Найти в Дзене

Питерские рок-магазины девяностых. Часть 3. "Застава"

Давно на Заставе находился погранпереход отделяющий столицу от остальной империи. Потому она так названа. Сейчас это Площадь Стачек и окрестности у метро Нарвская. На Заставе, в девяностые, располагались сразу два очень непохожих друг на друга магазина. Магазин принадлежал могущественным повелителям лейбла Caravan Records, так же, как и рок-магазин на Караванной 22. История шопа до начала 1993 года неразлучна с судьбой его «брата», Каравана. Всё тот же бизнес на виниле по улицам и концертным залам Питера: БКЗ "Октябрьский" и т.д. Весной 1993-го «Подвал» открылся в ДК имени Горького, прозванного в неформальной тусовке "Сладким". Как все ведущие рок-магазины девяностых, он тоже имел в народе приставку "самый". Кастыль был самым старым, Караван - самым толерантным, потому, что торговал даже классикой. Подвал был самым тяжёлым. Не знаю, кто и когда наградил его этим статусом, но в принципе, магазин с честью держал марку. Да, всего лишь 32 метра по прямой от выхода из Нарвской отделяло
Оглавление

Давно на Заставе находился погранпереход отделяющий столицу от остальной империи. Потому она так названа. Сейчас это Площадь Стачек и окрестности у метро Нарвская. На Заставе, в девяностые, располагались сразу два очень непохожих друг на друга магазина.

Рок-подвал.

Магазин принадлежал могущественным повелителям лейбла Caravan Records, так же, как и рок-магазин на Караванной 22. История шопа до начала 1993 года неразлучна с судьбой его «брата», Каравана. Всё тот же бизнес на виниле по улицам и концертным залам Питера: БКЗ "Октябрьский" и т.д. Весной 1993-го «Подвал» открылся в ДК имени Горького, прозванного в неформальной тусовке "Сладким".

Как все ведущие рок-магазины девяностых, он тоже имел в народе приставку "самый". Кастыль был самым старым, Караван - самым толерантным, потому, что торговал даже классикой. Подвал был самым тяжёлым. Не знаю, кто и когда наградил его этим статусом, но в принципе, магазин с честью держал марку.

Объявления магазина за 1995 год. Санкт-Петербург. Личный архив Андрея Гусакова.
Объявления магазина за 1995 год. Санкт-Петербург. Личный архив Андрея Гусакова.

Да, всего лишь 32 метра по прямой от выхода из Нарвской отделяло страждущих путников до заветной железной двери в царство рока. Пару ступенек вниз - и мечты обретали реальность. Тамбур, обклеенный афишами, дежурные листки звукозаписи как обыденность эпохи, металлический саунд встречает на пороге. Интересной особенностью магазина являлась торговля эксклюзивными изданиями альбомов по цене обычных в 1999-2000 годах.

Фото рок-магазина с наиболее близкой к "Подвалу" пространственной концепцией. Источник: Just Media.ru, Антонина Пыжьянова
Фото рок-магазина с наиболее близкой к "Подвалу" пространственной концепцией. Источник: Just Media.ru, Антонина Пыжьянова

Слева, у входа, на прилавках лежали аудиокассеты, дальше, в глубине зала торговали более солидным товаром. Рок-атрибутика и одежда висела на стенах и потолке, каждый свободный квадратный сантиметр объема был в деле.

Сначала помещение было проходным, коридор заканчивался тупиком продуктовой лавки. Эта была самая ближняя от метро точка, где можно было купить водку и ужин, поэтому Подвал сразу стал популярным. Но в коридоре становилось тесно, пришлось делить людские потоки: рок-налево, водка-направо. Ещё позднее, сбоку от входа в Подвал открылся ларёк с пивом. Акустическая колонка, выведенная за пределы магаза транслировала забойное рубилово и старые баллады в направлении ларька, клиенты которого как мотыльки летели на звук музыки.

Так же как и все остальные рок-магазины девяностых, Подвал вёл собственный чарт продаж альбомов, с разделением на русских и иностранных исполнителей, в нём можно было достать редкие издания и альбомы. Магазин закрылся осенью 2002 года, потому, что закончился десятилетний договор об аренде помещения.

Фенька Рок-Н-Ролл

Или Фенька у Нарвских ворот, на стыке Нарвского проспекта, 23 и Бумажной, 2. Поначалу, с 1994 года это был угол книжного магазина на площади Стачек, 3 в 184 метрах по прямой от Подвала. Там был небольшой отдел по продаже кассет, пластинок, прессы, атрибутики и прочего малогабаритного добра. Как входишь в книжный, сразу до упора налево. Таким он и запомнился в девяностые всем. Если говорить о "самости", то этот магазин был самым интеллигентным и интеллектуальным. Поддатые подростки в коже и цепях редко жаловали его своим появлением, там собирались взрослые: развитые и разумные люди. Для всех остальных на Заставе был Подвал.

Объявления магазина за 1995-й (слева) и 1997 годы (справа). Андрей Гусаков, ex. "Волчий корм". Из личного архива.
Объявления магазина за 1995-й (слева) и 1997 годы (справа). Андрей Гусаков, ex. "Волчий корм". Из личного архива.

Яркой особенностью магазина на Стачек был сервис по скупке-продаже монет и наград. Эти рудименты теснились за стеклом прилавков вместе с символами рокерского культа. Помню свою неудачную попытку продать там серебряный рубль 1925 года - оказалось никакой ценности он не представлял и его оценили как лом серебра.

Это было примерно так. Рядом с прессой и кассетами лежали монеты, значки, награды. Фото не идентифицируется, автор найдись.
Это было примерно так. Рядом с прессой и кассетами лежали монеты, значки, награды. Фото не идентифицируется, автор найдись.

Позже, в 1996 магазин со Стачек переехал на 132 метре севернее, и обосновался на углу Нарвского и Бумажной ("Бумажки"). Ассортимент разбух косухами и прочей металлизированной кожфактурой, превратив Феньку в самодостаточный рокерский магазин. В народе до сих пор ценятся и продаются аудиокассеты "из-под Феньки", в основном панк и альтернатива, включая прекрасные альбомы западной музыки с буклетами внутри. Сообщество признало магазин и в 1997 году, он подводил итоги прошедшего года, выбрав ТОР-10 лучших питерских альбомов по версии журнала FUZZ.

Через 13 лет, после вселения на Бумажку, по-моему в 2009-м году (а по воспоминаниям Ивана Байшпиллера уже в 2008-м), магазин переехал на Петроградку в клуб «Орландина» и пустил там корни под новым брендом «Grim Rock Store». Для меня до сих пор остаётся загадкой, почему рок-магазин не стал успешным в стенах рок-клуба. Тем более, что стор находился на входе и мимо него ни пройти, ни выйти. Видимо бизнес убил интернет, и начале 2011-го, магазина в списках живых не значилось

На сегодня это всё братья и сестры. Верую, что наши души связаны воедино в любящем сердце Рока!

Питерские рок-магазины девяностых. Часть 1.

Питерские рок-магазины девяностых. Часть 2.

Питерские рок-магазины девяностых. Часть 4.