В 2022 году впервые стартовала гонка Rus X-Fly - наш ответ Red Bull X-Alps, самой экстремальной гонки в парапланеризме. Организаторы - Анна Гора и Артём Лозовой провели её в предгорьях Кавказа. Консультантом был Анатолий Ломовцев. Спортсмены должны были двигаться от горы Юца, что рядом с Пятигорском, до станицы Преградная - населённым пунктом между КЧР и Адыгеей. Длина маршрута составляла около двухсот километров. Гонка проходила вдоль Пастбищного и Скалистого хребтов, по хорошим дорогам и обжитым местам. Погодные условия не позволили сделать гонку лётной на всём её протяжении и спортсменам пришлось передвигаться почти всё это расстояние пешком.
Начало было положено и требовало продолжения. Полёты на свободном параплане требуют наличие восходящих потоков, с помощью которых пилоты могут передвигаться на большие расстояния. Рекорд Мира, чуть больше шестисот километров, был установлен в Техасе, над пустынной равниной. Гонка Red Bull проходит в Альпах. Участники передвигаются либо на параплане, пересекая горы по заданному маршруту, либо пешком. Они должны сами искать места для взлёта, приземляться там, где того требуют условия соревнований и отмечаться в журнале. Длина гонки составляет обычно чуть больше тысячи километров. Ключевые точки (ППМ) проходят по самым живописным туристическим местам Альп.
Первая гонка Rus X-Fly получилась не очень лётной из-за не самых удобных локаций. На Северном Кавказе метеорологическое направление горно-долинного ветра северное, а экспозиция большинства склонов в предгорьях южная. Северный Кавказ ломает представления большинства пилотов об образовании восходящих потоков на южных, прогреваемых склонах в Северном полушарии нашей планеты, ведь именно на Северном Кавказе большинство склонов в предгорьях находятся в роторах и термические потоки на них разбиваются, а стартовать с попутным ветром в ротор обычно не безопасно. Потоки на таких склонах образуются в стороне от них и нужна высота чтобы их поймать.
В 2023 году консультантом и директором по безопасности гонки попросили стать меня и я предложил другой маршрут - через Северное приэльбрусье. Нам очень сильно повезло с погодой, и две трети пути, из двухсот сорока километров, спортсмены пролетели.
Зачем я стал участвовать в этом? Я всю жизнь прожил на Кавказе и летал тут, разведывая новые локации. Я стал одним из первых пилотов, начавших летать в Чегеме. Парадромы Даргавс и Дунта так же были разлётаны мною. Побывав на Джилысу, я понял что тут тоже должны летать - место одно из лучших на Кавказе. Когда мне предложили поучаствовать в гонке в качестве организатора, я с удовольствием согласился, ведь популяризация полётов на Северном Кавказе это то, чем я занимаюсь последние 25 лет своей жизни.
Соревнования 2023 года прошли без сучка и задоринки. Погода, как я уже говорил, нам благоволила. Мы решили разбить соревнования на задачи, которые необходимо было выполнить, летя на параплане или передвигаясь пешком. Первый таск провели в Пятигорске, Задача была взять точку на Бештау и вернуться на Юцу. Погода позволила слетать туда и обратно.
Затем мы перенеслись на Джилысу, где разыграли несколько интереснейших тасков. Спортсмены больше двух третей пути пролетели. Ребята были все в отличной физической форме. В последний день соревнований некоторые, из-за плохой погоды, пробежали по 70 километров. Соревнования были международными - участвовал один спортсмен из Германии. Не смотря на отсутствие у некоторых атлетов суппортеров, мы спокойно завершили гонку.
2025 год.
В этом году погода внесла свои коррективы. В тренировочный день мы все отлично полетали по всей локации. Даже получилось слетать к половине пути на Бермамыт с возвращением. Казалось, что погода будет и на следующий день, но прогноз говорил об обратном. На вечернем брифинге организаторы подали надежду спортсменам на хорошее развитие погоды.
С утра уже появились первые "флаги" на Эльбрусе - это когда сильный ветер сдувает снег с горы. Это признак ветра, силой более 10 м/с. На западном склоне явно мело позёмку. И ветер опускался. Всё говорило о том, что погода портится и летать становится опасно. В 7 утра мы открыли старты. Первые атлеты были на ППМ "Грибы" уже в 10 утра. Двое решили стартовать от ретранслятора и приземлиться на Эмануэля. Пока был штиль, но периодически приходили порывы ветра с разных сторон, пока не очень сильные.
