Найти в Дзене
Библиоманул

Дмитрий Селезнёв "Смерть в июле и всегда в Донецке"

Тема, требующая доверия к автору - с моей точки зрения Дмитрий Селезнёв этого доверия заслуживает: мой ровесник, представляет уважаемый мной проект, с симпатией слежу за публикациями в соцсети, поэтому очень интересно, что у него получится в полном формате.

Никаких сомнений, кто прав в идущей войне и когда она началась, у меня нет, и в этом никаких разногласий с автором нет изначально. 

"...бери и заселяйся, живи. Если получится, конечно, у тебя тут жить...".

Война в прямом эфире и режиме реального времени, пьяный спящий и пьяный от войны журналист.

Девальвация мер мирной безопасности на примере ремня в машине.

"Ближе к морю рваного снежного одеяла уже не хватает, чтобы укрыть всю землю, снежный покров всё больше истлевает и испаряется, обнажая жухлую, уложенную беспорядочными волнами прошлогоднюю траву".

Вызывающий споры вопрос восстановления советских названий возвращаемых населённых пунктов.

Суматошные и не яростные победы сначала, чеченцы в Мариуполе; Бёрджесс и донецкая сеть магазинов.

"Z - буква злая".

Камни-талисманы и русские писатели, "Волшебная флейта" и донецкая мобилизация.

"Вот и я что-то типа этого пересмешника - чудо в перьях".

Обстрелы и отсутствие воды.

"Вот вам метафизическая картина для понимания: война прорвала плёнку бытия, разверзлась чёрная дыра смерти, которая всасывает души, и в любую секунду туда может затянуть любого поблизости".

Запоминающиеся иллюстрации - Шекспир с шевроном, например.

Авдеевка - удавка на шее Донецка.

Донецкий референдум и граф д'Аннунцио, советские имперцы и мелитопольский вавилон.

Оставление Херсона

"И вы будете стрелять? - Все будут стрелять".

Снова личное совпадение при прочтении, привязывающее к книгам и авторам сильнее любых филологических изысков.

"Это не я придумал, об этом писал русский философ Алексей Лосев - великий, кстати, русский человек".

Повторяющиеся сны и преображение реальности на границе войны.

"Гравитация фронта искривляет, выгибает пространство..."

Аномальная зона с царящими в ней памятниками, база "Вагнера", непредсказуемые дороги и зарисовки следов городской войны.

"Город Донецк плывёт по волнам войны, корабль штормит и хорошо потряхивает, в результате чего он осыпается по краям. Город находится в мощном силовом поле развернувшейся аномалии".

Заколдованный треугольник Макеевка - Донецк - Ясиноватая, дряхлые ветхосоветские моисеи, бесконечные обстрелы, гололёд как символ отката цивилизации.

Стихотворение (оценивать не возьмусь) и снова о "Вагнере" - открытость с журналистами, радикальность, жестокая романтика; сложные извивы политики долго не признанных республик, смерти их руководителей. 

Личные впечатления автора о Пригожине и других встреченных "музыкантах".

Год в Донецке - городе археомодерна, истории, связанные с памятниками.

Пропущенный редактором баг в рассказе о серьёзно судимом друге.

"И все мы - "потерянное поколение". Все здесь "потерялись" в диалектическом разломе. Мы все застряли между миром и войной".

Пир во время войны - донецкие рестораны, бары и ночные клубы.

Много философских (порой псевдо-) изречений, игры словами, не всегда удачной, но обязательно расцвечивающей текст.

Герои "русской весны", прокси-войны и СВО, донецкое журналистское комьюнити.

"Да, мы не вояки, мы военные туристы, мы падальщики-стервятники, мы слетаемся на трупы и бедствия, мы сидим неподалёку от смерти в ресторанах, мы выпиваем, курим, снимаем и пишем репортажи, но время от времени кому-то из нас приходится встать и навсегда уйти из-за стола".

Какие-то мысли повторяются несколько раз - о символе Z, например.

Снова короткие портреты героев, здесь же заглавный очерк книги.

"Рычаг до мёртвых у правила рукопожатий здесь короткий".

Ещё стихотворение и пара чёрно-белых глянцевых комиксов.

За ними новый виток о дорогах, временном жилье и людях. Язык шевронов и репортаж с мешком на голове.

Отрезвляюще-злая осень первого года войны, "Дикороссия".

"А поздней весной на Донбассе земля зеленеет и распускаются красные, красные маки".

Финалом очень эмоционально о погибшем коллеге и друге.

"Вы спросите, когда она закончится? Никогда. Никогда эта война не закончится".

Начинать читать было сложно: последние годы щедры на поводы для печали и отчаяния; сомнений, что автор не промолчит о них, не было изначально, он и не промолчал, но книга не отпугивает. 

Это не попытка капитализировать опыт, поставить флажок, наскоро слепив что-то из накопившегося материала, иначе могла выйти гораздо раньше, а вышла тогда, похоже, когда автор уже не мог не сказать. 

Работа эрудированного и внимательного автора, трагедии не надуманны и не замалчиваются, но при том не нарочито эпичны, скупо описанные радости - драгоценны, моральные сомнения честны и не назойливы, - жанр добавляет доверия к словам, - последовательно день за днём складывать в долгом марафоне воспоминаний цепочку лжи и непросто и незачем. 

Задачей видится - рассказать, выговориться, вспомнить, сохранить, свидетельствовать, осудить; она решена. 

Недоговоренного хватает; даже максимально доброжелательно настроенный читатель найдёт что-то коробящее или раздражающее, а то и вызывающее отторжение, но, если он за наших, это не оттолкнёт.

Себя автор определил экзистенциалистом и манихеем, но есть надежда, что не навсегда.

"Господи, храни Донецк".

Сюжетная линия намечена пунктиром - истории-очерки изложены без жёсткой систематизации по периодам, но это и к лучшему, пожалуй.

Обратил внимание ещё на немалые усилия к тому, чтобы сделать именно бумажную книгу интересной - обилие оригинальных иллюстраций и комиксы.

Надо читать