Справка: Костюмированный бал, состоявшийся в Зимнем дворце 11 (24) февраля и 13 (26) февраля 1903 года — маскарад, во время которого вся знать Российской Империи присутствовала в костюмах «допетровского времени». Эти костюмы дошли до нашего времени запечатленными в фотографиях, которые являются ценным историческим источником. До настоящего времени этот бал остается самым известным праздником в Санкт-Петербурге времени царствования Николая II.
В некоторых источниках назван последним балом в Зимнем дворце, что является ошибкой (последний бал в нём был дан в январе 1904 года).
Играет народная музыка. Гости собираются в зале (15 минут). Приглушается свет, меняется музыка. Выходят хозяин и хозяйка бала.
Добрый вечер, уважаемые дамы и господа!
Девушка. Милостивые государыни и милостивые государи, рады видеть Вас на нашем балу.
Девушка. Я свечи зажигаю и молчу.
И смотрит мне в глаза волшебник-вечер,
Рукою тьмы притронувшись к плечу.
Впервые бала зажигаю свечи
От танца к танцу по невидимой дороге,
От кринолинов и корсетов до шелков,
Скользим сквозь время, сквозь великую эпоху,
Где танцы появлялись вновь и вновь.
Девушка. Мы приглашаем вас на бал!
Те, кто записывался в почетные гости на представление хозяйке и хозяину бала, прошу вас заходить в зал по объявлению вашей фамилии, а при входе обязательно приветствуйте поклоном хозяина и хозяйку бала.
Юноша. Добрый вечер! По светским условиям бала представляю Вам почетных гостей.
На балу присутствуют: (перечисляют официальных гостей).
Юноша. Участники бала: графиня ________________________________! (реверанс).
Герцогиня ____________________________________________________ с дочерью.
Юноша. Графиня __________________________________________ с племянницей!
Баронесса _____________________________________________со своим семейством!
Юноша. Герцогиня_____________________________________, со своим семейством!
Княгиня_____________________________________________________________!
ВЕКТОР
ЖЕМЧУЖНАЯ РОССЫПЬ
БАЛЕТ
Хозяйка. Господа, спасибо, что пришли! Зачитываю указ о проведении балов Божиею милостию Императрицы ЕкатериныI!
Повелеваю правила о балах, написанные мною собственноручно, соблюдать неукоснительно, а именно: В собрание отправляясь, оставить все чины вне дверей, равномерно, как и шляпы, а наипаче шпаги. Спесь тоже у дверей оставить. Сама люблю и шутки, и переодевания, и ряженых, и танцы модные.
Хозяин: Указ «Божиею милостию императора Александр III!
Платья французского покроя носить разрешается. Повелеваю балы-маскарады в Зимнем Дворце для желающих сделать доступными. Модные танцы и можно, и нужно.
Да здравствует бал! Церемонимейстер!!
Церемониймейстер: Господа, бал открывает полонез.
Настя первыми выстраиваются в полонез.
Исполняется полонез
Все становятся по кругу зала
Церемониймейстер: сегодня на бал приехали из города известные любители балов из Танцующего города! Они, несомненно, станут украшением нашего вечера! Браво, Браво!
ВЕКТОР
Приглушенно звучит музыка вальса. Инсценировка отрывка из «Героя нашего времени» М.Ю. Лермонтова. Печорин и Мери, прогуливаясь по залу, разговаривают.
Печорин (с покорным видом). Я слышал, княжна, что, будучи Вам вовсе незнаком, я имел уже несчастие заслужить Вашу немилость,… что Вы нашли меня дерзким…. Неужели это правда?..
Мери (иронично). И Вам бы хотелось теперь меня утвердить в этом мнении?
Печорин. Если я имел дерзость Вас чем-нибудь оскорбить, то позвольте иметь ещё большую дерзость просить у Вас прощения. И, право, я бы очень желал доказать Вам, что Вы насчёт меня ошибались…
Мери. Вам это будет довольно трудно…
Печорин. Отчего же?
Мери. Оттого, что Вы у нас не бываете, а эти балы, вероятно, не часто будут повторяться.