А погода всё ухудшалась! По верхам появились волновые облака и всё говорило о необходимости закрытия полётов. Первые атлеты стартовали от каменных грибов и слетели вниз, на поляну Эмануэля. Термической активности не было. Я решил поехать в лагерь и начать сборы, приближался фронт и необходимо было собрать все что могло сдуть сильным ветром.
Я спустился в лагерь. Тут уже появились первые признаки фёна. На склонах, ведущих к Бирджалы-Кёль, появились смерчи. Я передал в рацию что приходят сильные, до 20 м/с порывы ветра с Юга. Тут я должен был закрыть полёты, но начальник соревнований просила меня этого не делать... Дело в том, что такой ветер может опуститься до самого рельефа и перевалить даже через Сирх. Это мы наблюдали неоднократно. Я, когда видел такой прогноз на Джилы-су, обычно шёл в трек. Единственно, что не дало прорваться этому ветру, прослойка более тяжелого воздуха, лежавшая на поляне Эмануэля. Стабильность этой прослойки неизвестна никому. Нам повезло, что никто не погиб и не покалечился во время прорыва. Поляна Эмануэля и старт с Сирха под долинник находятся в паре километров по прямой от нашего лагеря. Именно на плато, где располагался лагерь, фён приходит первым, со стороны Бирджалы.
В Это время один из участников, находящийся на Грибах, сообщил о Западном ветре в 15м/с на ППМ. В это время в небе появляется ещё один участник, решивший стартовать с грибов. Сильная роторная турбулентность от склонов Эльбруса кидала его то вверх, то вниз, как в водовороте. Зрелище было не для слабонервных. Нам всем повезло что слой холодного и тяжелого воздуха лежал на поляне Эмануэля и его не сдуло фронтовым ветром, там был штиль. При обратном раскладе Антону бы не поздоровилось! Пилот прошёл срез и осуществил мягкую посадку. А в это время, с северного старта Сирха взлетали другие атлеты... Они, стартовав, уходили на Север, в район плато Бичасын. Улетели недалеко, самый быстрый смог пролететь километров пятнадцать.
В это время я сажусь в машину и еду, с врачом и нашим кинооператором на Бермамыт. Моя задача была привезти вещи, необходимые для бивуака, двум атлетам чьи суппортеры не могли передвигаться по бездорожью. У ребят были обычные автомобили, для трассы и асфальта. Со мной поехали ещё два суппортера на Ниве. Их атлеты тоже бежали по плато Бечасын, в направлении Бермамыта.
Отдельное спасибо разработчику трекеров системы Lora, Евгению за то что он предоставил нам эти замечательные изделия. Вот его сайт: www.bitlite.ru
Приехав на Бечасын от дороги, я в течение нескольких мнут обнаружил всех пятерых атлетов, двигающихся в сторону плато Бермамыт, хотя GSM связи там почти нет.
Дорога, ведущая на Бермамыт от плато Бечасын, проходима только для внедорожников. В дождь она становится совсем плохой. Я поднялся на плато, а в это время Федор Челышев уже растянул там свою лебедку и затягивал учеников, в ожидании атлетов. Погода стояла летная, но приближался фронт и день шёл к закату...
В это время один спортсмен поднялся на Бермамыт. Продумывая маршрут, я знал что на Бермамыте есть и кафе и гостиница, так что в случае чего, ребята могли там заночевать и покушать.
Проблема была в суппортерах. Двое не могли сопровождать своих атлетов на всём протяжении гонки. Их автомобили не были внедорожными и подняться на Бермамыт, даже по хорошей дороге не могли. В конце концов они потеряли с ними связь совсем. А приближающийся фронт добавил драматизма.
Первым на Бермамыт поднялся Илья Муха он единственный воспользовался лебёдкой для старта и улёта к цилиндру. Он имел связь со своим суппортером. Илья смог пролететь уже на закате Солнца почти 30 км к Учкекену. Его затянули лебёдкой на достаточную высоту и он, с попутным ветром, пролетел это расстояние, не долетев трёх километров до цилиндра. На Бермамыт поднялись ещё двое, но у них не было связи с суппортерами, плюс Солнце уже садилось, а полёты нельзя производить за полчаса до захода. Им предстояла ночёвка на Бермамыте. Я не мог им разрешить старт, так как не знал, где их суппортеры и они тоже не знали того. На Бермамыте они хотя бы были в безопасности и тепле.
