Найти в Дзене
Иной взгляд

Поездка в Кашин

Площадь перед зданием администрации округа. Доска почета и инфостенды. Фото автора.
Площадь перед зданием администрации округа. Доска почета и инфостенды. Фото автора.

Недавно довелось в очередной раз посетить город Кашин. Начну с дороги туда.

Общеизвестной является фраза «В России две беды – дураки и дороги», приписываемая Гоголю, хотя Гоголю её приписал Михаил Задорнов в конце 1980-х в одном из своих сатирических монологов (стендапов, по-нынешнему).

Так вот, любая дорога в Кашин является иллюстрацией этой поговорки, причем вторая беда – прямое следствие первой.

Если ехать из Москвы, то в Кашин вы можете попасть тремя путями.

Первый путь ведет от трасс М10 или М11 через Бежецкое шоссе с поворотом на светофоре близ села Кушалино направо, через сёла Горицы и Верхняя Троица.

Если с М10, то вам надо еще пересечь Тверь, если с М11, то на Бежецкое шоссе вы попадаете сразу, повернув после огромного придорожного комплекса Лукойла большой едальней внутри (кормят там отвратительно, пиццу готовят 45 минут).
Несравнимо с отличной столовой того же Лукойла в Вышневолоцком округе, у пересечения М11 и дороги «Красномайский – Фирово».

Как только вы свернули с Бежецкого шоссе на светофоре, начинается дорога образца 1990-х годов - неровная, с колейностью в асфальте от большегрузов, встречаются и небольшие ямы.

После села Горицы дорога становится еще хуже, а после Верхней Троицы (в которой аварийный мост через реку Медведица) дорога вообще превращается в асфальтовую стиральную доску.
Многочисленные ямы и выбоины, вылезающие как подснежники каждый апрель, годами заляпываются асфальтом.

Асфальтовые блямбы разного размера и разного сорта асфальта делают дорогу абсолютно неровной, на одном квадратном метре их может быть несколько, что для машин с нежной городской подвеской экстремальное испытание.

Местные власти это понимают и вешают знаки «Неровная дорога» и «Рекомендуемая скорость 40». И так вы едете примерно 70 километров. Примерно – потому что встречаются необъяснимые участки ровного свежего асфальта длиной по 50-350 метров.
Видимо, совсем убитые части решили не заляпывать одноразовыми заплатками, а перестелить заново.

В общем, если вы женщина на Hyundai Getz, то ехать там вы будете долго и нервно.
Для таких дорог рекомендую Toyota Tundra. Или Volkswagen Amarok, к примеру. На них 120-140 км/ч вполне достижимо (но потом на сервис – проверять подвеску).

Местные ездят в основном на продукции АвтоВАЗа, которая уже давно не выпускается.

Второй путь из Москвы едет через Дубну (до которой вы доедете по Дмитровскому шоссе), через Кимры и в уже упомянутом селе Горицы он соединяется с описанной выше дорогой.
Так вот: от Кимр до Гориц идет отличнейшее шоссе без единой неровности. Хоть 200 км/ч ехать можно (некоторые так и ездят).

Попутно замечу, что 14 километров между Дубной и Кимрами – это не перемещение из Московской области в Тверскую: это перемещение из 3-его десятилетия XXI века в последнее десятилетие века XX.

Третий путь из Москвы лежит через Ярославское шоссе (трасса М8 «Холмогоры»), где вы сворачиваете на дорогу Сергиев Посад – Калязин.
До Калязина дорога более-менее ничего, а от Калязина до самого Кашина (26 км) дорога примерно такая же, как описано выше.

Но третий путь наиболее красивый. Вы пересекаете Волгу по высокому мосту, с которого открываются шикарные виды вверх и вниз по течению.

Итак, мы приехали в Кашин. Он расположен на перепадах высот вдоль извивающейся по городу речки Кашинки.
Дороги в городе оставляют желать лучшего, хотя заметно ровнее всех трёх путей в город.

Архитектура города – классическое сочетание дореволюционной постройки в сочетании с советским новоделом, одна гостиница «Русь» чего стоит…

Из старых зданий более-менее отреставрированы торговые ряды на центральной площади города и собор, в котором хранятся мощи Анны Кашинской (жены Михаила Тверского).

Если интересно, погуглите судьбу этой удивительной женщины, в условиях средних веков дожившей до 88 лет и потерявшей убитыми мужа, всех детей и внука.

Добавлю, что Анна чуть ли не единственная святая в общероссийском пантеоне, канонизированная дважды (1649 и 1909) – вследствие её деканонизации в 1677 году, в эпоху гонений на старообрядцев.
Мотивация: она крестилась двуперстием (что для XIV века вполне нормально) и так изображена на иконах (что для XVII века неполиткорректно).

