Найти в Дзене
Культурная История

Волшебство и тени: «Малахитовая шкатулка» в Театре Терезы Дуровой

Где-то там, в седых уральских горах, средь вековых сосен и звонких ручьёв, сокрыты несметные подземные сокровища. Их хранит загадочная и могущественная Хозяйка Медной горы. Легенды гласят, что лишь избранным — чистым душой и чутким к шепоту камня — открывает она сверкающие чертоги. Но путь туда таит опасность: очарование самоцветов может навсегда удержать путника в своих объятьях. Эта древняя, манящая и пугающая сказка ожила на сцене Театра Терезы Дуровой в спектакле «Малахитовая шкатулка».

Режиссёр Тереза Дурова, взяв за основу бессмертные сказы Павла Бажова, создал по-настоящему масштабное зрелище. Перед зрителем разворачивается целый мир: и уютная деревенская жизнь, и мрачные шахты, и самое главное — таинственные недра гор, где рождается магия. Всё это великолепие одето в потрясающие костюмы от Виктории Севрюковой. Хочется разглядывать каждую деталь: как сказала художник, чтобы передать острые грани камня, в головной убор самой Хозяйки даже вмонтированы… искусственные ногти! Это ли не волшебство, рождённое фантазией и мастерством?

Виктория Севрюкова с головными уборами Хозяйки Медной горы
Виктория Севрюкова с головными уборами Хозяйки Медной горы

Однако спектакль удивительным образом уходит от прямой сказочности. Это не история о мистике и не о романтической любви Данилы и Аннушки. Это, скорее, притча о вечном противоборстве — о отношениях «хозяина» и «подчинённого», мира природного, одушевлённого, и мира жадного, меркантильного.

-3

В центре этого невидимого поединка — владелец шахты Мормагон, законченный негодяй, для которого люди — лишь пыль под сапогами, и сама Хозяйка Медной горы.

-4

И вот здесь начинается самое интересное. Авторский взгляд лишает героев однозначности. Да, Мормагон — воплощение зла. Но я поймал себя на мысли, что и Владычица подземных богатств — тоже не кусок сахара. Её поступками явно движет не только справедливость, но и ревность, страсть. Она влюбляется в талант и чистоту Данилы, одаривает его божественным даром камнереза, но ставит условие — вечную разлуку с миром людей. Кто она после этого? Соблазнительница? Похитительница душ? Хотя в её великодушии нельзя усомниться: она отпускает мастера к любимой Аннушке, дарит ту самую легендарную шкатулку, ломящуюся от украшений. Но дар-то забирает! Возможно, она по-своему права: она дала «первоначальный капитал», а уж как им распорядиться — дело рук человеческих.

-5

Пожалуй, самой сильной и неожиданной стала в этом спектакле роль жены Мормагона — Ядвиги. Юлии Юнушевой удалось невозможное: изначально гротескная, почти карикатурная злодейка вырастает в трагическую фигуру. Мы видим не просто жадную и взбалмошную барыню, а по-своему любящую и отчаянно ревнивую женщину. Она готова идти за мужем хоть в ад, на расправу с самой Хозяйкой, лишь бы быть с ним вместе до конца. Её пластический этюд с браслетами, предназначенными Аннушке, — это отдельный шедевр. Руки, внезапно оживающие и превращающиеся в непослушных змей, становятся метафорой её скорого конца. Это блестяще.

-6

Музыкальное оформление спектакля, за которое отвечал Сергей Кондратьев, гармонично — хоровые напевы вокального ансамбля создают нужную атмосферу. Но здесь же кроется и главный диссонанс. Почему в сердце русского сказа, уральских легенд, зазвучали мотивы ирландского рила? Этот выбор кажется чужеродным и входит в противоречие с самой философией сказов Бажова.

-7

Хороши и очаровательны ящерки — верные служанки Хозяйки в переливающихся зелёных костюмах. Но и здесь нас поджидает разочарование. К огромному сожалению, спектакль невероятно тёмный. Да, мы понимаем, что действие происходит в недрах гор.

-8

Но именно там, в воображении каждого, кто читал Бажова в детстве, вспыхивает фейерверк красок: здесь и переливы малахита, и густая зелень изумруда, и кроваво-красная яшма, и синева агата. Мы ждали этого волшебного сияния, этого праздника самоцветов! Но его нет. И даже шикарные, детализированные костюмы главной героини тонут в всепоглощающей черноте декораций Марии Рыбасовой, которые, увы, на этот раз не сыграли.

-9

Но есть главный критерий, который перевешивает все замечания. Детям спектакль безусловно нравится! Он динамичный, не затянутый (всего два часа с антрактом), полный чудес и превращений. Искренний восторг в глазах маленьких зрителей после финального поклона — вот главная магия театра и единственное, что по-настоящему важно для успеха. А «Малахитовая шкатулка», несмотря на свои светотени, эту магию, бесспорно, дарит.

-10

Текст и фото: Михаил Брацило / Москультура

Понравилось? Поддержите самый культурный канал лайком и подписывайтесь на него. Здесь только эксклюзивы