Найти в Дзене

Большие надежды Чарльза Диккенса. Про книгу и фильм. Разбор с точки зрения родительства и воспитания. Типы родителей через персонажей.

Большая книга с большим названием, обозначающим грядущее наследство. О чем же она? Какой спектр эмоций можно испытать при чтении? Какие сделать выводы? Приветствую Вас на канале Книжная страничка K.Kort. На моем канале вы найдете много интересных и честных отзывов на фильмы, книги и сериалы, а также дружеское общение и знакомство с приятными людьми в комментариях. Я — книжная странница по книжным страницам и предлагаю вам отправиться в путешествие в мир литературы и кинематографа вместе со мной. Сегодня мы переместимся в Англию XIX века, в графство Кент, и познакомимся с сиротой Пипом, живущим со строгой сварливой сестрой миссис Гарджери и её мужем-кузнецом Джо, узнаем о страданиях и успехах, больших надеждах, обидах, разочаровании, дружбе и любви. А еще нас ждут встречи с бессердечной красавицей Эстеллой, эксцентричной мисс Хэвишем, беглым преступником, адвокатом и множеством других интересных персонажей. Готовы? А вот теперь когда мы их всех собрали вместе - на моем канале, давайт
Оглавление

Большая книга с большим названием, обозначающим грядущее наследство. О чем же она? Какой спектр эмоций можно испытать при чтении? Какие сделать выводы?

Приветствую Вас на канале Книжная страничка K.Kort.

На моем канале вы найдете много интересных и честных отзывов на фильмы, книги и сериалы, а также дружеское общение и знакомство с приятными людьми в комментариях.

Я — книжная странница по книжным страницам и предлагаю вам отправиться в путешествие в мир литературы и кинематографа вместе со мной.

Сегодня мы переместимся в Англию XIX века, в графство Кент, и познакомимся с сиротой Пипом, живущим со строгой сварливой сестрой миссис Гарджери и её мужем-кузнецом Джо, узнаем о страданиях и успехах, больших надеждах, обидах, разочаровании, дружбе и любви.

А еще нас ждут встречи с бессердечной красавицей Эстеллой, эксцентричной мисс Хэвишем, беглым преступником, адвокатом и множеством других интересных персонажей.

Готовы? А вот теперь когда мы их всех собрали вместе - на моем канале, давайте приведем их психологу и попробуем разобрать их типы личности с точки зрения воспитания и родительства. Но сначала маленькое отступление.

Друзья, если вы не читали книгу или не смотрели фильм, не переживайте, я постараюсь максимально визуализировать это произведение через картинки, найденные на просторах интернета и через кадры фильма 2012 года.

Книга написана Чарльзом Диккенсом в 1860-1861 годах и экранизирована минимум 10 раз.

Поискав информацию о фильмах, я пришла к выводу, что именно фильм Майка Ньюэлла 2012 года с Хеленой Бонэм Картер (в роли мисс Хэвишем), Рэйфом Файнсом (в роли Мегвича) и Робби Колтрейн (в роли адвоката Джеггерса) максимально из всех экранизаций приближен к книге.

Занимательный факт: пять актеров из франшизы о Гарри Поттере сыграли в фильме «Большие надежды»:

  • Хелена Бонэм Картер — мисс Хэвишем — Беллатриса Лестрейндж,
  • Рэйф Файнс — Мэгвич — лорд Волан-де-Морт,
  • Джесси Кейл — Бидди — Лаванда Браун,
  • Робби Колтрейн — адвокат Джеггерс — Хагрид,
  • Хелена Барлоу — юная Эстелла — Роза Уизли.

📝Книгу я послушала в аудио формате. Её продолжительность составляет 22 часа 41 минута.

Озвучил рассказчик Сергей Горбунов.

И после прослушивания аудиокниги я посмотрела фильм 2012 года, чтобы максимально проникнуться этой историей.

-2

Если почитать отзывы на произведение «Большие надежды», то почти все будут положительные или нейтральные. Большинство людей либо не читают Диккенса совсем, либо восхищаются его романом.