Бросился в глаза кашинский стиль езды водителей. По улицам города, даже по вполне хорошим, люди ездят со скоростью 30-40 км/ч. Объяснения я этому не нашел.

Лично несколько раз тащился за туарегами и крузаками, которые ехали 40 км/ч при знаке 60 и ровной дороге, при отсутствии всяких там тракторов и экскаваторов перед ними.
Жигули и нивы едут так же, если даже не медленней.
Какая-то географическая аномалия, не иначе.

Огромное количество женщин за рулем. Впечатление такое, что процент женщин-водителей больше, чем в мегаполисах.
На дорогих джипах и на ржавых жигулях, на мерседесах и на уазиках. Объяснение, думаю, простое – мужчины бухают.

Читал блог одного питерского путешественника, он посетил Весьегонск, это на севере Тверской области.
Так вот у него мне бросилась в глаза фраза: сложно не пить, когда вокруг тебя кругом Весьегонск.

Про Кашин можно сказать тоже самое. И добавить: в Кашине есть ликеро-водочный завод. Выпускает значительный ассортимент водок и наливок.
Пить можно. И пьют. И спиваются.

А жизнь, как и везде в глухой провинции, держится на женщинах. Женские характеры в разных уездных городках очень разные, но есть некие общие закономерности. Так вот в Кашине общая закономерность – спокойствие и невозмутимость.
Понятно, что есть и другие, но en masse общий тренд таков.

Местные мужчины коренастые, широколицые и красномордые, выглядят как правило старше своих лет и обладают лишним весом. И пусть одеты они не как прогуливающиеся по Сретенке в обеденный перерыв офисники, но их жировые складки на спине и откормленные задницы колышутся ровно так же.

Доброжелательность и готовность помочь в любом аспекте у местных женщин я встречал неоднократно. Говорить об этом, с примерами, можно много но так как этот текст может увидеть моя жена, то в подробности углубляться не буду.

Рекомендую также всем зайти в местные магазины.

Не в сетевые, типа Магнита или Пятёрочки, а в небольшие частные, в которых с первой половины 1990-х годов мало что изменилось: те же стеклянные холодильные витрины советского образца, из которых продавщица достаёт батон колбасы, чтоб отрезать вам от него сколько попросили.
Манеры и выражение лица у неё тоже как у советской продавщицы, пенсионеры поймут о чем речь )))

Развесная сметана творожные десерты местных фермеров продаются в обычных пластиковых одноразовых контейнерах.

Имеется продукция белорусских мясокомбинатов в большом ассортименте, что для самого запада Тверской области как-то странно, ибо на её востоке (близ границы с Беларусью) они встречаются реже.

Много продукции с соседней Ярославщины, йогурты и молоко из Углича очень неплохие.

Завершая это краткое рассмотрение, могу сказать, что посещать такие задержавшиеся во времени городки всегда приятно: ты видишь разницу.

Разницу между урбанистической гиперкомфортной реальностью мегаполисов, где городские власти улучшают жизнь горожан путем создания благоприятных условий для зарабатывания денег близкими к этим самым властям бизнесами и глубинкой, где власти живут по принципу «день прошел без ЧП – уже хорошо».

Планы развития, комфортная городская среда, да просто привести в порядок берега Кашинки – задача, абсолютно нереализуемая для муниципалитета по причине отсутствия денег.

Народ там бедный, предприятий мало, а бюджетников много – школы, детские сады, департамент развития села (прям как в СССР), спортшкола, дом культуры и т.д.
Всех надо содержать, выделять деньги на зарплату, содержание зданий и финансирование деятельности.

А не финансировать откровенных дармоедов, сидящих на шее у бюджета, тоже нельзя – люди останутся без зарплаты и уедут в города покрупнее.

И такой подход приводит к тому, что в условном ДК, в котором 5 кружков и концерты 2 раза в месяц, штатная численность человек 50.
А в условной спортшколе, где занимается примерно 10-12 групп детей (и не каждый день), штатная численность человек 30.

В администрации округа есть целый IT-отдел из двух человек: два сисадмина-эникейщика на трёхэтажное здание (в котором 3-й этаж состоит из двух залов заседаний) явно непропорциональны имеющимся на двух этажах 20-30 компьютерам. У обоих зарплата, естественно, плюс налоги в взносы в СФ РФ.

Посетите Кашин. Всем рекомендую. Почувствуйте разницу.

Точнее, очень много разниц.

P.S. Другие мои тексты о провинции и её обитателях: