Найти в Дзене

Если сел, то сиди

Если сел, то сиди Есть утонченная и во многом пророческая книга Ролана Барта «Империя знаков». Совсем недавно купил её в двух экземплярах и один подарил Мише Пузырёву. Купил ее, думая что там будет что-то про символы в европейской культуре, а это про Японию. И это не путеводитель по ней, а скорее сборник размышлений европейского интеллектуала, который столкнулся с культурой, где вещь, жест и смысл неразрывны. Где нет нужды искать «глубинную суть», потому что вся суть — на поверхности, в самом ритуале, в точности исполнения. Барт, по сути, описывал мир, свободный от нашей вечной европейской привычки искать двойное дно и смыслы. И вот в этом контексте одна простая фраза мастера дзен, которую он приводит, звучит как откровение: «Если сидишь, то сиди. Если идешь, то иди. Главное — не дёргайся». «До чего же глупая банальность» – скажет мне читатель. Но давайте честно посмотрим на себя. Если я иду, я не просто иду. Я слушаю подкаст, мысленно составляю список покупок, прокручиваю в голове

Если сел, то сиди

Есть утонченная и во многом пророческая книга Ролана Барта «Империя знаков». Совсем недавно купил её в двух экземплярах и один подарил Мише Пузырёву. Купил ее, думая что там будет что-то про символы в европейской культуре, а это про Японию. И это не путеводитель по ней, а скорее сборник размышлений европейского интеллектуала, который столкнулся с культурой, где вещь, жест и смысл неразрывны. Где нет нужды искать «глубинную суть», потому что вся суть — на поверхности, в самом ритуале, в точности исполнения.

Барт, по сути, описывал мир, свободный от нашей вечной европейской привычки искать двойное дно и смыслы. И вот в этом контексте одна простая фраза мастера дзен, которую он приводит, звучит как откровение:

«Если сидишь, то сиди. Если идешь, то иди. Главное — не дёргайся».

«До чего же глупая банальность»

– скажет мне читатель. Но давайте честно посмотрим на себя. Если я иду, я не просто иду. Я слушаю подкаст, мысленно составляю список покупок, прокручиваю в голове вчерашний спор с хабалкой из пункта выдачи. Если я сел пить кофе, я одной рукой листаю новостную ленту, краем уха слушаю новости и думаю о том, что надо бы записаться к врачу.

Наш ум похож на браузер, в котором открыто тридцать вкладок, каждая из них пожирает оперативную память и из какой-то играет монгольский рок. Мы физически находимся здесь, а ментально — в десятке других мест одновременно.

«Если пишешь — так пиши. Если играешь в компьютер — играй. Если делаешь отчет — делай отчет».

Мы перестали доводить до конца даже самые простые и приятные вещи. Отпуск превращается в логистический проект с KPI по количеству посещенных мест. Прогулка — в выполнение нормы по шагам, которые требовательно отсчитывает браслет на запястье. Чтение книги — в гонку «прочитать 50 книг за год». Мы даже отдыхаем так, будто сдаем нормативы.

И в этом кроется главная ловушка: отдых, который стал продолжением работы, не дает сил. Он их отнимает. Потому что даже во время «отдыха» наш мозг продолжает тревожно «дёргаться», сверяясь с планом и испытывая вину за его невыполнение.

Поэтому совет мастера дзен — это не про поверхностную глупость. Это про глубинную роскошь, которую мы разучились себе позволять. Роскошь полного присутствия. Просто идти и смотреть на деревья, а не на экран. Просто сидеть и пить чай, ощущая его вкус, а не думая о работе.

Позвольте себе иногда отдыхать просто так. Без плана, без цели и без чувства вины. Набирайтесь сил в тишине собственного, не дёргающегося ума.