Лично мне в целом книга понравилась, однако, я посчитала ее слишком затянутой и перегруженной деталями.

Я даже не с первой попытки смогла послушать книгу. Сначала я послушала примерно час, но книга показалась мне настолько мрачной и грустной, что я выключила и решила, что не готова и дальше ее слушать. Но спустя месяц решила все же познакомиться с произведением и начала слушать заново.

Книга разделена на три части:

  • детство и юность Пипа,
  • его сбывшиеся большие надежды
  • и разочарование, когда он узнает источник своего успеха.
-3

Грустное начало. Бедный Пип и его несчастливое детство.

Я смотрю на произведение «Большие надежды» сквозь призму родительства и воспитания. И хоть я обычно не люблю фразу «все проблемы из детства», но в данной книге действительно все проблемы именно из детства.

Сирота Пип, которого старшая сестра вырастила «от руки». Или в другом переводе «воспитывающая своими руками». Как же мне эта фраза резала слух первые часы прослушивания! Фраза «от руки» повторялась очень много раз, и мне это совсем не нравилось.

Начинается книга очень мрачно, Пип вспоминает отца и мать и навещает их на кладбище. Его сестра — сварливая злая женщина. И я не понимаю, почему она так груба с единственным братом. Ладно бы если бы у миссис Гарджери было много детей и ей было бы некогда нянчиться с Пипом, но у нее нет своих детей. Возможно, дело как раз в этом? Для меня непонятна ее необоснованная неприязнь к Пипу.

Если бы миссис Гарджери была немного миролюбивее и добрее, относилась к Пипу не как к собственному наказанию, свалившемуся на нее с небес, а хотя бы минимально уважительно, то он бы однозначно вырос другим человеком.

Увы и в современном мире такими бывают и родители, и близкие родственники. Когда во всех своих неудачах напрямую и косвенно винят своих детей.

1. Тип родителей. «Как миссис Гарджери».

Ты мне всю жизнь сломал..
Моя молодость на тебя ушла.
Из-за тебя я не пошла учиться в университет, а растила тебя.
Из-за тебя я не работаю по специальности.
Из-за тебя не работаю.
Из-за тебя у нас нет денег.
Из-за расходов на тебя я не могу себе ничего купить.

Именно так я себе представляю современных родителей и родственников по характеру похожих на миссис Гарджери: для них ребенок это наказание и источник всех бед, и именно детей они обвиняют в своих нереализованных целях и несбывшихся мечтах.

Поэтому вполне логично, что Пип не испытывает особой жалости к сестре после того как она становится инвалидом, по сути она практически чужой для него человек, и он хочет забыть ее и не вспоминать. Что вполне обоснованно.

Дети, выросшие с такими родителями, часто стремятся уехать как можно дальше после совершеннолетия и избегать контактов с ними. Логично, правда?

-4

2. Тип родителей. «Друг, не требующий ничего взамен. Как Джо».

Непутевый (по мнению миссис Гарджери) Джо Гарджери простой деревенский необразованный мужчина. Как работник он хорош в своем деле, но как человек он слабохарактерный. Он не может навести порядок в отношениях со своим нанятым рабочим - Орликом (которого нет в фильме, кстати) и не в силах совладать с тяжелым характером жены. Джо просто работает и плывет по течению. Но он добрый! Джо считает Пипа своим другом и планирует, как они будут работать на кузнеце вместе.

Такие родители как правило довольствуются малым: здесь и сейчас. Они дают то что имеют сами.

Сам кузнец и тебя научу, тоже будешь кузнецом.

Нет, это не плохо. Однако, если перевести на современный лад, получится примерно следующее:

Не нужно тебе высшее образование, иди лучше сразу ко мне на завод, нечего время терять, школу окончил и хватит, я уже договорился, завтра вместе на смену на завод заступаем, платят немного, зато стабильно на хлеб заработаешь.

Такие родители как родственник Пипа - Джо, видят своих детей буквально своим отражением в зеркале. Они не замечают мечты и планы о более благополучном будущем и чаще всего убеждены, в том, что учится после школы не нужно и трата денег на образование полная бессмыслица, они советуют устроиться грузчиками или на завод и как можно скорее.