Фронт пришёл через час после моего отъезда. Сначала набежал густой туман, с видимостью 10-15 метров. Затем пошёл снег. Но у ребят были транспортные средства и ночлег. Фёдор остался ночевать на плато, а у него был УАЗ и лагерь. Все нашли и суппортеров( кроме двоих спортсменов) и ночлег. На следующий день старт решили закрыть на два дня непогоды, но передвигаться пешком было возможно, хоть и не очень приятно. Тем более что километров через 10 снега уже не было.
А погода на Бермамыт принесла реальный ад. Туман, снег, ветер, метров под 20/с. На утро все попросились домой оттуда.
Через два дня старт открыли снова. Николай Малков, чтобы добраться до Бермамыта, нанял джип, и его довезли до точки, где он остановился два дня назад. Оттуда он продолжил гонку, пешком.
Антон Буркатов начал гонку на плато Бечасын. Со своим суппортером он успешно штурмовал Бермамыт и продолжил двигаться к цели. За день он прошёл 62 километра, закончив день в Учкекене. Четверо атлетов сошли с дистанции. Один из них сильно натёр ногу.
На следующий день команда Фёдора Челышева вновь растянула лебёдку, но уже над селом Учкекен. Погода позволяла пролететь оставшийся маршрут до Ильича. Над Учкекеном стояла хорошая погода, с базой 1800 AMSL.
Итак, на финише оказались только трое из восьми атлетов: Николай Малков, Илья Муха и Антон Буркатов. Ещё один атлет сошёл с дистанции по причине травмы суппортера во время посадки на плато Бечасын. Серьёзных травм суппортер не получил и был доставлен в больницу в Кисловодск, где ему была оказана помощь.
Заключение.
Мы с Анной, как организаторы, реально чуть не получили инцидент и не один, в день старта гонки. На мой взгляд, наша задача, как организаторов, вовремя останавливать атлетов. Погода была нелётная и несла опасность для пилотов. Прорыв сильного западного ветра как на поляну Эмануэля, так и на старт на северном Сирхе, мог унести чью-то жизнь или здоровье. Такой прорыв мы с Анной наблюдали незадолго до соревнований. Стоя на старте и готовясь к взлёту, мы вдруг почувствовали усиление ветра до 20 м/с. Хорошо, что ни мы, ни наши учлёты не оказались в это время в небе. А условия и прогноз были схожими. Определить, будет ли прорыв фёна в данном месте просто невозможно, слишком малый масштаб. При организации таких событий необходимо более серьёзно относиться к прогнозу погоды и закрывать полеты при любом признаке приближения опасных метеорологических условий. Это в дальнейшем поможет избежать травм. С небом не шутят и организаторы таких соревнований должны иметь общий взгляд и общую линию, направленную на безопасность, оставив свои внутренние амбиции и непонятные надежды на лучшее.
Ещё не все суппортеры хорошо выступили. Каждый суппортер должен быть подготовлен не хуже атлета и быть готовым следовать за ним на протяжении всей гонки. Он должен мыслить как атлет и понимать, что тот делает. Суппортеры должны всегда иметь возможность встретиться с атлетом, иначе это может привести к гибели или тяжелой травме в плохую погоду. RusXfly 2025 показал, что суппортера атлет должен готовить сам, и изначально вместе они должны пройти весь маршрут. Трое суппортеров не имели технической возможности следовать за своими атлетами, а двое потеряли с ними всякую связь и не знали, где их искать. Я встретил их на асфальте у посёлка Кичи-Балык, у съезда на грунтовку, ведущую на Бермамыт. Да, они передали мне бивуак для их атлетов, и те не замерзли и нормально заночевали, но на этом миссия этих двух парней закончилась.
Чтобы продолжать гонку в больших горах жизненно необходимы эти условия, а иначе всё может закончиться печально... Надеюсь, что эта дисциплина продолжит существовать и развиваться у нас в стране. Ведь без неё парапланерный спорт будет однобоким и не таким привлекательным.