стрелой; и Иов, молящийся. Однако традиционная композиция «святой беседы», обычно занимающая центральное место, здесь смещена немного вбок и является лишь одним из мотивов. Другой мотив — играющие под деревом дети. Среди них выделяется младенец с яблоком, символизирующим грех. Возможно, это Иисус Христос, пришедший искупить грехи, а окружающие его младенцы — души в чистилище, за которые молятся святые. Предположительно, река Лета разделяет этот мир и мир живых, изображённый на заднем плане творения. Там в пещере молится отшельник, рядом бродит кентавр – символ соблазнов, а вдалеке протекает обычная жизнь простых людей.
4 картина. «Оплакивание Христа»
- Дата создания: 1473-1476 годы
- Размеры: 107 х 84 сантиметра
- Место нахождения: Галерея Академии (Венеция, Италия)
Произведение «Оплакивание Христа» когда-то было частью главного алтаря, написанного Беллини для Церкви Сан-Франческо в Пезаро. В центре которого находилась композиция «Коронование Мадонны», а по бокам – меньшие по размеру сцены. Живописная доска помещалась вверху, отсюда, наверное, и ракурс изображённого: фигуры увидены немного снизу. В венецианской живописи Беллини завершал Раннее, одновременно открывая Высокое Возрождение. Он уже активно использовал масляные краски, и потому колорит его работ насыщенный, цвета мягкие, а очертания фигур не столь жёсткие, как в картинах других художников стиля Кватроченто. Одним из новшеств было то, что главным у Беллини оказывался не сюжет, не живописное решение, не желание в подробностях описать видимый и невидимый миры, как у многих его современников, а настроение. В представленной выше работе сам евангельский эпизод позволял передать чувства персонажей.
На лице Спасителя след пережитых страданий, остальные участники сцены исполнены глубокой грусти, выраженной сдержанно, потому что главное здесь – огромная, наполняющая всё в картине теплом любовь: Иисуса Христа, искупившего грехи людей, и Его последователей к Нему. Святой Иосиф Аримафейский бережно поддерживает мёртвое тело Иисуса, святая Мария Магдалина, взяв с трепетной нежностью Его руку, умащивает её миром из сосуда, принесённым святым Никодимом. Заботливость Иосифа Аримафейского, за которой он прячет свою скорбь, перекликается с суровым и нежным обликом Никодима, чьи широкие плечи оттеняют хрупкость Марии Магдалины. Слёзы, которыми переполнена душа этой женщины, невольно сопоставляются с муками, перенесёнными Христом, и становится виден масштаб Его страдания, несравнимый ни с чем другим.
5 картина. «Мадонна с Младенцем»
- Дата создания: 1480-1490 годы
- Размеры: 88,9 х 71,1 сантиметра
- Место нахождения: Метрополитен Музей (Нью-Йорк, штат Нью-Йорк, США)
Джованни Беллини, подобно Андреа Мантенье, занимает позицию одного из ключевых художников в северной Италии XV столетия. Выросший в атмосфере поздней готики, этот мастер показал редкую способность к постоянному развитию своего художественного стиля. Это позволило ему достичь более современной сбалансированности формы и цвета, а в конечном итоге – тональной живописи и монументальности, свойственной Высокому Возрождению.
Будучи известным автором алтарных образов, Беллини создавал и религиозные произведения, как, к примеру, данное полотно, где ему прекрасно удалось интерпретировать традиционный сюжет с уникальным творческим подходом.
6 картина. «Мадонна с Младенцем и Святыми»
- Дата создания: 1505 год
- Размеры: 91,5 х 71,7 сантиметра
- Место нахождения: Церковь Сан-Дзаккария (Венеция, Италия)
Большой алтарь работы Беллини для капеллы в северном крыле Церкви Сан Дзаккария в Венеции был изготовлен в 1505 году. Подобная композиция – Святая Дева с Младенцем Иисусом Христом на коленях и святыми, обычно четырьмя или шестью, по обе стороны от неё, известная как Святое Собеседование – создаёт более уютную, сердечную обстановку чем торжественная тема Маэсты. Она пользовалась успехом у венецианских художников эпохи Возрождения. На картине представлена залитая золотистым сиянием Святая Дева, восседающая с Младенцем на руках на возвышении, в глубине высокой экседры. Ни Святая Дева, ни Младенец не смотрят на зрителя, погружённые в свои мысли, приподнятая рука Младенца напоминает жест благословения. Головы святого Петра и святого Иеронима чуть наклонены, а взгляд задумчив. Две святые – Екатерина Александрийская (её колесо едва видно слева от трона) и Лючия – также погружены в размышления. Лишь взгляд музицирующего ангела, устремлённый куда-то вдаль, приглашает зрителя присоединиться к сцене спокойного созерцания.
Ипостась Девы Марии как матери Христа является основной доктриной церкви, в её образе часто подчёркивается материнство. Как показывает генеалогическое древо Христа, ведущее начало от Иессея, его родство с отцом Давида происходит по линии Святой Девы, а не Иосифа. Наиболее ярко выражен образ матери в сценах, когда Святая Дева кормит Младенца Христа грудью; этот сюжет художники писали вплоть до Трентского Собора (1545-1563 годы), когда было выражено неодобрение изображать Святую Деву нагой. В эпоху Возрождения Святая Дева часто изображалась в домашнем интерьере или на фоне реалистического пейзажа; иногда её одевали в модные одежды того времени.