А потенциал в какой либо сфере ребенка они зачастую не замечают.

В книге Джо отпустил Пипа в Лондон, кстати. И где-то даже гордился им. Но получается, что до последнего не верил в Пипа как в будущего джентльмена, так откладывал деньги и оказался в итоге прав, оплатив его долги. Но тут все сложно, ладно. Джо не стыдит, не укоряет Пипа, он по-прежнему считает его своим другом.

-5

3. Тип родителей. На грани безумия, как мисс Хэвишем.

Когда-то давным давно в молодости Мисс Хэвишем прямо в день ее свадьбы ее бросил и прилюдно унизил ее жених. С тех пор Мисс Хэвишем ушла в самобичевание и портит жизнь самой себе и окружающим.

Как говорится сама не живет и другим не дает.

Цель ее жизни — реализоваться через приемную дочь Эстеллу. Чтобы Эстелла выросла бессердечной красавицей и разбивала мужские сердца. Именно так мисс Хэвишем видит свое возмездие (кому?) и триумф.

Вокруг мисс Хэвишем периодически возникают ее родственники, которых она зовет стервятниками. Что логично. А Пип для нее просто игрушка для тренировки характера Эстеллы. Всё. Она и Эстеллу то не особо любит, она просто видит в ней молодую версию себя и хочет прожить другую жизнь хотя бы ковенно, через Эстеллу.

Странно еще, что Эстелла выросла относительно нормальной, учитывая, что она росла в изоляции с безумной женщиной.

Пип до последнего уверен, что мисс Хэвишем и есть его покровитель-благодетель. Он еще с детства выражает ей свое почтение.

Такие бывают не только родители, но и бабушки и тети. У которых есть деньги, и поэтому они считают, что все родственники, в том числе и дети, им должны поклоняться и выполнять их безумные и нелепые прихоти.

На современный лад:

Хочешь наследство? Придется постараться, выполняй мои нелепые поручения, а там посмотрим.

Шикарная иллюстрация найденная в интернете
Шикарная иллюстрация найденная в интернете
И еще одна
И еще одна
Пип, Эстелла, Мэгвич
Пип, Эстелла, Мэгвич

4. Тип родителей «в лепешку расшибусь, но всё для тебя сделаю», как Абель Мэгвич.

Опустим подробности его жизни до того как его посадили. И за что. Поговорим о том, что цель его жизни - воспитать джентльмена.

Этот тип сход с типом безумной мисс Хэвишем тем, что также реализовывается не через собственную жизнь, а через ребенка. Так же впадая в крайность, только в противоположную.

Он трудится в поте лица, круглыми сутками работая, чтобы его ребенку (в данном случае Пипу, не суть, что он не его сын) не пришлось работать.

Он необразован и беден, но он всеми силами выжимает буквально всё из себя чтобы заработать состояние и все до последнего отдать ребенку. Он хочет чтобы парень не в чем не нуждался!

Разве это плохо?

Мэгвич зарабатывает не просто на безбедную жизнь Пипа и оплачивает все его расходы, он хочет чтобы Пип жил в роскоши!

А какой родитель не хочет?

Конечно и в наше время такие родители не редкость! Родители, которые жертвуют собой, ходят в одной одежде пока она не сотрется до дыр, экономя на себе во всем чтобы оплатить репетиторов, чтобы ребеночек учился и поступил в университет! Потом снова продолжают экономить на себе чтобы деточка жил к своей квартире, а не болтался по общежитиям. Чтобы у сыночки был лучший телефон/квартира/машина и чтобы он жил в достатке.

Такие родители, как правило, не замечают полное отсутствие собственной жизни и живут жизнью детей. Все ради детей.

И, к сожалению, почти всегда такие дети не знают цену деньгам, не умеют сами зарабатывать, неблагодарные.

-9

5. Тип родителей: Мистер Памблчук. «Всем заслугам он обязан благодаря мне».

