Давно на Заставе находился погранпереход отделяющий столицу от остальной империи. Потому она так названа. Сейчас это Площадь Стачек и окрестности у метро Нарвская. На Заставе, в девяностые, располагались сразу два очень непохожих друг на друга магазина.
Рок-подвал.
Магазин принадлежал могущественным повелителям лейбла Caravan Records, так же, как и рок-магазин на Караванной 22. История шопа до начала 1993 года неразлучна с судьбой его «брата», Каравана. Всё тот же бизнес на виниле по улицам и концертным залам Питера: БКЗ "Октябрьский" и т.д. Весной 1993-го «Подвал» открылся в ДК имени Горького, прозванного в неформальной тусовке "Сладким".
Как все ведущие рок-магазины девяностых, он тоже имел в народе приставку "самый". Кастыль был самым старым, Караван - самым толерантным, потому, что торговал даже классикой. Подвал был самым тяжёлым. Не знаю, кто и когда наградил его этим статусом, но в принципе, магазин с честью держал марку.
Да, всего лишь 32 метра по прямой от выхода из Нарвской отделяло страждущих путников до заветной железной двери в царство рока. Пару ступенек вниз - и мечты обретали реальность. Тамбур, обклеенный афишами, дежурные листки звукозаписи как обыденность эпохи, металлический саунд встречает на пороге. Интересной особенностью магазина являлась торговля эксклюзивными изданиями альбомов по цене обычных в 1999-2000 годах.
Слева, у входа, на прилавках лежали аудиокассеты, дальше, в глубине зала торговали более солидным товаром. Рок-атрибутика и одежда висела на стенах и потолке, каждый свободный квадратный сантиметр объема был в деле.
Сначала помещение было проходным, коридор заканчивался тупиком продуктовой лавки. Эта была самая ближняя от метро точка, где можно было купить водку и ужин, поэтому Подвал сразу стал популярным. Но в коридоре становилось тесно, пришлось делить людские потоки: рок-налево, водка-направо. Ещё позднее, сбоку от входа в Подвал открылся ларёк с пивом. Акустическая колонка, выведенная за пределы магаза транслировала забойное рубилово и старые баллады в направлении ларька, клиенты которого как мотыльки летели на звук музыки.
Так же как и все остальные рок-магазины девяностых, Подвал вёл собственный чарт продаж альбомов, с разделением на русских и иностранных исполнителей, в нём можно было достать редкие издания и альбомы. Магазин закрылся осенью 2002 года, потому, что закончился десятилетний договор об аренде помещения.
Фенька Рок-Н-Ролл
Или Фенька у Нарвских ворот, на стыке Нарвского проспекта, 23 и Бумажной, 2. Поначалу, с 1994 года это был угол книжного магазина на площади Стачек, 3 в 184 метрах по прямой от Подвала. Там был небольшой отдел по продаже кассет, пластинок, прессы, атрибутики и прочего малогабаритного добра. Как входишь в книжный, сразу до упора налево. Таким он и запомнился в девяностые всем. Если говорить о "самости", то этот магазин был самым интеллигентным и интеллектуальным. Поддатые подростки в коже и цепях редко жаловали его своим появлением, там собирались взрослые: развитые и разумные люди. Для всех остальных на Заставе был Подвал.
Яркой особенностью магазина на Стачек был сервис по скупке-продаже монет и наград. Эти рудименты теснились за стеклом прилавков вместе с рокерскими шалабухами. Помню свою неудачную попытку продать там серебряный рубль 1925 года - оказалось никакой ценности он не представлял и его оценили как лом серебра.
Позже, в 1996 магазин со Стачек переехал на 132 метре севернее, и обосновался на углу Нарвского и Бумажной ("Бумажки"). Ассортимент разбух косухами и прочей металлизированной кожфактурой, превратив Феньку в самодостаточный рокерский магазин. В народе до сих пор ценятся и продаются аудиокассеты "из-под Феньки", в основном панк и альтернатива, включая прекрасные альбомы западной музыки с буклетами внутри. Сообщество признало магазин и в 1997 году, он подводил итоги прошедшего года, выбрав ТОР-10 лучших питерских альбомов по версии журнала FUZZ.
Через 13 лет, после вселения на Бумажку, по-моему в 2009-м году (а по воспоминаниям Ивана Байшпиллера уже в 2008-м), магазин переехал на Петроградку в клуб «Орландина» и пустил там корни под новым брендом «Grim Rock Store». Для меня до сих пор остаётся загадкой, почему рок-магазин не стал успешным в стенах рок-клуба. Тем более, что стор находился на входе и мимо него ни пройти, ни выйти. Видимо бизнес убил интернет, и начале 2011-го, магазина в списках живых не значилось
На сегодня это всё братья и сестры. Верую, что наши души связаны воедино в любящем сердце Рока!