Печорин (с досадой). Знаете, княжна, никогда не стоит отвергать кающегося преступника: с отчаяния он может стать ещё преступнее!
Церемониймейстер: Падеграс, господа! Падеграс!
Печорин А, впрочем, пока позвольте пригласить вас на тур падеграса!
(микрофон хореографу. После того, как она всех выстроит – попросит включить музыку, только после этого её включать.)
падеграс
По окончании танца, к микрофону выходит две «сплетницы».
Она2: Смотри, герцогиня __________ - прославленная модница. Не сомневаюсь, она с самого утра спала в бигуди и не ела, чтобы талия была такой тонкой!
Она1: Смотри, Герцогиня _______ – совершенная богиня и сказительница, восхитила всех своею русскою модой. Ах, какие жемчуга!
ЖЕМЧУЖНАЯ РОССЫПЬ
(микрофон хореографу. После того, как она всех выстроит и объяснит правила – попросит включить музыку, только после этого её включать.)
ИГРА «РУЧЕЕК»
Девушка. Мы благодарим всех гостей за участие в нашей танцевальной игре. Хочу напомнить вам, уважаемые дамы и господа, что есть праздник в нашей душе или нет, зависит в основном от нас самих. Не разрешайте себе плохое настроение – это неприлично.
ВЕКТОР
БАЛЕТ
ЖЕМЧУЖНАЯ РОССЫПЬ
По окончании игры, к микрофону выходит две «сплетницы».
Она1: Судари и сударыни!!! «Балет для всех» княгини ______________ представляет уникальный, восхитительный, классический, балетный номер из балета _______Браво, Браво!
БАЛЕТ ДЛЯ ВСЕХ
________1(сплетничая): Представляешь, пока играли мне приглянулся вон тот статный мужчина, да к тому же именно он выбрал меня в пару с собой! Вот бы еще с ним встретиться взглядом.
________2: Можно же не только встретиться глазами, но и потанцевать. Давай попросим объявить польку!
Церемониймейстер: Господа, объявляется танец Полька!
(микрофон хореографу. После того, как она всех выстроит – попросит включить музыку, только после этого её включать.)
ПОЛЬКА
УРОК ТАНЦА И ХОРОШИХ МАНЕР
Ц: Девицы! Получив за раз приглашения на несколько кадрилей, вы должны запомнить своих кавалеров, чтобы не причинить никому неудовольствия и не сделаться героиней скандала. Во избежание подобных неприятностей, должно запасаться для бала маленькими агендами, в которых вписываются имена и очереди танцоров.
Ц. Протягивает девушке маленькую книжечку. Та с поклоном принимает ее.
Следующая пара.
Церемонимейстер: Сударыня! Будьте так любезны, прочтите, пожалуйста, порядок кадрилей на вашей агенде.
Девушка читает: Первая кадриль – князь Николай Бегичев, вторая кадриль – граф Толь, третья кадриль – князь …
Церемонимейстер: Довольно, довольно, сударыня! Хорошо! Я попросил прочесть исключительно ради нашего урока. Надеюсь вы понимаете, что светские девушки не станут хвастаться друг перед другом своими агендами, ибо это есть доказательство дурного тона.
Необходимо также помнить, что, отказав одному танцору, девица не имеет права участвовать в том же танце с другим кавалером: такой поступок обнаруживает также кокетство дурного тона и может иметь самые плачевные последствия. Не раз мы видели и кровавую развязку. Продолжим урок…
Звучит музыка. По сцене вновь проходят пары, как бы, прогуливаясь по залу, создавая иллюзию бала. К микрофону подходят две девушки, пары замирают и изображают разговор.
Машенька: Ах! Здравствуй, Сашенька! Подружка!
Какой чудесный нынче бал!
Вот, капитан Васильев - душка -
Со мной мазурку танцевал!
Сашенька: Ах! Машенька! Моя родная!
Гуляевой графини сын
Ко мне неравнодушен, знаю!
Он здесь без матушки, один!
Машенька: Взгляни направо, дорогая!
Стоит красавец офицер.
На нас он смотрит не мигая.
Ну, просто, чудо кавалер.
Сашенька: А! Князь Миронов! Из Парижа
Вчера вернулся, говорят.