Тут все понятно, такой тип родителей принимает минимальное участие в воспитании, но если ребенок добивается успеха в какой-то области, то такой родитель не переставая всем рассказывает, что успеха он добился благодаря ему. Даже если это совсем не так.

-10

6. Тип родителей: Мистер Джеггерс. «Я сделаю только то, что необходимо».

Такие родители как правило считают, что если ребенок накормлен и одет, то ему особо ничего и не нужно. Они как правило не занимаются духовным развитием ребенка, для них главное, что бы у ребенка были закрыты базовые потребности, а развлечения, хобби, искусство это не базовые.

Такой тип родителей никогда не водит ребенка в театр, кино, на какие-то мероприятия. Максимум это детская площадка возле дома, и то редко. Такие родители не играют с детьми, а если играют, то редко. Они разрешают детям круглосуточно смотреть телевизор/ играть в компьютер/телефон. Лишь бы только их не трогали. Они купят и новые игрушки и новый гаджет. Но проводить время с ребенком будут минимально.

Чаще всего это родители, которые неплохо зарабатывают, но не хотят свободное время посвящать ребенку, предпочитая собственный отдых.

-11

7. Тип родителей: Эстелла. Сама страдала и тебя заставлю или безгранично избалую.

Эстелла прикрывается фразой, что она ничего не чувствует и ее такой воспитали. Однако, каждый сам волен принимать решение каким ему быть и выбор есть всегда. В произведении Эстелла сначала ребенок, а потом юная девушка. Но если брать ее взрослый характер и посмотреть на ней сквозь призму родительства? Какой же она сможет стать матерью?

Если сама выросла в психически нездоровой семьей с безумной приемной матерью? Если ее обучали, что любви не бывает и весь мир сплошное разочарование? Да, Пип признался ей в любви и она вроде как даже поняла, что в мире бывают сильные чувства. Но как это скажется на ее будущих детях?

Мне кажется люди со сложным детством склонны невольно окружать детей гиперопекой. Сознательно или нет, они пытаются максимально проявлять свою любовь даже когда дети уже выросли. Там где надо принять, что ребенок уже не ребенок и отпустить его, родители настолько привязываются к детям, что забывают что дети повзрослели и надо бы перестать их контролировать.

-12

Конечно, я не психолог, но почему-то именно на эти мысли меня навело это произведение.

Можно было бы поговорить о том, почему почти все персонажи обижены жизнью, почему недовольны собой и окружающими, как они сами себе придумывают ложные надежды и ожидания и потом разочаровываются от реальности.

Но мне кажется, это и так очевидно. Сами придумали, сами поверили, сами обиделись.

Какой вывод? Меньше ожиданий — меньше разочарований.

Не нужно выдумывать себе того, чего нет, и потом обижаться на то, что собственные ожидания не совпали с действительностью.

-13

В книге поднимается очень много тем: социального неравенства, богатых и бедных, несправедливости, дружбы и предательства.

Мне кажется, каждый найдет что-то свое.

Но лично мне это произведение далось тяжело. Оно очень длинное, в нем много деталей и подробностей. Мне показалось, что слишком уж оно перенасыщено ненужной и лишней информацией, бесконечные громоздкие описания, огромное количество второстепенных персонажей. Вот если бы первые 2/3 книги сократить на 50% мне кажется было бы интереснее и понятнее.

А так я просто потерялась в этой книге, настолько она насыщенная и длинная.

-14

И я не знаю, как относиться к концовке. Вроде всё логично. Но в то же время что-то не так. Добро не победило зло. Аристократы живут и здравствуют, хоть вроде как они не такие уж и счастливые, как кажется на первый взгляд.

Абель Мэгвич не спасен, но, однако, покинул мир счастливым.

Пип и Эстелла наконец вместе.

То есть жизнь вроде как не идеальна, и люди не бывают только хорошими или плохими. В каждом есть и то, и другое. И идеальных концовок не бывает.

А что вы думаете об этом произведении? Как вам концовка? Нравится ли персонаж Пипа? Считаете его благодарным или неблагодарным? Какой персонаж нравится, а какой нет? Смотрели фильм или сериал или читали книгу?