– Двадцать лет я жила для других, Надя! Двадцать, представляешь? – Валентина печально посмотрела на подругу. – И за эти годы даже не заметила, как постарела не только я, но и моя квартира.
Надежда погладила подругу по руке.
– Зато ты сына вырастила одна. Образование ему дала. Женила удачно! Разве это ничего не значит?
– Значит, – усмехнулась Валентина. – Только я для себя пожить хочу. В комфорте! А тут не так на диван сядешь, пружина в ногу впивается! Не так ящик на кухне откроешь, он просто на пол вываливается! Устала я от этого хлама!
Валентина с грохотом поставила чашку на стол. Буря эмоций ясно читалась у нее на лице. Надежда усмехнулась и спросила:
– Так что же не живешь для себя? У тебя же есть сбережения, вот и потрать их.
Валентина скептически посмотрела на подругу. Она не привыкла тратить деньги на себя. Всегда на сына, на его семью, на его дом. Свои потребности она словно и не замечала. Надежда заметила сомнения на лице Валентины. Она продолжила:
– Не нравится мебель – замени ее! Сейчас столько вариантов, и модных красивых. Как зайду в мебельный магазин, так глаза и разбегаются. Ну что ты так смотришь на меня? Я серьезно! Недавно себе новый матрас прикупила. Ортопедический. Почти тридцать тысяч отдала. Зато сплю теперь, словно на облаке. И даже хон.дроз мой замолчал!
Надежда серьезно закивала, словно пыталась убедить упрямую подругу. Валентина еще несколько секунд что-то взвешивала у себя голове. А потом сообщила:
– Убедила! На следующей неделе пойдешь со мной выбирать мебель. И даже не думай отнекиваться. Это ты во всем виновата.
Подруги расхохотались. Сорок лет дружбы остались за плечами. Но смеялись они как тогда, когда впервые оказались за одной партой. Весело, звонко, беспечно.
Дни пролетели незаметно. Валентина переворачивала в сковородке пирожки, мысленно вспоминая, что они сегодня увидели в мебельном. Два дивана особенно ей понравились. Но сделать выбор не получалось.
Звонок в дверь отвлек Валентину от готовки. Она выключила плиту и поспешила в коридор.
Невестка Ольга почти ввалилась в прихожую, обдавая Валентину запахом дождя и осеней сырости. Валентина поежилась, отопление пока не включили, и в квартире было не слишком тепло. Приходилось кутаться в шаль.
– Валентина Петровна, – Ольга улыбнулась во весь рот, – а у меня новости!
Валентина повесила куртку невестки на крючок, отметив очередную обновку Ольги. Уже третья новая куртка. А ведь осень началась всего четыре недели назад.
– Проходи на кухню, Оля, я пирожков напекла. Да и чай тебе не помешает, замерзла поди на улице?
Невестка упорхнула на кухню. Принялась греметь чайником, искать на полке «свою» кружку. Валентина с улыбкой наблюдала за невесткой.
Три года назад Дима привел ее на ужин. В тот же вечер Валентина поняла, что у них все серьезно. Когда они сыграли свадьбу через четыре месяца, Валентина даже не удивилась.
Свисток закипевшего чайника вырвал Валентину из воспоминаний. Она села за стол, пока Ольга наливала чай и ставила на стол тарелку с пирожками.
– Так что за новости, дочка? – тепло спросила Валентина.
Ольга просияла.
– Мы добились рефинансирования ипотеки! Нам платеж на три тысячи снизили. Представляете, какое счастье?
Валентина кивнула, новость действительно была отличной.
– Я так за вас рада, Оля. Теперь вам станет полегче.
Ольга заулыбалась еще шире. Она откусила кусочек пирожка, почти замурлыкав от удовольствия.
– Просто объедение, Валентина Петровна. И да, будет намного проще теперь. Хотя без вашей помощи мы бы все еще снимали коморку.
Валентина отпила чай – любимый малиновый – и покачала головой.
– Я всего лишь помогла с первым взносом. Все остальное – ваша заслуга.
– Но мы никак не могли накопить с Димой! Если бы вы тогда не дали нам почти миллион, мы бы не купили свою квартиру.
Валентина рассмеялась. Ей были не по душе благодарности, поэтому она поспешила сменить тему.
– Кстати, Оля, пока ты тут, нужно твое экспертное мнение. Как думаешь, в гостиную стоит взять серый или бежевый диван?
Ольга на секунду задумалась, склонила голову к плечу. А потом решительно ответила:
– Серый. Он будет отлично гармонировать с обоями. А что, вы решили сделать ремонт?
Валентина кивнула, она тоже больше склонялась к серому варианту.
– Да, эта мебель уже отжила свое. Двадцать лет назад я ее купила. Хватит, пора менять, пока она полностью не развалилась. Тем более, мне скоро пятьдесят пять исполняется. Я решила сделать себе такой подарок в день рождения, – Валентина сжимала в руке кружку.
Ей все еще казалось, что она слишком тратиться на себя. Что не заслужила такой роскоши – новую мебель в дом.
Молчание затянулось, Валентина удивленно подняла взгляд на невестку. Ольга нахмурилась, между бровями залегла глубокая складка.
