Найти в Дзене
ИСТОРИЯ КИНО

"Республика ШКИД" (СССР, 1967): мнения

Республика ШКИД. СССР, 1967. Режиссер Геннадий Полока. Сценарист Леонид Пантелеев (по одноименной повести Г.Белых и Л.Пантелеева). Актеры: Сергей Юрский, Юлия Бурыгина, Павел Луспекаев, Александр Мельников, Анатолий Столбов, Георгий Колосов, Вера Титова, Виолетта Жухимович, Лев Вайнштейн, Виктор Перевалов, Анатолий Подшивалов, Юрий Рычков, Александр Кавалеров и др. 32,6 млн. зрителей за первый год демонстрации.

Режиссер Геннадий Полока (1930–2014) поставил 14 полнометражных игровых фильмов, но только три из них («Республика ШКИД», «Один из нас» и «Одиножды один») вошли в тысячу самых кассовых советских кинолент.

Это самый известный фильм режиссера Геннадия Полоки, до сих пор заслуженно любимый многими поколениями зрителей.

В год выхода «Республики ШКИД» в прокат журнал «Искусство кино» отнесся к «Республике ШКИД» весьма позитивно, справедливо отмечая, что авторы «сознательно стремятся сделать свой фильм зрелищем интересным, захватывающим, они сразу «берут быка за рога» и овладевают вниманием зрительного зала. Для этого Г. Полока использует и необычность темы, и романтичность обстановки. Он открыто, демонстративно привлекает выразительные средства немого кинематографа, в иных местах откровенно «стилизует» фильм под старое кино» (Коваль, 1967: 53).

Известный культуролог и кинокритик Лев Аннинский (1934–2019) очень точно писал, что «тема фильма – чеховский герой, человек XIX века, интеллигент и гуманист, попавший в обстановку содома и гоморры. … состязание старомодной, беззащитной культуры с юной простодушной и безжалостной наивностью принимает характер взаимной мистификации» (Аннинский, 1968: 55).

«Республика ШКИД» привлекает к себе внимание и киноведов XXI века.

К примеру, С. Кудрявцев отмечает, что «постановщик Полока, тяготеющий к несколько эксцентричной манере, кажется, сделал всё возможное, чтобы представить давно минувшее чуть аттракционно, розыгрышно, в виде "остранённой" игры. Эту стихию своеобразного кинобалагана, но с внешне серьёзным выражением лица и подразумеваемой значимостью благих поступков лучше других чувствуют Сергей Юрский в роли Викниксора, директора школы, и Павел Луспекаев, сыгравший учителя Косталмеда» (Кудрявцев, 2007).

Об этой аттракционности пишет и известный режиссер и киновед Олег Ковалов, подчеркивая, что «пёструю, энергетичную эпоху, которую повлёк за собой Октябрьский переворот, Полока изображает так, что душа радуется – зрелищно, красочно, зрительски аппетитно. Фигуры, фактуры, затейливые подробности – выписаны плотоядно; снайперски точные детали, как в хорошем "немом" кино – не только толкают вперёд действие, но и создают вокруг себя игровое поле, арену для самозабвенных импровизаций. Замечаешь, правда, что иные краски положены жирновато, с густым перебором – но от народных плясок на площадях, охваченных праздничным карнавалом, не ждёшь же непременного изящества всех "па" до единого» (Ковалов, 2010).

Вадим Михайлин и Галина Беляева полагают даже, что «с«Республики ШКИД», наряду с целым рядом других, зачастую феерически талантливых фильмов, начинается эпоха вежливого советского постмодерна, которой суждено продлиться до начала 1970–х. Вежливого потому, что он, как правило, был ориентирован разом на все возможные страты современного советского зрителя, маскируя очередным рассчитанным на самую широкую публику «жанром» (в том смысле, в котором жанровой бывает живопись) ироническое остранение базовых советских мифов — рассчитанное уже исключительно на тех, кто в состоянии подобные игры оценить. … «Республика ШКИД» построена, прежде всего, на аккуратном смещении двух базовых жанровых конвенций. Первая связана с обязательной центрацией картины на фигуре харизматического и проницательного Воспитателя, за которым угадывается Партия. Вторая — с персонажем множественным, распадающимся на энное количество одинаково линейных, несмотря на все «характерные» различия, и обреченных на постепенную нормализацию фигур. … Викниксор на протяжении фильма не произносит ничего хотя бы отдаленно похожего на «правильный» советский лозунг, зато горячо и немного нелепо отстаивает демократические и общечеловеческие ценности. … «Подмена» центральной фигуры говорит сама за себя. Взаимоотношения партии и народа попросту исчезают из поля зрения… Подозрение, что Геннадий Полока вполне осознанно формировал в своем фильме булгаковский пласт, становится почти неодолимым, — а вместе с ним слегка сдвигается и общий ракурс видения всех этих отловленных и отправленных на перековку мальчиков, каждый из которых должен, в конечном счете, переродиться в Советского человека» (Беляева, Михайлин, 2014).

«Республика ШКИД» и сегодня – фаворит публики:

«Один из наиболее запомнившихся фильмов моего детства. Я впервые увидел его, будучи пятиклассником, то есть ненамного отличался по возрасту от "шкидовцев". Я помню, какую сенсацию этот фильм произвёл среди моих сверстников! Цитаты из фильма, что называется, "ушли в народ". Одного нашего одноклассника, весьма внушительной комплекции, помнится, тут же окрестили "Купой Купычем Гениальным". И сегодня я периодически пересматриваю фильм, и убеждаюсь в том, что он ничуть не устарел. Наоборот, с каждым новым просмотром обращаешь внимание на какие–то ранее не замеченные нюансы, детали» (Игорь).

«Республика ШКИД» это – всенародно любимая комедия на грустную тему беспризорников и вольное изложение содержания книг Г. Белых и Л. Пантелеева. Есть в ней реалистичные и самые лучшие части вроде конфликта со Слаеновым или линии с Тосей. Есть вещи гротескные с долей искромётного юмора, например, эпизод с «интеллигенцией», созывающей «шпану» свистом» (Света).

Киновед Александр Федоров