7 картина. «Пьета»
- Дата создания: примерно 1505 год
- Размеры: 65 х 87 сантиметров
- Место нахождения: Галерея Академии (Венеция, Италия)
Другое название этого произведения – «Пьета Дона Делле Розе». Оно было выполнено по частному заказу для домашней молельни. В панорамной трактовке пейзажа, на фоне которого видна скорбно умолкнувшая Мать, оплакивающая Сына, исследователи видят влияние представителей северных школ и, в частности, немца Альбрехта Дюрера, дважды посещавшего Венецию. И, кроме того, готической немецкой скульптуры, хорошо известной в Италии. Так как в зданиях на пейзажном фоне, с которым контрастирует треугольная монументальная композиция переднего плана произведения, различают Дворец Палаццо делла Раджоне и фасад собора Виченцы, возведённого Андреа Палладио, возникло предположение, что заказчиками могли быть жители Виченцы. Впрочем, в пейзаже изображены и надвратная Башня Кастелло, и река Наттис, протекающая в местности у городка Чивидале, и Колокольня Сан-Аполлинаре-Нуово в Равенне.
Вьюнок у головы Христа – это символ божественной любви к роду человеческому, а здесь – Его жертвы. Мотив плюща продолжен во фрагменте со срубленным деревом. В Средневековье в связи с тем, что побеги этого растения часто обвивают собой мёртвые деревья, возникла аллегория: «Non meis viribus» («Не сам вьющийся») – такое дерево явилось символом жизни души после смерти тела, как благо веры в Воскресение Иисуса Христа.
8 картина. «Мадонна со Святыми. Алтарь Сан-Джоббе»
- Дата создания: 1478-1488 годы
- Размеры: 471 х 292 сантиметра
- Место нахождения: Галерея Академии (Венеция, Италия)
По мнению Бернарда Бёрнсона, Джованни Беллини был самым выдающимся венецианским художником XV века. Примерно с 1449 года он начал свою творческую деятельность, а уже через десятилетие возглавил значительную художественную мастерскую. К моменту создания алтарного образа для Церкви Сан-Джоббе его художественный стиль был уже окончательно сформирован.
У основания высокого трона, где величаво восседает Мадонна с Младенцем, благословляющая верующих, расположились ангелы-музыканты (святой Иов считался заступником музыки). Их одежды, окрашенные в небесно-голубой, солнечно-желтый и насыщенно-зелёный цвета, сверкают драгоценными оттенками; их движения, рождающие божественные звуки, исполнены изящной гармонии и образуют собой невидимый круг. Этот круг мысленно расширяется до краёв огромного полотна, перекликаясь с круглой «розой» над головой Мадонны и, вместе с очертаниями свода, апсиды и балдахина, звучит как величественный аккорд.
Фигуры изображены в реальную величину. Беллини поместил двух обнажённых святых – Джоббе и Себастьяна – по обе стороны от трона Марии; рядом с ними – святые Иоанн Креститель, Доминик и Людовик Тулузский. Архитектурное оформление апсиды, украшенной золотой смальтой, вызывает ассоциации с Собором Сан-Марко. На золотом фоне отчётливо видны слова:
«Привет тебе, чистейший цветок девственной непорочности».
Создание композиции было заказано художнику церквями Сан-Джоббе и Сан-Бернардино, расположенными в районе Канареджо. Предполагается, что это было связано с эпидемией чумы 1478 года.
9 картина. «Моление о Чаше»
- Дата создания: 1458-1460 годы
- Размеры: 81 х 127 сантиметров
- Место нахождения: Национальная Галерея Лондона (Лондон, Англия)
Перед нами ранняя картина кисти художника, также известная как «Агония в Саду». В центре мы видим Иисуса Христа, который коленопреклонён. Если мы посмотрим ниже, то можно увидеть и его учеников. Их трое: это Пётр, Иоанн и Иаков. Они неожиданно для самих себя уснули. Уже светает. Долгая ночь совсем скоро закончится. Начавшийся день принесёт муки, которые предначертаны Иисусу. Живописец изображает на фоне низких облаков ангела. Он держит чашу. Она является символом страданий. Сосуд этот должен искупить все грехи людей. Христос должен выпить её всю до дна. Если присмотреться, то можно увидеть вдали целый отряд римских воинов, которые идут сюда для того, чтобы арестовать Христа. Впереди отряда идёт ни кто иной, как сам Иуда.
Художник изображает все детали пейзажа, которые упомянуты в Библии. При этом именно природа придаёт всей сцене особое звучание. Солнце восходит, и небо окрашивается розовыми бликами. Рассвет по-настоящему кровавый. Вся сцена залита причудливым светом, отливающим золотом. Это свидетельствует о том, что ночь прошла. Совсем скоро наступит новое время, которое подарит всем спасение. Живописец при помощи картины природы усиливает реалистичность полотна. Если следовать взглядом по тропинкам, то можно увидеть город, который раскинулся на холме. Творец подчёркивает максимальную универсальность и значимость всего происходящего.
Все детали пейзажа скрупулёзно продуманы. Сцена освещена определённым образом. Благодаря этому создаётся определённое настроение. Заря заливает своим светом всё вокруг. На заднем плане произведения тона холодные, а на переднем его плане они переходят в тёплые. Изображение Беллини невероятно пластично. Холмы и каменные образования его невероятно объёмны. Художнику удаётся создать мягкий пейзаж, формы которого словно оплывают. Перед нами творение руки истинного мастера.