– Оля? Все в порядке?
Ольга вздрогнула, потом бросила нечитаемый взгляд на свекровь.
– Да, просто задумалась. Нам… Нам с Димой тоже бы не мешало обновить мебель. Она нам досталась от прежних хозяев. А вы во всей квартире хотите менять мебель? Или только в одной комнате?
Валентина нахмурилась. Что-то в тоне невестки заставляло нервничать. Молчание, странная запинка и отстраненный взгляд. Все вместе это складывалась в неприятную картину. Но Валентина не подала виду. Спокойно ответила:
– Во всей, благо накоплений хватает. Мы с Надей были сегодня в мебельном, выбрали почти все. Осталось только несколько деталей уточнить.
Ольга кивнула, а потом театрально посмотрела на часы на стене.
– Ого, сколько уже времени. Мне домой пора бежать, еще ужин Димке готовить. Всего хорошего, Валентина Петровна! Не стоит меня провожать, я сама захлопну дверь.
Ольга как ураган пробежала по квартире и исчезла, оставив после себя неприятный осадок.
– И что это было? – под нос себе пробормотала Валентина.
Поведение невестки ей не понравилось. Что-то здесь было не так.
Но думать о плохом не хотелось. Валентина позвонила Наде, сообщила, что диван будет серым. И завтра можно вернуться в мебельный, чтобы оформить весь заказ.
Спустя неделю Валентина ходила по комнатам своей квартиры и наслаждалась обновками. Новый диван, стол, консоль под телевизор. На кухне гарнитур сиял хромированными ручками. А стол и стулья отлично вписались в небольшое пространство. Валентина радостно вздохнула. Сегодня она будет спать на новой кровати и матрасе, который ей посоветовала Надя. Может быть на утро и спина не так сильно будет болеть.
Звонок в дверь отвлек ее от любования. Она поспешила открыть, пропуская в квартиру Диму и Ольгу. Она провела детей по комнатам, показала покупки. Валентина сияла от радости. Но хорошее настроение постепенно портилось. Сын и невестка оставались хмурыми и недовольными.
Валентина больше не могла тянуть. Она резко спросила:
– Дима, что случилось?
Дмитрий провел рукой по обивке дивана.
– Хороший... Нам с Олей он так бы пригодился. У нас в гостиной старый и продавленный диван. Ты сама знаешь.
Валентина села рядом с сыном.
– Знаю. Но у меня тоже был старый диван. Его давно было пора заменить. Дима, скажи мне пожалуйста, что не так?
Ольга, стоявшая в дверях, подала голос:
– А то, что вы думаете только о себе, Валентина Петровна! Мы с Димой живем среди старой, чужой мебели! А вы шикуете! Меняете все в доме, даже не подумав о нас! И не спросив, а может нам нужнее. Разве так должна поступать мать? Вы подумали, в каких условиях будут расти ваши будущие внуки?
Валентина с недоверием посмотрела на Ольгу.
– Оля, о чем ты говоришь?
– Вы должны были купить мебель нам! А не себе! Нам она нужнее, мы молодые! А вы свое уже пожили!
Ольга резко захлопнула рот, будто поняв, что сболтнула лишнего.
– Должна? Я должна вам? Ольга, а не много ли ты на себя берешь? – Валентина поднялась с дивана. – Я оплатила вашу свадьбу. Дала деньги на первый взнос! Я оплатила образование Диме, поэтому он сейчас так хорошо зарабатывает! Может вам пора жить своими силами? А не диктовать мне, что и кому покупать?
Гнев бурлил под кожей Валентины. Она не могла поверить, что у Ольги хватило наглости сказать ей подобное.
– Мама, – Валентина почувствовала, как ее потянули за рукав, – успокойся. Оля конечно резко сказала. Но разве она не права? У нас вся жизнь впереди. Было бы лучше, если бы именно у нас в квартире появилась новая мебель. А ты...
Валентина с недоверием уставилась на родного сына. Того, в кого вложила душу, силы и деньги.
– Уходите, – глухо произнесла она.
– Мама, – попытался достучаться до Валентины Дима.
– Уходите, – повторила она. – Если вам обоим мало того, что я уже дала, то просто уходите. Я не хочу вас сейчас видеть. Вон!
Валентина повысила голос, заставив сына и невестку вздрогнуть. Дима отошел от матери и потянул жену на выход. Валентина слышала, как за ними закрылась дверь.
Она опустилась на новый диван. Радость от покупок горьким пеплом осела в горле. Сын и невестка испортили вечер, показав свое истинное лицо. Она не понимала, как и когда ее милый и заботливый сын превратился в эгоиста. Просто не понимала.
Но что-то менять было поздно.
Валентина достала телефон, набрала номер подруги.
– Надя, приходи ко мне. Обмоем мою новую мебель.
Жизнь продолжалась несмотря ни на что. И испортить себе настроение окончательно Валентина не позволит никому...
Дорогие подписчики! На платформе все шатко-валко, будущее туманно и, если вы не хотите потерять меня и мои рассказы, переходите и подписывайтесь на мой одноименный канал "Одиночество за монитором" в тг. Там вам предоставляется прекрасная возможность первыми читать мои истории и общаться лично со мной в чате)