Сейчас к нам подойдет поближе.
Он, кстати, сказочно богат.
Машенька: О! Дочь купца Петрова - Глаша.
Кривляка! Ишь, задрала нос!
Товар удачно сбыл папаша,
Гостинцев ворох ей привез.
Машенька: А что за дама там, послушай?!
Уж на советника ль вдова?!
- Да, Аграфена, в прошлом - Груша.
Явилась старая сова!
Сашенька: Охота на мужчин открыта.
Не сдобровать сегодня им.
И мы, с тобой, не лыком шиты.
Себя в обиду не дадим.
Машенька: Глянь, небо звездное какое!
Отбросим все печали прочь!
Вино французское рекою!
И будем танцевать всю ночь!
Звучит музыка, девушки, хихикая, убегают, расходятся и пары.
Церемонимейстер: Вот такие разговоры иногда случались на балах. Простим этим молодым особам их ветреность и злословие.
Церемонимейстер: Падеспань!
(микрофон хореографу. После того, как она всех выстроит – попросит включить музыку, только после этого её включать.)
ПАДЕСПАНЬ
Звучит мелодия испанского вальса.
Церемониймейстер: Господа, середина бала испанский вальс.
(микрофон хореографу. После того, как она всех выстроит – попросит включить музыку, только после этого её включать.)
ИСПАНСКИЙ ВАЛЬС
_______: А не сыграть ли нам в фанты? Прошу подойти ко мне первого желающего!
(вызывать по очереди 3х человек.
Подготовить 2 «шляпы»:
В первую положить бумажки с заданиями для первых двух вызванных:
1.Поделить участников бала на две команды. Сыграть в игру «принцесса, дракон и рыцарь. Хореограф объяснит правила.
2. Изобразить предсказателя (гадалку) и предсказать что-нибудь всем гостям.
Во вторую положить бумажки с названиями танцев Полька, Падеспань. Какой танец вытянут – тот и танцуем»)
(микрофон хореографу. После того, как она всех выстроит – попросит включить музыку, только после этого её включать.)
ТАНЕЦ ИЗ ШЛЯПЫ
Церемонимейстер: Дамы и господа, сейчас каждый из вас получит записку с пожеланиями. Оно обязательно сбудется, стоит только в него поверить.
В зал вносят подносы с записками. Каждый гость берет записку.
Тексты пожеланий:
· «Выбрав дорогу, не сворачивай»
· «Загляни в свою душу, спроси у своего сердца»
· «Верь в себя, ведь для того, кто верит, нет ничего невозможного!»
· «Не забывай о себе!»
· «Помни, пущенная стрела, не возвращается!»
· «Найди счастье в дне сегодняшнем!»
· «Знай, рассеются облака, покажется вершина!»
· «Помни, как бы медленно ты не двигался, главное – не останавливаться!»
· «Зная меру, будешь иметь всего вдоволь!»
· Сегодня для вас самый лучший день! Как и все остальные!
· «То, что вас ждет, будет прекрасно!»
· «Счастье не за горами, двигайтесь в том же направлении!»
· «Ваше будущее прекрасно, все в розовом цвете!»
· «Счастья придет к вам, оцените по достоинству радости жизни!»
Девушка: Сей праздник память сохранит,
Останется потомству.
Приятно время провели
В забавах и знакомствах.
Юноша: Довольны все и стар и млад,
Вот будет разговоров.
Немного жаль, грядущий бал
Готовится не скоро
Церемониймейстер: Вот и бал подходит к концу! И Нужно оставить в душе впечатления о нем на целый год, поэтому танцуем Бесконечный галоп!
(микрофон хореографу. После того, как она всех выстроит – попросит включить музыку, только после этого её включать.)
БЕСКОНЕЧНЫЙ ГАЛОП
Звучит музыка.
Церемониймейстер: Господа, бал окончен. При выходе из зала Вас ждет приятный сюрприз – праздничный фуршет (нарезать фрукты на красивые тарелочки).
А тем временем в зале для вас будет играть вальс! Приглашаем вас принять участие в свободном танце.
СВОБОДНЫЙ ВАЛЬС
Пишите ваши отзывы!!